Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
28.9.2021
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Досье

Российские информационные империи
версия VI (Август 2000)

ОРТ и СМИ Бориса Березовского

ПЕРСОНАЛИИ

Борис БЕРЕЗОВСКИЙ. Бывший депутат Госдумы, кремлевский инсайдер, бизнесмен
Аркадий (Бадри) ПАТАРКАЦИШВИЛИ. Долговременный партнер Березовского, его "правая рука" в многочисленных сложных сделках
Игорь ШАБДУРАСУЛОВ. Бывший генеральный директор ОРТ, бывший заместитель главы президентской администрации. В июле Шабдурасулов возглавил новый медиа-холдинг, включающий все СМИ, подконтрольные (или частично принадлежащие) Березовскому.

Первого августа кремлевские чиновники объявили российским информационным агентствам, что магнат Борис Березовский ведет переговоры о передаче своего пакета акций в ОРТ государству. Это известие воспринимается в русле нынешней политики Кремля, который пытается установить контроль над основными телеканалами России и создать новую систему СМИ, управляемых государством.

Без ОРТ Кремль не может создать эффективный государственный медиа-холдинг. ВГТРК, в который входит второй канал российского телевидения - РТР - находится под полным контролем государства и, очевидно, станет хребтом новой системы.

Контроль над ОРТ важен по трем причинам. В советскую эпоху главный канал, известный как "первая кнопка", неизменно представлял официальную трактовку новостей. У многих россиян сохранилась привычка смотреть в первую очередь именно эти новости. Во-вторых, вещание ОРТ покрывает 98 процентов территории страны, а также территории и некоторых бывших советских республик. ОРТ доходит практически до каждой семьи. Наконец, развлекательные передачи ОРТ лидируют в рейтингах, его аналитические программы также пользуются популярностью. Борис Березовский, который с 1995 года держал процесс принятия решений на ОРТ под контролем, нанял некоторых из самых талантливых пропагандистов в стране, таких, как Сергей Доренко и Михаил Леонтьев, которые завоевали аудиторию своим напористым и издевательским стилем.

В конце июня Березовский потряс российское СМИ-сообщество. В интервью радио "Свобода" он впервые признал, что контролирует все 49 процентов акций ОРТ, не принадлежащих государству, и добавил, что готов вести переговоры о передаче своих акций государству. Государство владеет 51 процентом акций компании (из них 45 процентами через Российский фонд федерального имущества), но Березовский контролирует канал через лояльных менеджеров и ведущих, которым его финансовые структуры платят зарплату. Березовский, впрочем, не разъяснил, при каких обстоятельствах он приобрел пакеты акций у других частных акционеров. До 1998 года он непосредственно контролировал 19 процентов ОРТ - 11 процентов через ЛогоВАЗ и 8 процентов через Объединенный банк. 38 процентов ОРТ держал консорциум четырех банков. Когда два из них - Менатеп и СБС-Агро - лишились лицензий, распределение пакетов внутри консорциума стало неясным. Кроме Менатепа и СБС-Агро, в консорциум входили Объединенный банк и Альфа-банк. Сообщалось, что Газпром продал свои 3 процента ОРТ неназванным компаниям, близким Березовскому.

Березовский озвучил свой план передать акции государству как раз в тот момент, когда руководство ОРТ заявило, что намерено потребовать от правительства - либо начать финансировать первый канал, либо продать контрольный пакет частным акционерам, то есть Березовскому.

Как и в случае с Медиа-Мостом и его владельцем Владимиром Гусинским, (см. раздел Медиа-Мост), по поводу ОРТ явно идут масштабные закулисные переговоры, и ситуация остается неясной. Различные кланы, конкурирующие за влияние на Кремль, похоже, имеют разный взгляд на проблему "первой кнопки" - что и оставляет Березовскому значительное поле для маневра. Большинство наблюдателей согласны, что опытный лоббист Березовский будет жестко торговаться перед тем, как достичь какого-либо соглашения по ОРТ. В августе Березовский стал сомневаться в целесообразности передачи своих акций государству, ссылаясь на то, что для него неприемлемо, если все основные телеканалы будут находиться под контролем государства.

Закулисные переговоры Кремля с двумя олигархами, контролирующими два самых влиятельных телеканала, сопровождаются утечками в российскую и западную прессу. Утечки явно имеют цель повлиять на ход переговоров - поэтому неясно, до какой степени они отражают ситуацию.

Такое положение дел напоминает 1995 год, когда ОРТ было создано путем приватизации первого канала. Тогдашний премьер-министр Виктор Черномырдин выступал против сделки. Однако группа лоббистов, близких к Кремлю, начала активную кампанию в прессе. Неназванные кремлевские источники неоднократно заявляли, что сделка близка к завершению. Эта кампания помогла лоббистам, поддерживающим сделку, смягчить сопротивление и, в конце концов, достичь цели.

Долг ОРТ

Кремль говорит, что передача частного пакета в ОРТ в трастовое управление государству будет "положительным результатом". Чиновники намекают, что правительство не намерено платить за акции. Газета "Ведомости" цитировала слова анонимного кремлевского чиновника о том, что "Березовский, кажется, не готов (отдать акции ОРТ), но переговоры уже идут. У ОРТ большие долги, и их будущее неясно."

Ряд наблюдателей предположили, что Кремль намерен просто выкупить пакет Березовского или, по крайней мере, его часть, а утечки в прессу - это дымовая завеса, призванная скрыть суть переговоров.

По словам кремлевского чиновника, зампред совета директоров ОРТ Бадри Патаркацишвили ведет переговоры от имени Березовского, а неназванные представители правительства выступают со стороны государства. Патаркацишвили - давний партнер Березовского и считается его "правой рукой" в многочисленных сложных сделках. Газета "Москоу Таймс" намекнула, что во время отпуска главы президентской администрации Александра Волошина вопросами ОРТ, возможно, занимается его заместитель Владислав Сурков. До прихода в президентскую администрацию в мае 1999 года Сурков, опытный лоббист, был одним из менеджеров ОРТ.

Долг ОРТ - это 100-миллионный кредит, предоставленный телекомпании Внешэкономбанком в декабре 1998 года. Кредит был выделен по указанию тогдашнего президента Бориса Ельцина. По словам бывшего замруководителя президентской администрации Игоря Шабдурасулова, ОРТ также задолжало государству около 50 миллионов долларов за ретрансляцию сигнала.

По соглашению с Внешэкономбанком, 13-процентный пакет акций должен был быть передан банку как залог. Эти 13 процентов должны были предоставить - в равных долях - государство и частные акционеры, т.е. Березовский. В результате, 6,5% акций, принадлежавших государству, были переведены Внешэкономбанку. Остальные 6,5% должны были быть выделены из частного пакета. Однако Березовский в конце июня заявил, что он контролирует 49 процентов ОРТ (а не 42,5%).

Кредит должен был быть возвращен в январе 2000 года, однако 19 июля глава Внешэкономбанка Андрей Костин заявил, что банк сомневается в том, что может вернуть свои деньги. Удивительно, но Костин предположил, что банк может в ближайшее время выделить еще 85 миллионов долларов в кредит для ОРТ. Как сообщали "Ведомости", Костин сказал, что решение по новому кредиту будет принято до конца августа.

Пресс-секретарь Внешэкономбанка Татьяна Голодец также заявила, что необходимая для выделения кредита документация "рассматривается". Она сообщила, что в 1998 году ОРТ запросило кредит в 185 миллионов долларов, однако было принято решение выделить только основную часть - 100 миллионов. По ее словам, "теперь возобновились переговоры о выделении остальной части."

Такая версия существенно отличается от августовского заявления Кремля о том, что Березовский должен вернуть акции ОРТ в обмен на погашение долга ОРТ. По словам "Ведомостей", разговоры о новом 85-миллионном кредите должны послужить завесой для намерения Кремля выкупить пакет Березовского или, по крайней мере, его часть.

Через пять дней после первого заявления Костин отыгрывает назад. Он заявил, что ОРТ в скором времени должно будет вернуть просроченный 100-миллионный заем. Но тут же добавил, что решение еще не принято, и вопрос продолжает обсуждаться.

Кто вправе контролировать ОРТ?

Именно этот вопрос - главный во всей торговле. Государство формально владеет 51 процентом акций канала. За время существования ОРТ все менеджеры телекомпании, отвечая на притязания государства, ссылались на единственный, и с точки зрения "рыночной идеологии", бесспорный аргумент. Поскольку государство после 1995 года не делало никаких значительных инвестиций в телеканал, оно не имеет права диктовать условия. Новую власть, или, по крайней мере, ряд кремлевских чиновников, эта аргументация не впечатляет. К слову сказать, за распространение сигнала частные акционеры ОРТ никогда не платили. По сообщениям российских СМИ, последние два месяца Счетная палата проверяет финансы ОРТ. Эти действия можно расценивать, как попытку оказать давление на канал и его частного акционера.

На собрании акционеров 21 июня Березовский, по-видимому, укрепил свои позиции. В совет директоров из 11 человек вошли только 4 представителя государства. Бадри Патаркацишвили стал заместителем председателя совета директоров, а другие близкие Березовскому люди - среди них его дочь Екатерина и телеведущий Сергей Доренко - директорами. Как сообщила "Москоу Таймс", сразу после собрания гендиректор ОРТ Константин Эрнст сказал, что компания направит правительству письмо с требованием либо начать финансирование канала, либо позволить частным акционерам инвестировать в спутниковую систему вещания в обмен на контрольный пакет. Заявление Березовского о том, что он готов к переговорам о передаче 49 процентов государству, прозвучало вскоре после слов Эрнста.

Позиция Березовского

1 августа Березовский подтвердил, что переговоры по передаче пакета ведутся. Тем не менее он сказал, что на переговорах пока не достигнуто "конкретного прогресса." Он добавил, что ситуация прояснится "вскоре, до осени." Обычно хорошо информированный министр СМИ Михаил Лесин сказал "Интерфаксу", что он удивлен сообщениями о ведущихся переговорах и ничего о них не знает.

В интервью "Ведомостям" Березовский заметил, что он "совершенно намеренно заявил, что пришло время передать частный пакет в ОРТ государству." Он добавил, что, по его мнению " ОРТ выполняло ,прежде всего, политическую функцию. Оно ее полностью выполнило. Мы движемся к демократии. С меня хватит. Мне скучно. Путин на самом деле наш президент. Теперь настало время государству все сказать об ОРТ и принять ответственность за него". О переговорах Березовский сказал, что они "ведутся по поводу передачи, а не продажи пакета. Серьезная работа в этом направлении еще не началась." Он отметил, что "ситуация на медиа-рынке изменилась. Вообще политическая ситуация изменилась. Власть совершает ряд стратегических ошибок. Мы слышим, что Газпром может взять под контроль НТВ. Это значит, что государство будет контролировать НТВ. А это значит, что государство будет контролировать все три национальных телеканала - РТР, ОРТ и НТВ. Это неприемлемо. Даже если государство поддерживает свободу прессы, я с этим не согласен. И если эта тенденция продолжится, я думаю, что для меня появятся новые аргументы против моего первоначального решения передать в траст государству мои 49 процентов ОРТ."

Новый медиа-холдинг?

Трудно сказать, насколько слова Березовского представляют собой попытку усилить его позицию за столом переговоров, а насколько соответствуют его действительным убеждениям. Тактика Березовского - вести торговлю на многих уровнях, и все заявления последних недель, похоже, лишь части этой тактики.

Ясно, что даже если Березовский предложил передать государству в траст его пакет в ОРТ, он не намерен отказаться от своей медиа-империи. Наоборот. В июле он заявил, что подконтрольные ему СМИ - включая телеканалы ОРТ и ТВ-6, газеты "Коммерсант", "Независимая газета" и "Новые известия", журнал "Огонек" и "Наше Радио" - будут объединены в медиа-холдинг.

Игорь Шабдурасулов, известный телевизионный менеджер и бывший замглавы кремлевской администрации, возглавит его.

Шабдурасулов с октября 1998 года до сентября 1999 года был гендиректором ОРТ. После этого он вошел в президентскую администрацию. В июле 2000 он ушел в отставку. Он подавал в отставку и раньше, но президент Путин лишь недавно принял ее. 15 июля Шабдурасулов сообщил российским информационным агентствам, что Березовский предложил ему возглавить новый медиа-холдинг.

Березовский и Шабдурасулов говорили в интервью, что идея создания холдинга "долго созревала." Березовский сказал, что они обсуждали ее почти два года, и теперь "настал подходящий момент." Он добавил, что создание холдинга будет полезно, прежде всего для деловой стороны деятельности его СМИ. Правда тут же признал, что холдинг будет "мощным орудием политического влияния."

В начале августа кремлевские чиновники говорили, что ОРТ вряд ли станет частью холдинга. Это с очевидностью идет вразрез с планом Березовского и, возможно, является одной из главных тем на переговорах о будущем частного пакета ОРТ. Березовский заявил, что если переговоры с правительством провалятся, решение включить или не включать этот пакет в холдинг будет приниматься "исключительно частными акционерами, а не государством."

Тем временем Шабдурасулов заявил, что обсуждал план создания холдинга со своим бывшим начальником по президентской администрации Александром Волошиным. Шабдурасулов сказал, что, насколько он понимает, Волошин "отреагировал спокойно." Он отметил, что и президент Путин не противодействует идее. Понятно, что без ОРТ холдинг не будет так влиятелен, как хотел бы Березовский.

Политический контекст

Поскольку президент Путин подает знаки, что намерен выполнять предвыборные обещания по борьбе с коррупцией и "равноудалиться" от всех олигархов, давлению, по-видимому, начал подвергаться и Березовский. Любое наступление на олигархов, инициированное Кремлем, показалось бы бессмысленным, если бы список не включал бы имя Березовского. Теневой магнат - один из богатейших людей России. Как в России, так и среди зарубежных инвесторов, он считается "образцом олигарха."

В 1996 году магнат помог финансировать предвыборную кампанию Бориса Ельцина. За это президент был "должником" Березовского в течение всего своего второго срока. "Олигарх" считается и одним из главных организаторов прихода к власти Путина.

Судя по всему, с июня 2000 года позиции Березовского внутри "Семьи", похоже, ослабли, и бизнесмен начал публично критиковать Путина. Березовский выступил с критикой президентских законопроектов по усилению контроля над регионами и заявил, что намерен создать "конструктивную оппозицию" президенту. Критика Березовского в адрес Путина поначалу удивила многих, поскольку ОРТ много сделало для успеха предвыборной кампании Путина и безжалостно нападало на его оппонентов.

После июньского ареста медиа-магната Владимира Гусинского, прокуратура обвинила другого олигарха, Владимира Потанина, в том, что он недоплатил при приватизации Норильского никеля. Налоговые власти начали расследования и в отношении других компаний, в частности, АвтоВАЗа. Эта компания связана с компанией Березовского ЛогоВАЗ. Ее обвинили в производстве 280 000 автомобилей с одинаковыми идентификационными номерами в 1996 году с целью уйти от налогов примерно на 600 миллионов долларов. Наблюдатели ждали, ударит ли кампания "укрощения олигархов" по Березовскому в полную силу.

В июле Березовского вызвали на допрос по делу о мошенничестве в Аэрофлоте. В апреле 1999 года ему было предъявлено обвинение в незаконных деловых операциях, связанных с Аэрофлотом. Обвинение было потом снято. Следователи не смогли доказать связи Березовского с авиакомпанией. В июле 2000 главный следователь по делу Николай Волков прибыл в Швейцарию, чтобы забрать документы, изъятые швейцарскими следователями у двух компаний в Лозанне - Андавы и Форуса - которые предоставляли Аэрофлоту финансовые услуги. Волков вернулся в Москву с сотнями папок. Дальнейших сообщений о судьбе дела не было. В конце августа следователь Волков подал прошение об отставке. Она была принята.

19 июля Березовский объявил, что отказывается от места в Госдуме в знак протеста против реформы Совета федерации. Таким образом, он потерял депутатскую неприкосновенность.

Наблюдатели объясняли это по-разному. Некоторые заявили, что верят в сопротивление Березовского реформам, которые он считает авторитарными. Другие же посчитали, что Березовский обеспокоился атакой Путина на олигархов, включая его самого.

Объявляя о своей отставке, Березовский сказал, что не желает участвовать в "разрушении России и введении авторитарного режима."

Березовский также добавил, что, отказавшись от места в Думе, он продемонстрировал солидарность с другими олигархами. Он призвал к общей амнистии по поводу политических и экономических действий прошедшего десятилетия, заявив, что "каждый, кто не проспал последние 10 лет, вольно или невольно нарушил закон."

Березовский отрицал, что между его решением отказаться от депутатского мандата и возобновившейся активностью следствия по делу Аэрофлота есть какая-то связь. Он заявил, что его решение было вызвано исключительно его политическими разногласиями с Кремлем по поводу атаки на региональных лидеров и олигархов.

Большинство аналитиков рынка приняли действия прокуратуры и отставку Березовского за чистую монету - как знак, что Кремль после преследования Гусинского вскоре начнет атаку на Березовского. Но ряд наблюдателей в Москве были настроены скептически.

"Москоу Таймс" писала в редакционной стать: "мы пока не видели никаких доказательств действительного разрыва между Березовским и Кремлем." Газета сочла, что пока столкновение "ограничилось цирковым отвлекающим маневром по поводу того, как реформировать Совет федерации." Политический аналитик Фонда Наследия Евгений Волк заявлял в интервью газете, что "отставка Березовского - лишь пиаровская акция и упреждающий удар, чтобы дать понять Кремлю, что любая попытка предъявить Березовскому какие угодно обвинения будет расценена как политическое дело".

В начале августа прокуратура заявила, что обвинения налоговой полиции в адрес АвтоВАЗа были необоснованными. Было объявлено, что уголовное дело против компании не будет заведено.

Ряд аналитиков уверенно заявляли, что летняя атака на олигархов была доказательством серьезности намерений Путина навести порядок и бороться с коррупцией. Другие - не согласились, считая, что целью акции устрашения "старых олигархов" было перераспределение собственности в пользу тех олигархов (включая "новых"), кто представляется Кремлю более лояльными.

В этой связи Березовский, самый заметный, политизированный и влиятельный (из-за ОРТ) среди олигархов, оказался в сложном положении.

28 июля президент Путин встретился в Кремле с 21 самым влиятельным бизнесменом страны. Он заявил им, что правительство не будет пересматривать приватизационные сделки ельцинского периода. Борис Немцов, который был одним из организаторов встречи, оптимистически заявил, что она стала концом эры олигархов. Участники выпустили заявление о том, что Кремль гарантирует поддержку и полное сотрудничество компаниям, "чьи действия служат государственным интересам."

Ни Березовский, ни Гусинский, ни нефтяной магнат Роман Абрамович не были приглашены на встречу. Журналистка Наталья Геворкян, которая работает в принадлежащем Березовскому "Коммерсанте" и является одним из авторов книги-интервью с Путиным, писала в статье, опубликованной в Газете. ру, что Гусинского не пригласили потому, что он оппонент "Семьи", а Абрамовича не позвали по противоположной причине. Березовский же, по словам Геворкян, вероятно, не был приглашен потому, что каждый член "Семьи" хочет договориться с ним особо.


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены