Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
28.9.2021
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Досье

Российские информационные империи
версия VI (Август 2000)

Холдинг Медиа-МОСТ

ПЕРСОНАЛИИ

Владимир ГУСИНСКИЙ. Основатель и председатель совета директоров
Игорь МАЛАШЕНКО. Певрый заместитель председателя совета директоров, один из основателей НТВ
Андрей ЦЫМАЙЛО. Заместитель председателя совета директоров, финансовый эксперт
Евгений КИСЕЛЕВ. Гендиректор НТВ, ведущий аналитической программы "Итоги"

Предыстория "Дела Гусинского"

Чуть более года назад впервые публично обозначился конфликт между Кремлем и частным медиа-холдингом Владимира Гусинского (см. предыдущую версию обзора). Все основные экономические и политические претензии кремлевской администрации к "Мосту", были сформулированы летом 1999 года, когда в Кремле искали приемника и формировали ряды сторонников новой власти. Началась очередная "информационная война". ОРТ с остервенением доказывало, что у холдинга Гусинского много задолженностей перед государством, особенно перед "Газпромом". А в "Итогах" администрацию президента представляли как угрозу для свободы слова. Александр Волошин, которого в "Итогах" назвали "кухаркой" и напомнили о том, что он имел отношение к АВВЕ Бориса Березовского, ответил оппонентам в том смысле, что "не надо получать новые деньги с помощью информационного рекета". Тогда мало кто понял, что имел в виду Волошин. Первая фаза противостояния. "Технологическое давление"

В феврале 1999 года НТВ обратилось тогда еще в правительство Примакова, настаивая на государственном кредите, поскольку два других общенациональных телеканала - ОРТ и ВГТРК - после кризиса 1998 года такие кредиты получили. Но для НТВ кредит так и не выделили. Теперь известно, что весной 1999 года велись переговоры между "Газпром" и "Медиа-Мостом" о покупке газовом концерном дополнительных акций медиа - холдинга. Договорится партнеры не успели - вмешалась администрация. Только после ареста Гусинского была обнародована информация о том, что весной 1999 года Волошин предлагал Гусинскому 100 миллионов долларов за то, чтобы тот покинул страну до президентских выборов. По словам руководителя пресс -службы "Медиа - Моста" Дмитрия Остальского предложения покинуть страну поступали Гусинскому "вплоть до ареста".

"Технологическое давление" (выражение кремлевских чиновников) на "Медиа-Мост", начатое весной 1999 года, продолжалось весь год. Сначала стороны долго судились. В результате, "Медиа - Мост" погасил один из кредитов "Внешэкономбанку" (42, 2 млн. долларов). Но до судебных разбирательств и между ними происходили события, которые теперь вполне укладываются в контекст "технологического давления".

Декабрь 1999 - расторжение договора между агентством "ВИ" и НТВ, заставившее "Медиа - Мост" срочно создавать собственного селлера "Смарт Медиа". Январь 2000 - телекомпанию НТВ покидает один из ее основателей и генеральный директор Олег Добродеев. Март 2000 года - "Газпром" гасит кредит "Медиа - Моста" перед CSFB (в 1998 году этот банк дал кредит "Мосту" именно под гарантии "Газпрома") и тут же направляет в информационный холдинг письмо, требуя компенсировать расходы. От предложений взять в долг акции "ТНТ", издательства "7 дней" и "Медиа - Моста", "Газпром" отказался, требуя контроля над всем холдингом. В "Медиа - Мосте" не сомневаются, что к категоричности "Газпрома" имела отношения администрация президента. Апрель 2000 - глава Газпрома Рем Вяхирев высказывает свое несогласие с тем, как частный телеканал освещает чеченскую войну. Вяхирева беспокоит, что партнер "Газпрома" занимает ни совсем "государственную позицию".

Однако, Гусинский не сбавляет обороты и не делает никаких выводов ни после думских, ни после президентских выборов. Он - чуть ли не единственный из влиятельных людей, кто не стал усваивать новые правила игры, предложенные кремлевскими победителями. Более того, в декабре 1999 года "Медиа Мост" производит так называемую "тестовую продажу" 4,5 процентов акций телекомпании НТВ и ТНТ американскому фонду Capital Research. Игорь Малашенко сказал тогда в интервью радио "Свобода": "сделка продиктована соображениями бизнеса, но, в то же время она - есть демонстрация того, что в России должны существовать организации, в дела которых не должно вмешиваться государство".

Во время всех этих пока еще не слишком публичных событий, касающихся взаимоотношений субъектов рынка, все СМИ "Медиа - Моста" выступали в роли практически единственных политических оппонентов новой власти. СМИ "Моста" занимали прямо противоположную подавляющему большинству других российских изданий позицию по Чечне, не разделяли оптимизма российского общества по поводу прихода президента Путина, предрекали наступление авторитаризма и наступление на свободу слова. В феврале ученые - юристы даже обиделись за будущего президента, выступили против использования фигуры исполняющего обязанности в программе "Куклы" и попросили привлечь к ответственности создателей этой программы У ученых "чувство глубокого возмущения и негодования" вызвали создатели "Кукол", "которые пытались ошельмовать с особым озлоблением и остервенением" "и.о. президента, нашего кандидата в президенты и питомца Санкт - Петербургского университета Владимира Владимировича Путина".

Вторая фаза противостояния. Силовое давление

После президентских выборов события вокруг "Медиа- Моста" стремительно набирают оборот. Силовики, вдохновленные обещаниями Путина "мочить", "навести порядок" и "равноудалить олигархов от власти", перевели "технологическое давление" в плоскость спец операций. По мнению некоторых наблюдателей, возможность законными способами разорить "Медиа - Мост" все никак не находилась, поэтому власти решили прибегнуть к силовым действиям. По мнению других, у силовых структур были свои резоны разобраться со строптивым "информационным холдингом". Третьи полагали, что разнообразные "наезды" в итоге должны были подвести холдинг к главному - заставить "Газпром" потребовать от "Моста" уплаты долга в 211 миллионов долларов, и в случае отказа все - таки добиться возмещения долга акциями НТВ.

Хроника войны

Наезд. Итак, через несколько дней после, почти по - царски обставленной инаугурации президента России, люди в масках ворвались в здания "Медиа- Моста" с обысками. Роли распределились быстро: холдинг обвинил силовые структуры в наступлении на свободу слова. Силовики настаивали на том, что тоже пекутся о свободе - по их словам, они защищали право граждан на частную жизнь, изъяв секретные документы и аппаратуру у службы безопасности холдинга. Действия "прокуратуры" были опротестованы "Медиа - Мостом" в суде, часть обысков, проведенных прокуратурой и ФСБ, были признаны незаконными. В Москве прошел митинг в защиту свободы слова, которые в СМИ, придерживающихся государственной точки зрения на происходящее, назвали митингом " в защиту бизнес - интересов "Медиа-МОСТа".

Ровно через месяц силовики предприняли новую атаку .

Арест. 11 июля был арестован Владимир Гусинский. Многие российские и западные журналисты назвали этот день - поворотным событием в постсоветской истории. Предпринимателя такого уровня и влияния в России еще не брали под стражу. Гусинский, по утверждению Генпрокуратуры, подозревался в хищении госсобственности в особо крупных размерах, выразившихся в приватизации петербургской телекомпании "Русское видео". Причем на допрос Гусинского вызвали в связи с совершенно другим делом (хранение патронов к подаренному пистолету). Чиновники, экономисты, политологи комментировали происходящее. Спектр мнение был различен и колебался от убеждения в правильности и даже необходимости ареста, до возмущения произволом властей. Но практически все серьезные наблюдатели говорили в те дни о "неадекватной мере, примененной к Гусинскому".

Через три дня Гусинского выпустили. Вопрос - зачем сажали? А если сажали, то почему выпустили?

Официальная версия ареста Владимира Гусинского - мошейничество в особо крупных размерах. Прокуратура, которая занималась делом питерской телекомпании "Русское видео" с 1998 года , обвинила медиа - владельца Гусинского в незаконной приватизации государственной собственности. История "Русского видио" - давняя и непростая, собственность этой телекомпании перераспределялась ни один раз. В архивах одного из авторов этого обзора сохранились документы, которые свидетельствуют, что многочисленные суда 93-94 годов спорили, что за организация "Русское видео" - государственная или частная. Чьей правоприемницей она на самом деле является - акционерной корпорации "Видеофильм" или Государственного комитета по кинематографии. В начале 90-х в деле о "Русском видео" фигурировал бывший первый заместитель Госкоимущества и председатель совета директоров "Лензолота" петербуржец Петр Мостовой. Позже компания "Русского видео" и крупнейшее российское рекламное агентство "Видеоинтернейшнл" готовили к эфиру любимый народный сериал "Санта-Барбара". В середине 90 -х существовали как минимум два дочерних предприятия "Русского видео", одному из них - государственному - и вменялось в обязанность организовать вещание на 11 канале. На баланс одного из этих дочерних предприятий и было переведено имущество госкомпании. Прокуратура утверждает, что этим предприятиям было то самое "Русское видео", которое якобы, за бесценок (5 тысяч долларов) и купил "Медиа - Мост". В "Медиа- Мосте" утверждают, что на балансе фирмы не было ничего и "Мост" вложил немалые деньги, что организовать вещание на 11 питерском телеканале.

После ареста Гусинского во многие российские издания попала справка без подписи и без печати, в которой описывается только эпизод 96-го года. Если судить по публикациям тех трех дней, никто всерьез не считал, что дело о 10 миллионах долларов - истинный мотив ареста медиа - магната. Тем более, что арестовали его как человека социально-опасного по статье 90-ой.

Даже недругам Гусинского было ясно, что он вряд ли представляет какую-либо социальную опасность для общества. " В случае с Гусинским не было никаких - ни материальных, ни процессуальных - поводов для ареста. Это противоречило всем нормам и здравому смыслу", - говорил в одном из интервью один из недругов Гусинского Александр Мамут.

Естественно, что политики, аналитики и журналисты, оппозиционно настроенные к Кремлю и к действиям власти, заговорили о "политическом заказе" и об угрозе свободе слова. В те дни, пока Гусинский находился в Бутырке, его партнер и друг Игорь Малашенко следовал за Путиным по странам западной Европы и устраивал пресс - конференции в Мадриде и Берлине. Малашенко говорил об " акте произвола", "о методах, которыми режим будет расправляться с неугодными", о "запущенном маховике репрессий".

"Кремлевские" оппоненты Гусинского, в основном, настаивали на аргументах - "перед законом все равны", "прокуратура - орган независимый", поэтому самостоятельно решает какую меру пресечения избирать. С другой стороны кремлевские чиновники признавали, что эта акция "бездарно испортила визит" Путина в Европу . Газета "Время новостей" писала в эти дни: "Пока власть не сумеет убедить капитал в том, что она не группа политических конкурентов, каждый из которых готов позвать ОМОН для расправы над другими конкурентами, мировая конъюнктура останется для России единственным утешением. Утверждение первых лиц государства о том, что они не могут прозвониться к генеральным прокурорам и другим компетентным источникам, никак не поправят настроение инвесторов".

На второй день пребывания Гусинского в тюрьме всерьез забеспокоились бизнесмены, даже те, которые никогда не питали к владельцу "Медиа - Моста" теплых чувств. Появилось письмо 17-ти, подписанное крупнейшими руководителями российского бизнеса. В эфире радио "Свобода" это письмо комментировал министр печати Михаил Лесин. Ключевые слова Лесина: "изменились правила игры, и нужно будет когда-нибудь отвечать за те действия, которые были раньше".

Это принципиальный момент. Проиграв политическую схватку с Кремлем на минувших выборах, Гусинский не захотел понять, что правила игры изменились. До поры до времени никого не интересовало, что концерн "Газпром", владея 40 процентами акций "Медиа - Моста", кредитует часть бизнеса Гусинского и не требует от него возращения миллионых долгов. Когда "нелояльность" изданий холдинга, и, прежде всего телекомпании НТВ стала раздражающей и даже оскорбительной для Кремля, от "Газпрома" потребовали принять меры.

Кстати, только после ареста Гусинского выяснилось, что "Газпром", владеет очень небольшим процентом акций НТВ, а "Медиа-Мост" этой телекомпанией не владеет вовсе. После реструктуризации компании в 1998, структура ее собственности сильно изменилась. Контрольный пакет НТВ стал принадлежать ООО "Объединенные медиа - инвестиции" (учредитель - ЗАО АДН - 1, которое, в свою очередь, учредили сам Гусинский и его партнеры, в том числе Евгений Киселев), а еще около 30% двум гибраалтарским фирмам, принадлежащим лично Гусиснкому (сводные сведения газет "Коммерсан", "Время новостей", журнала "Компания"). Так что, если "Газпром" все-таки решится забрать "Медиа-Мост" за долги, телекомпании НТВ может и не окажется.

Тем не менее, у Кремля по-прежнему оставалась возможность воздействия на "Медиа-Мост" через Газпром. Поскольку 40% акций Газпрома принадлежат государству, значит и в более чем миллиардном долге "Медиа-Моста" Газпрому - треть - деньги для бюджета. Другое дело, что ежемесячный доход "Газпрома" составляет 500 миллинов долларов США и долг Гусинского на этом фоне выглядит сущим пустяком. Не говоря уж о том, что в стране немало бизнесменов, которые должны не меньше, чем Гусинский. Очевидно, что в случае с "Медиа - Мостом" власть явно пошла на принцип: хотите быть независимыми и оппозиционными, обходитесь без государственных денег, которые распределяются только среди бизнесменов, приближенных к госаппарату.

В этой связи появились и еще две версии ареста Гусинского. Они тоже связаны с экономикой. По одной из этих версий, на информационном рынке происходит перераспределение собственности в пользу бизнеса, который поддерживает и поощряет нынешняя власть. Поэтому на многие сегменты бизнеса Гусинского есть претенденты. Например, региональная сеть ТНТ, которую можно либо уничтожить, как конкурента, либо получить по дешевке. Неслучайно, на минувшей неделе был стремительно реанимирован холдинг "Газпром-медиа", который возглавил специалист по имуществу Альфред Кох, а в совет директоров вошли известные телевизионные специалисты Александр Акопов - директор телеканала "Россия" и Анатолий Лысенко - бывший министр информации в московском правительстве.

Есть и еще одна причина, по которой Гусинский, возможно, просидел за решеткой три дня. Один высокопоставленный правительственный чиновник сказал , что среди 17-ти бизнесменов, подписавший письмо в защиту Гусинского, а также среди большинства высших кремлевских и правительственных чиновников, было много людей, которым Гусинский хотя бы однажды угрожал разоблачениями. "Гусинский должен был многое понять," - философски заметил собеседник.

Третья фаза противостояния. Технологически-силовое давление.

После выхода Гусинского из тюрьмы, переговоры с главой "Газпром - Медиа" Альфредом Кохом шли с переменным успехом. "Утечек" практически не было, правительственные чиновники намекали, что "переговоры идут тяжело". Причем в начале июля в разных изданиях ("Компания", "Огонек") появились интервью с бизнесменом Александром Мамутом, который подробно объяснял суть произошедшего с Гусинским. "Он превосходный организатор и недальновидный бизнесмен - все. НТВ - это стопроцентно его рупор, индивидуальный бизнес, как и все издания "Медиа-Моста". Орудие его политической интриги... Гусинский занимается всю жизнь чистой коммерцией, ничем иным, но на рекламном рынке, где он действует сделать желаемую прибыль нельзя. Это же не газ, не никель! Он понял простую вещь: событием является то, что показано по телевизору. И напротив: то, что не происходило, но было показано, становится правдой. То есть у него в руках мощнейшее орудие давления, которое он начинает использовать... Технологиями НТВ владеет блестяще . И Вяхирев дает такие деньги НТВ, потому что это банальная плата за то, что тебя не трогают. И в каком-то смысле Гусинский действительно гений - потому что сумел все это организовать". ("Огонек"). "Сам "Газпром" не может понять, чем он владеет. Даже такой искушенный во всех делах человек, как Альфред Кох ( а он ведь продал все-таки полстраны), не может понять, чем владеет "Газпром", выплатив более 200 миллионов долларов, купив что-то на 130 миллионов и дав гарантии на кредит, истекающий в 2001 году, еще на 200 миллионов. Там нет никакой прозрачной документации, нет девидендной истории" (интервью журналу "Компания").

В середине июля вновь "грянула буря": следователи прокуратуры и ФСБ изымали документы в "Медиа - Мосте", только теперь уже в связи с задолженностью "Газпрому". На этот раз заглянули и на телекомпанию НТВ - искали там устав и личное дело Гусинского. Обошлось без автоматов и масок. Причем, очередная выемка произошло тогда, когда, как уверяли источники в "Медиа-Мосте" наметился прогресс в переговорах, и "Газпром - Медиа" был готов согласится с оценкой капитализации и выработать схему по урегулированию долга. Вскоре против Гусинского была проведена еще одна акция "устрашения" - следователи описали его имущество в связи с делом по "Русскому видео", в том числе и загородный дом. Следователь Николаев сказал, что "доведет дело до суда".

Промежуточный финал

Развязка этого противостояния наступила неожиданно. 27 июля, через семь дней после описи имущества, и после того, как в течение недели в телевизионном сообществе благодаря "утечкам" из Кремля, активно муссировались слухи о возможной продаже Гусинским акций НТВ, медиа - магнат спешно и тихо вылетел в Испанию к семье. Уголовное дело против него прекратили " за отсутствием состава преступления", меру пресечения изменили и сняли подписку о невыезде. Ни одно СМИ "Медиа - Моста" не стало освещать отъезд Гусинского как отъезд победителя, все остальные говорили об этом событии предельно спокойно.

Тем не менее, большинство наблюдателей убеждены, что с прекращением уголовного дела против Владимира Гусиснкого борьба за "Медиа - Мост" не закончится.

Журнал "Коммерсант - власть" полагает, что " в окружении Путина нет и не было единомыслия по поводу того, что и как делать с Гусинским и с его хозяйством". И "новенькие во власти" и "кремлевские сторожили", по версии отдела расследований "Коммерсанта", "в принципе желали бы получить контроль над телекомпанией. В любой форме - через владение пакетами акций или через какое -либо государственное участие. Эта цель старательно скрывается, но именно с оглядкой на эту цель все эти чиновники и бизнесмены участвуют в деле Гусинского".

В результате этой драматической истории выяснилось, что по большому счету никого не волнует, совершал ли Гусинский преступления, в которых его обвиняли, за что он сидел, за что арестовывали имущество, почему его называли "информационным рэкетиром", зачем заставляли нервничать родных, близких и сотни сотрудников "медиа - Моста"?

Если цель в том, чтобы показать обществу - "жесткая" власть наступила и все сильные "мира сего" находятся под пятой государства, то нынешний промежуточный финал сомнителен. Потому что Гусинский ни срока не получил, ни сдал "свои" СМИ в обмен на свободу. Если, как сказал в недавнем интервью Анатолий Чубайс, для Путина Гусинский просто бельмо на глазу, то простая личная цель "убрать магната с глаз долой" достигнута: Гусинский уехал за границу. Только вряд ли в этом дело. Вопросы по-прежнему остаются. И о том, смягчит ли свою, по мнению властей, "антигосударственную позицию" НТВ, договорится ли "государство" с Гусинским или он заставит Кремль с собой считаться - мы узнаем только осенью.


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены