Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
29.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Интернет
[30-12-03]

Масяня - мультформула надежды

Автор: Владимир Губайловский

Масяня (мультипликационный персонаж): Привет, Радио "Свобода", хе-хе-хе, с Новым годом вас поздравляю, да! С Новым годом поздравляю всех, кто это дело слухает, э-э-э, слушает, хе-хе-хе, да какая разница.

Александр Костинский: С Новым годом нас поздравила Масяня - самый выразительный мультипликационный персонаж последнего десятилетия, которому всего-то два года. Место рождения Масяни - компьютер. Моментальную популярность ей обеспечил Интернет.

Масяню даже пригласили в программу "Намедни" НТВ, но вскоре у автора мультфильмов Олега Куваева возник конфликт с фирмой, которой он поручил коммерческое распространение "Масяни". Пошел слух, что ее в Интернете больше не будет, но недавно на сайте www.mult.ru вновь появились новые серии.

Что же происходило вокруг Масяни, объяснит сам Олег Куваев.

Давайте вначале мы расскажем как это все начиналось.

Олег Куваев: Ну, во-первых, начнем с того, что Масяня еще не закончилась, безобразие продолжается, поэтому рановато читать посмертную лекцию. Но я тут вообще не причем. Мы хоронили Масяню несколько раз, а она не фига не хочет хоронится.

Александр Костинский: Она у вас, как Остап Бендер, его режут, убивают а он потом оживает. Так и Масяня?

Олег Куваев: Да, да, у меня в детстве была книжка "По следам литературных героев" и там много таких случаев было рассказано, как не могли похоронить Шерлока Холмса, еще кого-то, это достаточно часто встречающаяся история. Такое же безобразие происходит и со мной.

Александр Костинский: Масяня стала классическим персонажем, судя по тому, что ее уже автору и не убить.

Олег Куваев: Она просто обладает каким-то своим характером, но это нормально. Это как в кибернетике "достаточно сложный организм обладает подобием разума". Так и здесь хорошо проработанный персонаж начинает обладать характером и вести себя самостоятельно.

Александр Костинский: Хорошо, мы не будем Масяню хоронить, но она все равно когда-то родилась. Расскажите об этом.

Олег Куваев: Есть такая легенда, даже не легенда, а чистый факт, как это все начиналось. Я ездил с одной своей знакомой в Германию, а оттуда мы мотались в Амстердам, наш замечательный, любимый город. Это было два года назад, решили днем и ночью потусоваться, а утром рано сесть на поезд и уехать. Где-то в районе часа-двух, вдруг в Амстердаме все позакрывалось, холод собачий, пойти некуда, в общем, непонятно что. А оказалось, что это было 11 сентября, а мы были не в курсе.

Александр Костинский: 2001 года, когда самолеты врезались в башни?

Олег Куваев: Да, да, вот именно в тот самый день мы совершенно замечательно сидели в последнем закрывающемся баре на окраине Амстердама, потому что все остальное позакрывалось и мы не понимали почему. В общем, провели мы ночь буквально на скамейке, фантазируя, придумывая. Тогда и было придумано нарисовать и рассказать о тех безобразных приключениях, которые с нами происходят. А происходит с нормальными людьми достаточно много чего. И не напрягаться, выдумывать какие-то фантастические сюжеты, безумные преувеличения и так далее, а собственно, что в жизни нас прикалывает, то и показать в мультфильмах, то от чего мы получаем удовольствие и каким образом боремся с депрессией, у всех есть свои методы, и их тоже перенести их в мульты. Не было никаких бизнес-планов, просто хотели таким образом повеселиться. Приехав обратно в Питер, этим я и занялся.

Александр Костинский: Начали веселиться?

Олег Куваев: В общем, да. Поначалу все это лежало на моем собственном "хомяке", то есть home-page.

Александр Костинский: Домашней интернет-странице.

Олег Куваев: Да, это был совсем левый хостинг (услуга по размещению web-страниц в Интернете), не было планов: увеличивать посещаемость, привлекать аудиторию, прорабатывать персонаж и строить бизнес-планы, мерчендайзинг. Ничего не было. А потом все пошло лавинообразно развиваться в бешеном темпе.

Александр Костинский: Масяне чуть больше двух лет, а кажется, что она была давно, я не думал, что она 2001 года рождения.

Олег Куваев: Ну, мне тоже так кажется, поверьте мне. Уже столько всяких безобразий напроисходило - пурга, ураган, быстро, молниеносно.

Александр Костинский: Масяня вас вовлекла в бурную жизнь.

Олег Куваев: Да, до этого я был просто художником, который подрабатывал web-дизайном, сидел по конторам разной степени дурацкости.

Александр Костинский: И занимался делами разной степени дурацкости?

Олег Куваев: Да, в разной степени дурацкими чужими проектами.

Александр Костинский: И что было дальше? Когда вы съехали с вашего "хомяка", первые мультики были совсем маленькими, вроде того, когда Масяня рассказывала анекдот про то, как собаку подбрасывали и т.д.

Олег Куваев: Да, были какие-то совершенно непродуманные вещи, просто хотелось поскорее сделать какой-нибудь прикольный мультфильм, не писалось никаких сценариев, никаких раскадровок. Это уже когда мы попали на телевидение, то стали что-то делать как положено, а до этого каждый мультфильм делался за одну ночь, просто когда настроение было хорошим.

Александр Костинский: А вы делали их один или с командой?

Олег Куваев: Первые в дотелевизионную эпопею все делал я один и режиссером и звукорежиссером и аниматором, если это можно так назвать, и web-дизайнером и всем на свете.

Александр Костинский: А времени это занимало много?

Олег Куваев: Да, много. С тех пор, с того самого 11 сентября, я по 24 часа в сутки работаю, но ведь все в удовольствие было, особенно на первых порах, да и до сих пор в удовольствие.

Александр Костинский: Был драйв?

Олег Куваев: Да, до сих пор так тянется, на самом деле. Я сейчас опять один делаю серии, поскольку у нас себестоимость никак не окупается, а студия занимается коммерческими заказами и другими проектами. Так же и делаю. Днем выполняю функции руководителя студии, а потом, когда все расходятся, ложатся наконец спать, вырубают свои чертовы "аськи", которые беспрестанно пищат, то тогда можно работать. Тогда и хорошо получается.

Александр Костинский: Я помню время, когда все говорили - слушай, посмотри на mult.ru клевые мультики.

Олег Куваев: Ну не очень быстро, постепенно, там много было историй, переезжание с хостинга на хостинг. Была такая история, когда Масяня лежала на серваке в Америке, зимой года полтора назад, когда все это началось и росла аудитория.

Александр Костинский: Просто не было дешевого хостинга?

Олег Куваев: Хостинг наш постоянно падал, естественно. Сначала сайт упал на работе. Я работал в web-конторе, игрушки всякие делали. Прихожу утром, а мне говорят, что сервер наш упал, причем благодаря не нашему официальному проекту, которым мы дружно всей компанией занимаемся, а твоему чертовому хомяку.

Александр Костинский: Все прибежали на сайт смотреть Масяную? Вот так приходит слава.

Олег Куваев: В общем, завалили много серваков. Проверили имя www.mult.ru - не занято, четыре буквы всего в домене. Не хрена себе, бегом быстрее регистрировать!

Александр Костинский: Домен www.mult.ru вы заняли уже после появления Масяни?

Олег Куваев: Приблизительно через два месяца, когда я понял, что на хомяке Масяню не удержать, потому что ежедневно приходят несколько тысяч человек.

Александр Костинский: Тем более, они ведь скачивают мультфильмы. Это же не просто страницу посмотреть.

Олег Куваев: У нас большой, даже можно сказать гигантский трафик.

Александр Костинский: А какой был?

Олег Куваев: Ой, какой был не помню, но сейчас 20 мегабит забиваем запросто. Это много. У некоторых питерских провайдеров всего 5-10 мегабит. Сейчас нас посещают тысяч тридцать в день.

Александр Костинский: А откуда сюжеты первых Масянь брались, да и потом, или как Флобер говорил - мадам Бовари это я?

Олег Куваев: Отчасти так, это любимая поговорка Парфенова.

Александр Костинский: А, мадам Бовари - Парфенов.

Олег Куваев: Это его любимая поговорка. Ассоциирует ли он себя с мадам Бовари не знаю, но он все время пытается автора ассоциировать с его творением, но это не совсем правильно, на самом деле. А чо я там рассказывал?

Александр Костинский: Да, мы говорим, откуда брались первые сюжеты Масяни.

Олег Куваев: А, сюжеты. По-моему, такие сюжеты может выдумывать любой, я не вижу тут ничего особенного. Люди, когда собираются, пиво пьют, то обычно один другому рассказывает: "Слушай, мы шли с Федырычем, а Федырыч заходит туда-то, а там ему говорят..." Такие рассказки есть в любой компании.

Александр Костинский: И вы их сознательно собирали?

Олег Куваев: Чего их собирать-то, господи? Их столько, просто вспомнить надо, их тысячи в разных компаниях рассказывают.

Александр Костинский: Вы вечером, Олег, садились и вспоминали?

Олег Куваев: Да, нет, вспоминаешь, когда садишься мультфильмы рисовать. Напрягаться не нужно, ежедневно же с людьми что-то случается, они же не лежат в гробу целыми днями. Что-то ему в киоске не то сунули, в метро кто-то чемоданом по башке дал.

Александр Костинский: У вас интуитивный метод работы.

Олег Куваев: Да, интуитивный, во всяком случае, у меня, аниматор так, наверное, не может. Когда мы вышли на телевидение, то мульты делали уж точно вдвоем, я и Маша Якушина - профессиональный аниматор. Она за это взялась. Мы с ней посидели и стали для телевидения делать более приличное качество, по сравнению с тем, как я раньше химичил в Сети. Катит, что называется, значит надо делать, не катит, ? пошел пиво пить.

Александр Костинский: Каким образом возникла идея заняться с Масяней коммерческими делами?

Олег Куваев: Да не коммерческими делами, мы все время занимались поисками хостинга!

Александр Костинский: Авторские права же на Масяную продали.

Олег Куваев: Во-первых, мы права не продавали, они были переданы одной конторе и вовсе не для того, чем они потом занялись. Все из-за хостинга. Его нужно окупать. Когда цена подскочила до двух тысяч баксов в месяц, то мы поняли, что нам никогда столько не заплатить, нужно что-то делать. Обычная схема тут работает как? Баннерная реклама. На тот момент она еще была, сейчас совсем с ней стало плоховато. Мы собственно с московской конторой, этими людьми, которые нам потом нагадили, подписывались на элементарное соглашение: они размещают баннерную рекламу, а мы получаем халявный хостинг. Все. Вот что было изначально. Потом, когда поднялся шум, когда Парфенов позвонил, запахло телевидением, тогда была подписана бумажка, по которой мы им передаем права на коммерческое использование персонажа.

Александр Костинский: Надолго?

Олег Куваев: На три года, причем коммерческое использование без права переделки, импорта, они по идее должны были реализовывать, пристраивать только наш продукт. Изначально идея была нормальной и она какое-то время работала, пока им там не показалось мало, пока они не стали жадность свою разгонять и тогда все пошло очень плохо.

Александр Костинский: После того, как это произошло, после того как вы подписали с ними эти бумажки, то Масяня появилась на радио Энергия FM и дальше.

Олег Куваев: Радио как раз единственное место, где все нормально. Там озвучку эфира действительно сделал я, они оказались самыми хитрыми. Они купили у этих гадов права и меня убедили с ними поработать. Что значит убедили? Они опять же нам выкупили хостинг. Все из-за этого. Мы всячески стремимся оставаться на свете, а Масяня не хочет умирать.

Александр Костинский: Вы просто жертвы хостинга.

Олег Куваев: Я - жертва Масяни.

Александр Костинский: Получается что эти люди из московской конторы с которыми вы подписали бумагу, нарушив договор, стали продавать Масяню налево и направо?

Олег Куваев: Началось с того, что они были посредниками между нами и НТВ. То есть, у нас был договор с ними ООО "Альвинс" называется эта московская контора), а у них с НТВ. Мы давали им мультфильмы, а они передавали НТВ, как обычные посредники. НТВ заплатило им гопом за год, а они нам платили по договору ежемесячно. Где-то через четыре месяца деньги они прогуляли и платить им нам было нечем, а нам же надо делать ролики - у нас договор с Парфеновым (мультики должны выходить каждую неделю), а потом когда начался конфликт, то выяснилось, что там вообще черте что, черт ногу сломит, что они там натворили. Они подделали себе бумажку, что у них есть право на переработку и все остальные права, причем на весь срок авторского права, то есть на 50 лет.

Александр Костинский: Так что, ваши партнеры оказались жуликами, вы меня поправьте, если я не так понял.

Олег Куваев: Они оказались по большому счету самыми элементарными жуликами и аферистами. Даже не по большому счету, а по самому элементарному. То есть фактически произошел некий захват нашей интеллектуальной собственности, отчасти хитростью, отчасти подделкой документов, и люди зарабатывают там деньги, ни хрена не делая, продавая Масяню налево и направо.

Александр Костинский: А вы не хотите как-то прекратить это безобразие?

Олег Куваев: Да, мы подали в суд.

Александр Костинский: Значит, сейчас у вас идут с ними какие-то разбирательства?

Олег Куваев: Да, после Нового года начнется, а что делать? Мы стараемся быть цивилизованными. Они действуют по правилам русского бизнеса, а мы пытаемся по правилам цивилизованного.

Звучит фрагмент песни из мультфильма серии "Масяня":

"В небе Ангелочки летают над цветочками,
в небе Ангелочки летают над цветочками,
а на Земле-е-е -
все дрянь, сплошная, идиоты, сволочи
все плохо сделано,
нет в жизни смысла,
не могу больше жить...
В небе Ангелочки летают над цветочками,
в небе Ангелочки летают над цветочками".

Александр Костинский: После того, как Масяня родилась и стала очень быстро знаменитой, через сколько позвонил Парфенов, когда началась телевизионная эпопея, через год?

Олег Куваев: Он позвонил летом, еще года не прошло.

Александр Костинский: Годовалым ребенком Масяня попала на телевидение.

Олег Куваев: Да, приехал к нам Парфенов такой в очках, гавайской рубашечке, весь из себя бодренький молодящийся, демократичный. Он специально в Питер приехал и очень всем нам понравился, особенно его рубашка. Он, правда, парень такой демократичный, причем искренне демократичный.

Александр Костинский: Изнутри демократичный.

Олег Куваев: Да, изнутри. У него есть интересные всякие замахи. На самом деле, про него тоже можно сделать целый сериал.

Александр Костинский: Это в следующих передачах, а пока поговорим про Масяню. Итак, он приехал, и вы решили вместе делать Масяню.

Олег Куваев: Он приехал, у него было куча идей, опять же договор утрясали, потому что к нам до этого были всякие телевизионные подъезды. Мы выбирали, с кем собственно работать.

Александр Костинский: Масяня была разборчивой невестой, выбирала тележенихов.

Олег Куваев: Мы сами к телевизионным делам не стремились, поэтому могли и капризничать сколько влезет.

Александр Костинский: Но гавайская рубашка и хорошее отношение сыграли свою роль.

Олег Куваев: Она не совсем была гавайская, но очень яркая, классная рубашка. У него даже на лице было написано, что рубашка - классная.

Александр Костинский: Почти гавайская.

Олег Куваев: Почти. Но что нас прельстило в Парфенове и в работе с НТВ, что там была полная свобода, они нам стали доверять. Посмотрели на нас (он для этого и приехал) люди-то разумные не будут материться, не подставят. Посмотрел и доверил нам это дело. За это ему громадное спасибо и именно из-за этого опыт работы с НТВ мы считаем положительным. Поработали хорошо и сделали кучу мультфильмов, которые так мы вряд ли бы и сделали потому что тут мы были в сроках зажаты. В этом есть и хорошая сторона, тем более, когда сроки существуют для таких людей, как мы, которым дисциплинирующий момент нужен.

Александр Костинский: И сколько вы сделали с НТВ мультиков?

Олег Куваев: 25-26.

Александр Костинский: А сейчас вы их больше не делаете?

Олег Куваев: Для телевизора нет, а для Интернета опять делаем.

Александр Костинский: Сами решили прекратить или Парфенов не захотел продолжать?

Олег Куваев: Нет, перестали мы с Парфеновым работать и перестали, да и бардак с этими правами до сих пор продолжается. Пока эта вся судебная байда пройдет, пока то-се.

Александр Костинский: Но я так понял, что Масяня, пройдя все эти круги коммерции, телевидения, обманов, шантажа, подделок документов очень сильно обиделась, что попала в тусовки всяких там попсовых музыкантов. Я с огромным удовольствием посмотрел последний ролик про ДерьмузТВ, хотя он конечно, жесткий.

Олег Куваев: Он не последний. После него было три коротких серии, которые сейчас в Сети валяются, но он последний длинный. К сожалению, масштабно сейчас мы делать не можем, потому у нормального производства есть минимальная себестоимость. Грубо говоря, аниматору нужно платить.

Александр Костинский: Деньги?

Олег Куваев: Деньги, а что еще, не бартер же. Ему нужно кормить свою семью. Мне в принципе тоже, но я ? ладно, я вообще не считаюсь.

Александр Костинский: Отец Масяни.

Олег Куваев: Я типа папаши и я своего ребенка должен выводить в жизнь и не важно чего мне это стоит. Поэтому сейчас делаем коротенькие серии, скорее потому что просто так хочется, "шоб було".

Александр Костинский: А почему предыдущие серии на сайте не стоят?

Олег Куваев: Стоят. А многие не знают, что стоят все серии, многие считают, что Масяня сдохла, а фигушки, ее так просто не убьешь!

Александр Костинский: Давайте мы твердо скажем в эфире, что Масяня не сдохла, зайдите на www.mult.ru и все там найдете.

Олег Куваев: Все на www.mult.ru, как и было раньше.

Александр Костинский: Олег, давайте поговорим о нынешнем Масяни. Она прожила такую бурную жизнь, но она и девушка активная, прожив бурную жизнь, какие выводы она сделала? Мультик "ДерьмузТВ" мы видели, что она может сказать своим зрителям.

Олег Куваев: Да ничего, ей-то пофигу. Это мы тут все страдаем.

Александр Костинский: Но все-таки те переживания, и тот круг, который Масяня прошла не может не сказаться на ее характере. Ее папа должен ей рассказывать о жизни.

Олег Куваев: Ну, некоторые грустные нотки появились, но это скорее что-то вроде мировой грусти, чем что-то конкретное ? эх, люди! ? такого типа, но не боле того.

Александр Костинский: Эх, ма!

Олег Куваев: Да, потому что все равно это фигня, по большому счету, все эти разборки, все эти бизнесы, все эти шоу-бизнесы, все это ? фигня, на самом деле. Серьезно воспринимать это не стоит потому что есть в жизни действительно серьезные вещи ? дружба, элементарное хорошее настроение и то это гораздо важнее, чем все разборки. Все равно через год-другой ничего не будешь помнить, что там кто сказал, кто кому нажаловался, кто чего продал. Ёклмн, плевать абсолютно! У меня, когда я пришел из армии, появился пофигистизм ко всему этому. Я еще какое-то время занялся буддизмом, дзеном, такими делами. Это мне по душе пришлось. Не стоит запариваться, честное слово. Все что у нас здесь творится, все эти разборки, все эти политики-хренитики, все это совершенно несерьезно и не имеет ничего общего с тем, что действительно серьезно. Люди всегда будут веселиться, всегда будут грустить тысячу лет назад и через тысячу лет ? это им гораздо важнее. И ежедневные события, с которыми сталкиваешься вместе с друзьями, с домашними, с родным городом, остаются в памяти гораздо дольше. И потом, когда будешь подыхать, что вспомнишь? Да будешь вспоминать тех, с кем спал и ту скамейку в Амстердаме, а не этих московских придурков.

Александр Костинский: А вы скамейку запомнили? Теперь она должна стать мемориальной скамейкой, достопримечательностью Амстердама.

Олег Куваев: А чего ее запоминать? Она там стоит около вокзала. Там всего-то пять скамеек.

Александр Костинский: А ясно какая из пяти ваша? Я думаю, что общество любителей Масяни должно позаботиться об этой скамейке. В общем, для того кто первым едет в Авмстердам, мы изготавливаем табличку - "на этом месте родилась Масяня".

Олег Куваев: Это нужно не табличку вешать, а пшикалкой написать.

Александр Костинский: "Здесь родилась Масяня".

Олег Куваев: Точнее, "здесь была зачата Масяня", родилась она уже в Питере.

Александр Костинский: А пшикалкой обозначить следы зачатия.

Олег Куваев: Что-то типа этого.

Александр Костинский: Разные люди любят Масяню от школьников и студентов вплоть до одного моего знакомого крайне уважаемого священника и его жены, которые передавали вам большой привет со словами, что любят Масяню и смотрят все новые ролики.

Олег Куваев: Спасибо.

Александр Костинский: Действительно, очень многие люди ее любят может быть из-за такого характера, и из-за того, что Масяня говорит о главном.

Олег Куваев: Не знаю, не только из-за этого любят, насколько я наблюдал, может быть потому, что она персонаж, который всегда сохраняет оптимизм. Всегда и везде. Такая черточка, которую хочется всем иметь, особенно когда зима, холод собачий, мрак кругом очень хочется, чтоб хоть кто-нибудь сохранял оптимизм и какой-то повод дал, чтобы он сохранялся у других людей.

Александр Костинский: Масяня - хранитель оптимизма.

Олег Куваев: Рассказал, каким образом восстановить настроение с утра в понедельник.

Александр Костинский: Кроме пива.

Олег Куваев: Поэтому опять же хорошо было когда мы по телевизору выходили, потому что у нас новая серия появлялась в понедельник с утра и поэтому на сайт ломилось жуткое количество народа, потому что понедельник еще день такой - очень хочется узнать, что в жизни есть что-то хорошее и может быть кто покажет, где его нарыть. Вот мы и пытались показывать, хотя сами зарылись глубоко в нехорошие вещи, но тем не менее Масяни это не затронуло и, надеюсь, никогда не затронет в будущем. Очень надеюсь, что Масяню все эти гадости и плохие погоды, и плохие люди никогда не коснуться, по крайней мере, тот персонаж, который мы придумали, и который делаем и будем продолжать делать.

Хрюндель (персонаж мультфильма): А она спит себе спокойненько, полюбуйтесь.

Масяня: Чего надо тебе старче Хрюндель? Хе-хе-хе.

Хрюндель: Как чего? Ты отказалась в свое время с попсовиками плясать, так они свою Масяню нарисовали.

Масяня: Ой, ты знаешь, Хрюндель, чем отличается попса от непопсы?

Хрюндель: Ну.

Масяня: Знаешь, попсовики деньги любят больше музыки, а музыканты больше музыку, чем деньги. Ну, это так скажем, грубо говоря. Хе-хе-хе.

С Новым годом поздравляю вас, короче.


Все ссылки в тексте программ ведут на страницы лиц и организаций, не связанных с радио "Свобода"; редакция не несет ответственности за содержание этих страниц.


Другие передачи месяца:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены