Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
29.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Выборы-2000
[26-03-00]

Liberty Live -
Воплощает ли Владимир Путин в себе лучшие надежды России на будущее?

Мнение американского эксперта.

Корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин беседовал о Владимире Путине с видным американским историком, бывшим сотрудником Совета по национальной безопасности, профессором Гарвардского университета Ричардом Пайпсом.

Ричард Пайпс:

Мы знаем чрезвычайно мало об этом человеке. Причина его популярности в том, что избиратели не осведомлены о том, что он из себя представляет. Он выглядит сильным, решительным и разумным, и люди в силу известного психологического феномена склонны наделять его образ всевозможными достоинствами. Они надеются, что некто придет в Кремль и решит все их проблемы - им выплатят зарплаты и пенсии, весь мир зауважает Россию... Но Путин не способен это совершить. Я почти не сомневаюсь, что через год наступит глубокое разочарование им. Воплощает ли он в себе то, что сейчас требуется России? На мой взгляд, на этот вопрос сейчас ответить невозможно. Достаточно вспомнить, что не так давно российские политологи всерьез рассуждали о том, что России в кресле лидера требуется в кресле лидера отцовская фигура. Это было время, когда премьер-министром был Евгений Примаков, человек, чьи взгляды на то, что лучше для страны, видимо, во многом расходятся со взглядами Путина. Что мы вообще можем сказать о Путине как о явлении, когда наши знания о нем почти равны нулю?!

Юрий Жигалкин:

Если посмотреть на эти выборы в исторической перспективе, то что может последовать за десятилетием Ельцина, небывалым в России демократическим экспериментом? Как вы считаете, были ли Борис Ельцин и его реформы естественным для России явлением или отходом для закономерного течения событий?

Ричард Пайпс:

Я вижу двух Ельциных. Ельцин номер один был исторически феноменальным явлением - человек, который восстал против диктатуры системы, против номенклатуры. Я думаю, что, главным образом, благодаря ему коммунизм не сумел возродиться после 1991-го года. Но к середине 90-х годов по различным причинам - может быть, дело в пьянстве и проблемах со здоровьем - у меня нет точного объяснения, Ельцин превратился в потерянного человека. Его сильно разочаровал успех Жириновского на выборах, и он, видимо, решил, что русскому народу национализм дороже, чем реформы. Он начал войну в Чечне, катастрофическое течение которой добило его как личность. Я думаю, что на данный момент российский эксперимент с развитием демократии завершен. Путин не делает секрета из того, что Россия не готова к ней. Он даже заявил, что у россиян, по его мнению, отсутствует "генетическая предрасположенность к свободе" - им, якобы, нужно сильное государство. Мы знаем, что означают такие фразы. Можно предположить два сценария его действий. Первый: движение в сторону создания авторитарного государства, то есть - возвращение к российской традиции. Второй - через некоторое время он, как чилийский диктатор Пиночет, ослабит узду, и Россия вернется к демократии, к тому, что оборвалось несколько лет назад. Надо сказать, что я не знаю, какой из этих вариантов осуществится.

Юрий Жигалкн:

Сравнивая Путина с другими кандидатами в президенты России, можно ли сказать, что он воплощает в себе лучшую надежду на будущее страны?

Ричард Пайпс:

Нет. Он выглядит грубым человеком. Он прибегает к языку, которым не пользовались и не пользуются главы государств, в том числе, и российского государства. Такой подход рассчитан на совершенно определенный слой электората, подверженный манипуляции. Очевидно, что Путин готов играть на чувствах масс. Видимо, он - демагог. Его прошлое связано с КГБ, он окружил себя чекистами, ведет войну в Чечне, прибегая к самым жестоким методам, которые граничат с геноцидом, и у него, видимо, нет уважения к личности человека. Что можно сказать о лидере страны, который называет в телевизионном эфире захваченного в плен чеченца животным? Это - устрашающий знак. Сегодня Путин отзывается так о чеченцах, а завтра будет отзываться о тех, кто противостоит ему. Словом, на мой взгляд, он не тот человек, который мог бы принести наибольшую пользу России.


Другие материалы за ближайшие три дня:

c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены