|
|
[22-03-00]
Liberty Live -
Интернет и предвыборная кампания
Савик Шустер беседует с главным редактором
Интернет-Агентства "Lenta.RU" Антоном Носиком. В программе участвует известный российский правозащитник Сергей Ковалев.
Савик Шустер:
Антон Носик, сегодня все крутится вокруг президентских выборов. У меня к вам глобальный вопрос: зачем Путину Интернет, когда там 4 тысячи пользователей?
Антон Носик:
Строго говоря, это просто такое СМИ на сегодняшний день. Пользователей там на сегодняшний день в России два миллиона, за ее пределами где-то миллион. А обратим внимание, что люди, имеющие российское гражданство и проживающие за пределами России, допущены к участию в президентских выборах. Это - два миллиона немцев из Казахстана в Германии, только в Израиле где-то 150 тысяч голосующих...
Савик Шустер:
Скажите пожалуйста, на ОРТ появилось сообщение - они цитируют Интернет - сообщение о том, что Явлинский будет публиковать листовки с тем, кто взрывал дома в Москве и так далее. Явлинский это, естественно, опроверг, но как после этого любая политическая сила может использовать Интернет с тем, чтобы это было процитировано где-то в гораздо более массовом издании?
Антон Носик:
Да, политическая провокация, о которой вы говорите, она была достаточно многоходовая. Сервер, с которого это взяли на ОРТ - АПН (Агентство политических новостей). Это известная "сливная контора", финансируемая небезызвестным Львом Черным, которая занимается политическими провокациями и публикацией политического компромата, который создателями этого же сервера и выдумывается. Они уже проиграли некоторое количество судов за клевету. Издания, которые на них ссылались, были вынуждены напечатать извинения и опровержения, поэтому на этот раз АПН даже обезопасилось. Оно эту лживую информацию со ссылкой на несуществующую немецкую газету слило в некоторое никому неизвестное уральское агентство, где было, что "немецкая газета сообщает" - какая - в уральском агентстве ссылки на немецкую газету не было. АПН сослалось на уральское агентство, а ОРТ на АПН. То, что ОРТ и АПН - один карман, вам скажет любой, кто более-менее понимает. Но это - розыгрыш, который в Интернете отлаживается уже практически год. Что-то публикуется в Интернете для того, чтобы иметь на что сослаться за его пределами. Но забавно, что и в Интернете уже пошла многоходовка, АПН вынуждено отмывать свои источники, потому что понятно, что будет суд.
Савик Шустер:
Антон, чисто личный вопрос, вот из Мурманска пришло сообщение о том, что там появилось массовое электронное письмо с моим личным электронным адресом "SavikShuster@mail.ru", которого у меня вообще нет, где я выступаю за одного из кандидатов, при том с серьезным заявлением и упреками, чего я никогда не делал и, естественно, никого из них не знаю, между прочим. Но как такое может произойти?
Антон Носик:
Ну, технически, это любой может осуществить. Это очень просто: некто открыл почтовый ящик на "Mail.Ru"
Савик Шустер:
То есть, я могу вашей жене, если у нее есть электронный адрес, послать список людей, которые...
Антон Носик:
Вы можете сделать это от моего имени. Когда приехал Сорос, я делал в своей газете: "Задайте вопрос Соросу", - он потом отвечал. И я зарегистрировал адрес "Soros@mail.ru". Другой вопрос, что я это делал с его согласия. В данном конкретном случае я уже провел некоторое расследование. Я думаю, что если вы обратитесь по этому факту, а это, в общем, провокация и, наверное, если вы обратитесь с формальной жалобой в Управление МВД РФ по компьютерным преступлениям, то есть данные - письмо идет из Москвы, известно, с какого адреса, дальше нужны юридические основания, и можно выяснить, какой паспорт стоит за этим адресом. Так что, это вычисляемо. Дальше это - к органам, которые должны это расследовать.
Савик Шустер:
Антон, мы 19-го декабря были свидетелями достаточно серьезной компьютерной провокации, когда в течение дня выборов у нас появились данные, которые, конечно же, повлияли на всех избирателей, хотя бы потому, что их цитировали.
Антон Носик:
Ну, на тех избирателей, которые получили к ним доступ, а их, как вы сказали, в Интернете их два миллиона человек.
Савик Шустер:
Я сказал меньше, потому что я ссылаюсь на программу Киселева, которая прошла в эфир, и мы видели, сколько людей голосовали за Явлинского или против. Но, вообще, такая провокация - такого масштаба, направленности и формы, это возможно 26-го, либо?
Антон Носик:
Мы знаем, что 26-го будет делать "Фонд эффективной политики" - он будет делать то же самое по электронной почте. Он будет рассылать их всем, кто подпишется - люди могут сейчас, уже сегодня подписаться, и по электронной почте будут приходить те же самые промежуточные данные по президентским выборам.
Савик Шустер:
Это - штаб Путина?
Антон Носик:
Нет, это "Фонд эффективной политики" - некая имиджмэйкерская политтехнологическая контора. Глеб Павловский тот же самый...
Савик Шустер:
Ну, правильно, а кому он делает имидж?
Антон Носик:
Он не делает имидж, это информационная услуга.
Савик Шустер:
На кого он работает?
Антон Носик:
В данном конкретном случае он выступает как издатель, как Интернет-издатель.
Савик Шустер:
Он не поддерживает никого?
Антон Носик:
Это не поддержка, это информация, на которой стоит подпись Фонда "Общественное мнение". Это не агитационная акция. Это распространение информации, которая, в общем, строго говоря, призвана изменить правила игры с запретом на распространение данных. В Америке такая игра тоже есть, тоже есть люди, считающие, что в информационный век этот запрет не пригоден. Так что в принципе тут Фонд не работает на какого-то конкретного заказчика, а работает как издатель трех журналов, двух газет и так далее - информационных, а не политических изданий.
Сергей Ковалев: Но Глеб Павловский не знает, кому он оказывает услугу, и каким действиям?
Антон Носик:
Я не слышал единого мнения о том, как влияют опубликованные результаты голосования на его ход, потому что есть два мнения: если вы видите, что Путина слишком много, а вы его противник, то вы пойдете проголосуете, или, наоборот, не пойдете, увидев, что вы все равно ничего не сможете сделать?
Савик Шустер:
Да, Сергей Адамович, видите, как это тонко!
Сергей Ковалев: Я думаю, что надо говорить о среднем сознании простого человека, и тут все понятно.
Антон Носик:
Но, понимаете, есть демократии, в которых этого запрета не существует, и такой демократией были до определенного времени США, да и сейчас законодательство там опять может быть демократически изменено. Я, как работник Интернета, считаю, что любой запрет на распространение правдивой информации - это плохой способ обеспечить честную игру.
Савик Шустер:
Позвольте сказать фразу, которая неприятна даже мне, и такое обобщение ужасно, но бумажная демократия нам дала Гитлера, а что нам даст электронная?
Антон Носик:
Я думаю, что если бы только избиратели Интернета голосовали за Путина... - в Интернете Путин и Явлинский собирают практически одни и те же цифры.
Савик Шустер:
Но их мало...
Другие материалы за ближайшие три дня:
|
|