Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
26.10.2021
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[24-01-01]

Русская классика на пороге ХХI века

Марина Тимашева, Москва:

В пресс-центре газеты "Известия" состоялось заседание пресс-гостиной на тему "Русская классика на пороге ХХ1 века: Кто убил Треплева или Анна Каренина в комиксах". Ученые-филологи сосредоточились преимущественно на двух произведениях: комиксах по мотивам "Анны Карениной" Кати Метелицы и продолжении чеховской "Чайки" работы Бориса Акунина. Сразу решили, что запретить теперь ничего нельзя и что мерой всему - талант, и призвали издателей к порядку. На обложке книги Акунина фамилия Акунина поставлена через дробь с фамилией Чехова и действительно неясно, хотел ли Чехов быть дробью с кем бы то ни было. А на обложке комиксов написано: "Анна Каренина Льва Толстого". Сговорились ученые и о том, что подобного рода издания не новы. Говорит Валентин Катаев, профессор МГУ:

Профессор Катаев:

Это нормальный путь развития культуры. У Акунина - шалость пера, игра фантазии. Он скрестил Агату Кристи с ранним Чеховым. Анна Каренина в комиксах - на Западе это практикуется уже давно, правда, здесь важен адресат - здесь как бы для "новых русских" - здесь тоже есть элемент игры, стилизации под язык... Эти игрушки - чего такое особое им придавать значение...

Марина Тимашева:

Другие ученые множили примеры: начиная с известного "Графа", который продолжил "Яму" Куприна еще до того, как ее дописал сам Куприн, и заканчивая самим Чеховым с последним актом суворинской "Татьяны Репиной". Затем "все смешалось в доме Облонских": говорили о пародии, бурлеске, театральных инсценировках, о персонажах из других произведений, внедренных Салтыковым-Щедриным в свои сочинения, о проблеме авторства вообще. Говорит профессор Чернец:

Профессор Чернец:

"Лысый с белой бородою старый русский великан с догарессой молодую упадает на диван", - кому это принадлежит - то ли Николаю Лернеру - известному пушкинисту, который все это собрал, то ли вот по частичкам - сначала идет Никитин, потом Лермонтов - "старый русский великан", потом Пушкин - "с догарессой молодою", потом Некрасов. Кто автор этого стиха?

Марина Тимашева:

Не говорили о важном: о том, что "Каренину" в комиксах и "Чайку" Акунина читают люди необразованные вовсе и, напротив, образованные очень, то есть, подобного рода вещи сближают читательские противоположности. Не говорили о том, что подобные вещи хороши, когда сделаны впервые. То есть, хороши более, как идея, чем как воплощение. А идея продолжения чеховской пьесы принадлежит Теннеси Уильямсу (комиксов в России, кстати, прежде не было, зато в Европе и Америке их в изобилии). Боялись за обиженных классиков прошлого, а зря. Вот Суворин мог обидеться на Чехова - уж больно сильна конкуренция, а Чехов или Толстой могли, будь живы, приплачивать продолжателям - в сравнении они только выигрывают. Девятиклассница из московской школы твердо сказала: "Мне "Анна Каренина" Толстого понравилась больше "


Другие материалы за ближайшие дни:

c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены