Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
27.4.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[01-02-01]

Пересмотр итогов приватизации в Казахстане

Программу ведет Савик Шустер. Участвуют корреспондент Радио Свобода в Алма-Ате Сергей Козлов и Акежан Кажегельдин - бывший премьер-министр, а ныне - один из лидеров оппозиции Казахстана.

Савик Шустер:

Кабинет министров Казахстана готовит постановление о ревизии контрактов с иностранными компаниями, получившими право на разработку месторождений полезных ископаемых, в том числе и с РАО ЕЭС России. Это то, что в быту называется "пересмотром итогов приватизации". Об этой неожиданной новости репортаж корреспондента Радио Свобода в Алма-Ате Сергея Козлова:

Сергей Козлов:

Закрытые слушания в нижней палате казахстанского парламента, посвященные состоянию дел в горнодобывающей отрасли республики, стали здесь настоящей сенсацией. Как стало известно из достоверных источников в парламенте, в Казахстане готовится широкомасштабный пересмотр итогов проведенной несколько лет назад приватизации. И начнется он именно с горнодобывающих предприятий. Как следует из доклада, сделанного во время закрытого заседания первым вице-премьером Ахметовым, кабинет готовит специальное постановление по ревизии контрактов с иностранными компаниями, получившими в 1996-97-м годах права на разработку в Казахстане различных месторождений. В первую очередь это касается РАО ЕЭС России, которое владеет угольным разрезом "Северный" в Экибастузском бассейне, снабжающим топливом электростанции Омской, Свердловской и Челябинской областей. В том же Экибастузе на крупнейшем в мире разрезе "Богатырь" добывает уголь и американская компания "Аксесс Индастриз". В Кустанайской области железнорудное месторождение разрабатывает горно-производственное объединение, также принадлежащее иностранному капиталу.

Перечислять все горнодобывающие предприятия с участием иностранцев можно долго. И все они получали соответствующие налоговые льготы, когда прежние казахстанские предприятия заманивали инвесторов в страну. Иначе Казахстану вряд ли удалось бы привлечь и крупные компании, и большие деньги. Например, в контракты включались условия, согласно которым как минимум в течение 10 лет гарантировался стабильный налоговый режим и фиксированная ставка земельного налога, а также платежи за недропользование. Но специфика казахстанской правовой и административной системы в том, что эти платежи имеет право регулировать местная, а не центральная власть, что и порождает все эти годы трения и судебные тяжбы. Иностранцы ссылаются на контракты, в то время как местные акимы - главы администраций - на свое право, апеллируя к тому, что эти контракты подписывались в Астане - там, мол, и отстаивайте свои льготы, а нам нужно пополнять местный бюджет. Скандалы из-за этих противоречий и неразберихи в казахстанском администрировании сотрясают горнодобывающую отрасль постоянно. И правительство, в угоду не только местным акимам, но и окрепшей национальной буржуазии, решило, видимо, разом урегулировать все споры.

На закрытых слушаниях в парламенте было в частности заявлено: "Сегодня настало время, когда целесообразнее не только пересмотреть большинство контрактов с иностранными компаниями, но и вовсе их разорвать. Для республики в данном случае будет выгоднее выплатить соответствующие неустойки, чем продолжать порочную практику предоставления неоправданных льгот". В реальной казахстанской жизни это будет означать резкое увеличение уровня официальных и теневых поборов с иностранных компаний, уже вложивших за несколько лет десятки миллионов долларов в реконструкцию производства и инфраструктуры и поэтому рискующих просто разориться в случае ухода из этой страны. А такие владельцы, как РАО ЕЭС России, и вовсе попадают в критическое положение, так как от стабильной работы его угольного разреза в Казахстане зависит состояние энергетических и отопительных предприятий трех сибирских областей. А повышение Астаной ставок налога на недропользование сделает Экибастузский уголь, а, следовательно, и тепло сибирских электростанций почти бесценными.

Савик Шустер:

В прямом эфире Радио Свобода Акежан Кажегельдин, бывший премьер-министр, а ныне - один из лидеров оппозиции Казахстана. Акежан, скажите пожалуйста: вот, вы слышали этот репортаж корреспондента Радио Свобода - ваша реакция?

Акежан Кажегельдин:

Государство вправе отслеживать, как выполняется сторонами любой контракт, в том числе и на концессию, в передачу во внешнее управление, частичную приватизацию. А большинство названных объектов - акционерные общества с участием зарубежных компаний, и ничего предосудительного я здесь не вижу. Каждое правительство может и даже обязано время от времени ревизовать эти контракты и отслеживать, как они выполняются. Что касается льгот, то это, конечно, мягко говоря, уловка. Никакой серьезный инвестор не придет в страну работать, если вы ему не дадите хотя бы на 5-10 лет гарантии того, что законы, действующие на момент их прихода в вашу экономику, сохранятся хотя бы в ближайшие 5-10 лет, в том числе в сферах экологии, налогового режима и так далее. Потому что каждый из думающих бизнесменов, приходящих в вашу страну, готовит свой бизнес-план, планирует свои расходы, свои доходы и всякие сумбурные изменения в ходе его деятельности, естественно, не могут нравиться. Мало ли что может понравиться или не понравиться очередному мэру города, акиму области, губернатору и так далее. Я думаю, что закон и центральная власть должны строго стоять на своих условиях, иначе кто же потом придет в Казахстан.

Что касается особенно РАО ЕЭС России, то я хотел бы прокомментировать это более детально. Дело в том, что все наши энергогенерирующие блоки и ГРЭС на севере Казахстана всегда были рассчитаны на то, что они будут поставлять электроэнергию на Урал и в Сибирь. Если сегодня не поставлять эту энергию на Урал и в Сибирь, то в прежних объемах, в тех, в которых добывался до развала СССР, бурый, не очень то качественный уголь на Экибастузском месторождении - в таком объеме он добываться не будет. Вопрос стоит так: или нужно договариваться с РАО ЕЭС и продолжать добывать этот уголь, создавать рабочие места гражданам Казахстана и иметь стабильные поступления в бюджет Республики Казахстан, или РАО ЕЭС однажды плюнет на все, отвернется и будет получать уголь из других месторождений Российской Федерации, недостатка в которых абсолютно нет. Я думаю, это глупейший подход, когда вопрос решается только таким образом - "только свои"... Естественно, 5 лет назад у своих денег не было, сейчас, наверное, поднакопили. Но я уверен, что собственных денег в Казахстане абсолютно не хватает на то, чтобы покрывать текущие потребности всей экономики. От того и был большой спад во всей экономике в последние два года, и я не думаю, что существуют какие-либо надежные ресурсы, которыми можно перекрыть то, что давали всегда инвесторы, памятуя еще о том, что в Казахстане есть много секторов экономики, где ждут не дождутся инвесторов. Я думаю, что подобного рода поведение - оно может иногда звучит достаточно популистски для отечественных бизнесменов, но оно здорово пугает потенциальных инвесторов. И это не самая хорошая, не самая интересная новость для инвесторов.

Савик Шустер:

Акежан, но ведь может бытовать и такое мнение: раз откажутся от угля в Казахстане, придут к углю российскому, а это лучше для российской экономики, в конце концов?

Акежан Кажегельдин:

Вы абсолютно правы. С точки зрения российской экономики - да. Но я то в данном случае думаю о своих земляках - куда нам девать всех людей? Всех ведь не заставишь добывать нефть, кто-то должен добывать и уголь. Мы вообще в последние годы очень сильно страдаем от того, что разорвали многие естественные связи, и экономика Казахстана - как шагреневая кожа, все сужается, становится все меньше и меньше. Я не устаю повторять, что Россия меньше, чем прежде, покупает у нас пшеницы, меньше, чем прежде, покупает мяса, а что же мы делать то будем? Людей то занимать нужно.

Савик Шустер:

Из того, что вы сказали, есть одна такая вот фраза, которая меня немного, не то что удивила, но озаботила - вы сказали "сумбурные изменения" - в самом деле, сумбурные?

Акежан Кажегельдин:

Конечно, сумбурные, если идти на поводу у сегодняшнего бюджетного голода каждого маленького населенного пункта, где аким говорит: "Давайте все пересмотрим и нагрузим этих инвесторов, этих акул империализма дополнительными налогами и сборами", - они полагают, что все это будут терпеть, но никто терпеть не будет, все развернутся и уйдут. Вы знаете, желающих получить инвестиции в этом мире очень много. И есть государства, куда можно вложить эти деньги абсолютно без риска. Тем более, сейчас - растущая экономика самой России - туда больше поступает, даже по скромным подсчетам прозвучавшего сегодня в новостях отчета кабинета министров России в прошлом году прямые инвестиции в промышленность выросли примерно на 18 процентов - весьма впечатляющие показатели, чего не скажешь о моей стране...

Я думаю, что президент должен такие разговоры останавливать, тем более, что вот буквально четыре недели назад - в конце года - он заявил, что не дозволено будет пересматривать результаты, и что он несет полную ответственность за все, что было ,и что без этого мы не могли подняться... А, кроме того, я хотел бы вас отослать: в одном из летних номеров "Известий" нынешний руководитель администрации президента господин Калмурзаев давал очень большое интервью, в том числе в нем он касался и итогов приватизации. Я думаю, что интересы и конфликт интересов всегда будут существовать, но это абсолютно не является базой и причиной, чтобы так поступать с серьезными инвесторами, тем более, такими, как РАО ЕЭС. Сегодня мы не дадим им уголь, завтра они откажутся от нашей электроэнергии, и для чего будут стоять все эти ГЭС и ГРЭС?!..


Другие материалы за ближайшие дни:

c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены