Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)
21.11.2024
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
[19-02-02]
Кавказ и Центральная АзияКавказские хроникиРедактор программы Олег Кусов Олег Кусов: Третья конституция за последние десять лет может появиться вскоре в Чечне. "Первый проект предлагает провести выборы президента. Это конституция, которую разработало руководство республики. А второй проект, который предлагает Бислан Гантамиров, это конституция не президентского, а парламентского правления, где будут присутствовать две палаты - Верхняя палата и Нижняя палата. Изначально, по менталитету чеченского народа, мы не любим, когда один человек правит всем народом, поэтому я буду высказываться за двухпалатную систему". Между войнами на Кавказе были основаны многие города, процветала торговля. В такой благодатный период на карте региона появился город Моздок. "Сюда на ярмарки, которые проводились несколько раз в год, съезжались не только осетины и кабардинцы, но и ингуши, чеченцы, дагестанцы, даже западные адыги, которые находились на довольно значительном расстоянии от города. В принципе, свою функцию, свою роль как торгового центра Кавказа Моздок в 18-м веке, наверное, выполнил сполна". Чеченские политики, ориентированные на Москву, в последнее время сделали ряд заявлений о необходимости принятия конституции республики. Создается впечатление, что это выгодно федеральному центру, потому что отодвигает на второй план дискуссию о легитимности лидера Ичкерии Аслана Масхадова. По всей видимости, принятие новой конституции Чечни, по мнению Москвы, должно поставить точку в этом споре. О работе над проектом основного закона Чечни рассказывает начальник информационно-аналитического отдела постоянного представительства Чечни при президенте России Эди Исаев. Эди Исаев: Специально назначен для разработки руководителем одной группы Бислан Гантамиров. Он предъявил два проекта. Есть проект, разработанный во главе с Ахмадом Кадыровым. Первый проект предлагает провести выборы президента. Это конституция, которую разработало руководство республики. А второй проект, который предлагает Билан Гантамиров, это конституция не президентского, а парламентского правления, где будет присутствовать две палаты - Верхняя палата и Нижняя палата. Сегодня только идет наработка этих документов. Многие жители говорят, что сегодня действует конституция Ичкерии. Руководство России и парламент России эту конституцию не признают, потому что выборы, как говорится, были проведены не по закону, которые действуют сегодня в России. Для того чтобы провести выборы, что должно быть? Первым делом должна быть конституция. До принятия конституции будет проходить референдум народа. Если, скажем, в конституции Ичкерии нет слова о составе Российской Федерации как суверенного государства, в новой конституции этого не будет. Это будет составная часть Российского государства. Но у нас, изначально, по менталитету чеченского народа, мы не любим, когда один человек правит всем народом, поэтому, мое личное мнение: я буду высказываться за двухпалатную систему. В ближайшие полтора-два года в Чечне принимать конституцию, проводить выборы, я считаю, это просто неправомерно. Потому что сегодня в республике проживает какая-то определенная часть, и опять же когда-то потом скажут: "в Чечне не приняли все чеченцы, живущие в Чечне, не голосовали"; скажут: "незаконно". Конституция - это закон данного автономного образования. Если он принимается, он должен приниматься всенародно. А в данном случае всенародно не получится, при всем желании, даже если мы будем обсуждать эту конституцию в регионах России, даже если в Москве, это не полным объемом. Олег Кусов: Это будет уже третья по счету конституция Чечни. В марте 1992-го года чеченский парламент принял конституцию независимого государства, отменив одновременно конституцию Чечено-Ингушской советской автономии. Сегодня чеченская конституция, принятая при Дудаеве, уже не устраивает официальную Москву. Новый основной закон пишется под российскую конституцию. Проводниками российских законов на территории Чечни уже два с половиной года остаются военные и милиционеры. За это время они сделали, очевидно, все возможное, чтобы выработать у чеченцев ненависть ко всему, что имеет отношение к российскому государству. Понятно, что и после формального принятия новой конституции Чечни, большинство мирных жителей республики останутся в числе единомышленников Масхадова. В любом случае, как считают чеченцы, этот политик в большой степени оказывает влияние на ситуацию в республике, чем Ахмад Кадыров или Бислан Гантамиров. Но никто из этих людей по-прежнему не в силах решить главную проблему чеченцев - остановить уничтожение мирного населения и разграбление некогда одной из самых богатых северокавказских республик. Республика Дагестан, судя по заявлениям официальных властей, еще не до конца восстановлена после вооруженных событий августа-сентября 99-го года. Уровень жизни в этой республике по-прежнему остается одним из самых низких в Южном федеральном округе. Однако, как считают некоторые наблюдатели, причиной этому являются не последствия войны с отрядами исламских радикалов Басаева и Хаттаба, а укоренившаяся коррупция местной власти. Заместитель председателя комитета по безопасности Государственной думы России Юрий Щекочихин утверждает, что Дагестан в последние годы стал наиболее коррумпированным и криминальным регионом Российской Федерации. В этой республике богатства небольшого числа людей соседствуют с нищетой большинства ее жителей. Столь явные социальные контрасты могут значительно осложнить ситуацию и в без того проблемном регионе страны. Юрий Щекочихин считает, что в Дагестане фактически готовится почва для новых вооруженных событий. Юрий Щекочихин: 46 терактов против политических деятелей, работников органов. Обеспокоены тем, что, по нашему мнению, все эти бесконечные политические убийства мало связаны с чеченским фактором, хотя Чечня находится под боком. Мы очень беспокоимся о том, что огромные федеральные средства, которые идут на Дагестан, сегодня исчезают, может быть, часть в Москве, может быть часть в Дагестане. Мы очень беспокоимся тем, что будет дальше, мы беспокоимся той силой, которые сегодня вместе работают. Силы совершенно соединенные, и криминальные силы, связь политиков с криминалом. Самое главное, жизнь людей не улучшается. И когда я сам приезжаю, я бываю там часто, я вижу только одно - особняки начальников и бедность в богатой республике. Нас очень беспокоит, что фактически безнаказанно нефть идет из Чечни через Дагестан, что практически уничтожаются рыбные запасы. Мы думаем инициировать обращение Селезнева к Путину по поводу обстановки в Дагестане. Федеральные правоохранительные органы характеризуют ситуацию в республике Дагестан как взрывоопасную. Основными факторами, дестабилизирующими обстановку в Дагестане, по-прежнему остаются глубокий социально-экономический кризис, криминализация сферы общественной жизни, властные притязания политико-экономических элит, радикализация национально-общественных движений и религиозных организаций. Олег Кусов: Заместитель председателя Комитета по безопасности Государственной думы считает, что дагестанским чиновникам удалось создать в своей республике криминально-коррумпированный режим не без помощи Москвы. Юрий Щекочихин: 2-го августа 99-го года выделено правительству республики Дагестан на ликвидацию последствий урагана, прошедшего в горных районах республики в феврале 99-го года, то есть спустя полгода, в горах нет ураганов, 4 миллиона рублей из резервного фонда. Все деньги идут из резервного фонда правительства России. В 2000-м году было выделено Дагестану более 7-ми миллиардов рублей, это большая сумма для республики. Спустя год было выделено около девяти миллиардов рублей. Мы будем просить Счетную палату проверить расходование этих средств. Олег Кусов: Комиссия Государственной думы России собирается провести свое расследование в Дагестане. Юрий Щекочихин недоумевает, почему в невероятно богатой природными ресурсами республике власти не способны обеспечить достойный уровень жизни. По его мнению, дагестанские власти могут привести свой народ к трагедии, так как обнищавшие люди способны на самые радикальные поступки. Юрий Щекочихин: Я не думаю, что в Дагестане будет чеченский вариант, он не может быть чеченский вариант, потому что это разные ситуации. Но то, что в Дагестане расцветает коррупция, и за счет федеральных денег за это убивают друг друга. Оказалось, что только в 99-м году за пять месяцев было из федерального бюджета в виде помощи Дагестану ушло 300 миллионов рублей. Я не думаю, что кто-то их увидел в этой республике. На что надеялись наемники из Чечни, когда были события в Дагестане? У них был лозунг: "Против коррупции!". То есть они думали, что лозунг "против коррупции" поднимет местное население. Но там для людей было важнее сохранить свои дома, свою землю, чем бороться с этой чертовой коррупцией. Коррупция в Дагестане может поднять новые и новые фанатичные силы. В том числе и ваххабистское движение, которое тоже боролось с коррупцией, тоже боролось с наркобизнесом. Учитывая то, что, практически, в Дагестане нет ни одной газеты, которая может говорить что-то без ведома своего руководства, там, фактически, все перекрыто, поэтому даже те цифры, которые мы можем привести, куда делись эти деньги, они вызовут огромное удивление. Но мы понимаем, что именно коррупция сегодня вызывает любые конфликты, которые у нас происходят в России. Криминальные элементы, которые становятся политиками, являются реальной опасностью для кавказских границ и для дестабилизации в Дагестане. Олег Кусов: Психолог Леонид Китаев-Смык уже много лет изучает поведение людей в стрессовых ситуациях. Его наблюдения в период обеих военных кампаний в Чечне оформились в книгу, которая недавно вышла в Москве. Она так и называется - "Стресс войны". Наиболее интересные наблюдения Леонида Китаева-Смыка о чеченских детях. Леонид Китаев-Смык: В самом начале первой чеченской войны - в конце апреля 1995-го года - на высоком холме расположилась группа чеченцев. Они все молча смотрели, как горело село Самашки. В селе были родственники этих людей. Я заговорил с чеченским мальчиком лет 14-ти. Меня поразили в разговоре с ним две постоянно повторявшиеся фразы. "В какой класс пойдешь?". Тогда, казалось, война скоро кончится. "Если не убьют, в 8-й". "После школы кем будешь?" "Если не убьют, пойду в институт, буду агрономом". И так при ответе на любой вопрос. "Что будешь делать, когда война кончится?". "Если не убьют, буду убивать". "А сейчас что делаешь, чем занимаешься?". "Если не убьют, буду убивать сейчас". Тихий, спокойный, даже будничный детский голосок. Застенчиво-нежная ребячья улыбка, живой и заинтересованный взгляд. Русые волосы, светло-голубые глаза. Сначала я подумал, что это русский мальчик, нет, это был чеченский ребенок. В сентябре 1996-го года, мягко сказать, странно кончилась первая чеченская война. Боевиков с оружием и даже с захваченными ими российскими БТРами выпускали из наглухо окруженного российского войсками города Грозного. Чеченцы ехали, ликуя. Из битком набитых вооруженных людьми автомашин, ободранных автобусов, грузовиков, обшитыми листами толстого котельного железа, гремело "Аллах акбар!" Боевики трясли победно поднятыми автоматами, гранатометами. Машины с чеченцами шли и шли. Проехал самосвал, полный детей младшего школьного возраста. Они кричали от радости, у всех автоматы в руках. И вдруг проехал уазик. На его откинутом заднем бортике сидело пятеро мальчишек с автоматами Калашникова. У этих пятерых почему-то были одеревеневшие серые лица, сжатые губы. Выглядели они очень контрастно на фоне остальной орущей кавалькады. Отчего эти пареньки были такими? Наверное, в уазике везли трупы, которые должны были хоронить до захода солнца - таково мусульманское правило. Поразительна судьба детей на войне. Журналистка Юлия Калинина жила в Грозном, заблокированном российскими войсками, под ракетно-бомбовыми ударами авиации. Она мне рассказывала, когда в соседних домах разрывались ракеты "Град", разрушая дома, сжигая все живое, в домах лопались стекла, я, говорила она, думала: вот, сейчас, следующий выстрел, конец, смерть. И тут же дети 8-10-ти лет продолжали незамысловатую игру в карты, жмурясь от налетавшей после взрывов пыли, переговаривались, смеялись о чем-то своем. Можно подумать, ужасные сцены минуют детское сознание, не доросшее до осмысления противоестественных опасностей. Это не так. Страшные образы, погрузившись на дно души ребенка, мрачными демонами будут мучить его, коверкая психику, порочно влияя на выбор им жизненного пути. Чеченские девочки воспитываются в строгости и послушании. Сыновей чеченцы растят настойчивыми в их проказах. Мальчиков не бьют, чтобы не поселить в их душах страх. Главные военные проказы детей - участие в войне. Чеченские дети не боятся чужого человека в своем селе, во дворе. Доблестью и личным правом мальчишек 7-10-ти лет считалось иметь какое-то свое "громкое", как они говорили, оружие: гранату Ф-1, пистолет Макарова, полные карманы патронов. "Тихое" оружие: кинжал, штык-нож от автомата Калашникова, ценились ребятишками меньше. Дети понимали, что их сил не хватит, чтобы владеть ножом как оружием. Из пистолета они могли стрелять лежа, положив его перед собой. У меня в животе холодело, когда я видел гранаты, снаряженные запалами, то есть готовые к взрыву, в детских руках. На краю села Сержень-Юрт мальчишки стали тайно разминировать минное поле. Взрослые узнали об этом, когда прогремел взрыв. Мальчик нес, держа перед собой в руках, противопехотную мину и, споткнувшись, упал. Ребятам старше 14-ти разрешалось участвовать с оружием в боях, конечно, не всем, а только тем, кого невозможно было удержать дома. Пусть уж воюют, считали взрослые, или хотя бы считают, что воюют под присмотром мужчин, чем в компании малолеток совершают рискованные авантюры. Старшее поколение там двуязычное. Чеченский и русский языки - основа сплава горской и европейской культур и способов мышления. Поколение, выросшее после прихода к власти Дудаева, овладев на бытовом уровне чеченским и на уровне Корана арабским языками, сформирует у себя иные культурные, душевные и ментальные нормы. Тяжелый конфликт между поколениями, мне кажется, неизбежен. Население Чечни может оказаться расколотым наихудшим образом, когда друг другу будут противостоять поколения. И все же можно верить, что в Чечне, в целом приверженной общечеловеческому прогрессу и отрицающей фундаменталистский ислам, будут восстановлены современные системы обучения и высшего образования. Тогда нынешняя арабизация и исламизация окажутся не более чем попыткой ухода от русификации и советизации. Очень многие парни и подростки, не учившиеся в школах, читавшие с трудом по-чеченски лишь пропагандистские листовки боевиков, не знают ни географии, ни истории, ни того, какой мир, какая жизнь за пределами Чечни. В Чечне выросло поколение, повзрослели люди, интеллект которых развит и накоплен только войной. Их таланты и профессиональные умения, их душевные порывы формировались лишь для того, чтобы выживать в боях, чтобы непременно воевать. Что можно требовать, что можно ждать от людей, которые с молодым рвением жаждут что-то делать, а делать они могут только войну, стрельбу, взрывы, умеют только скрываться, скитаясь в горах, и лишь изредка находят домашний приют у своих родных, сбежавших из дома в лагерь беженцев. Приобщение молодого поколения чеченцев к мирной жизни будет самым трудным делом при установлении правопорядка в Чечне. Нужно срочно восстанавливать там систему школьного образования. Кроме того, для перевоспитания юношей следует использовать профобучение в специально создаваемых интернатах. Олег Кусов: О других событиях региона можно прочитать в издающейся здесь прессе. О некоторых публикациях в кавказских газетах расскажет Ольга Кантемирова. Ольга Кантемирова: В Ставропольском крае для охраны общественного порядка власти привлекли казаков. Уже созданы совместные милицейско-казачьи подразделения - пишет еженедельник "Северный Кавказ". Такое решение приняли совместно начальник Главного управления внутренних дел Ставропольского края генерал-лейтенант милиции Александр Супрунов и атаман Терского казачьего войска Василий Бондарев. Как утверждает еженедельник "Северный Кавказ", казачьим подразделениям поручен серьезный участок работы - предупреждение актов терроризма и бандитизма на территории края. В Грузии сегодня проживают более 165-ти человек, возраст которых превысил сто лет. Приведя эти данные, газета "Вечерний Тбилиси" назвала Грузию "страной долгожителей". Вместе с тем социально-экономические трудности последних лет значительно отразились и на здоровье жителей этой страны. По данным газеты "Вечерний Тбилиси", средняя продолжительность жизни в стране заметно снизилась. Для мужчин она теперь составляет 61 год, для женщин - 64. Это значит, что значительная часть граждан Грузии даже не доживает до пенсии. На днях президенту Азербайджана Гейдару Алиеву в США сделали очередную хирургическую операцию. На этот раз у азербайджанского лидера было выявлено увеличение предстательной железы. Но официальные источники в стране по этому поводу хранят молчание. Бакинская газета "Зеркало" подчеркивает, что информация о состоянии здоровья президента Алиева начинает приобретать в Азербайджане характер государственной тайны. Газета "Бакинский рабочий" пишет о подготовке первого чемпионата Азербайджана по женскому футболу. В нем примут участие клубы из Баку, Сумгаита и Ленкерани. Чемпионат стартует примерно через месяц. Федерация женского футбола в этой стране была создана в прошлом году. На исламских играх в Тегеране азербайджанские футболистки заняли почетное второе место, после чего получили приглашение от Европейской футбольной ассоциации принять участие в нескольких международных турнирах. Олег Кусов: В недалеком прошлом одним из торговых центров региона называли город Моздок, расположенный на стыке ставропольской степи и терско-сунженского горного хребта. В Северной Осетии любят рассказывать историю о том, как в 1944-м году к республике был присоединен Моздокский район. Однажды в кабинете партийного лидера Северной Осетии Кубади Кулова раздался телефонный звонок. По этому аппарату мог звонить только один человек, разговаривать с которым (даже по телефону) необходимо было стоя. "Сколько осетинских селений в Моздокском районе?", - спросил Кулова высокопоставленный собеседник. Кубади назвал цифру. "Вы на одно селение ошиблись, - поправил его голос из Кремля. - Мы здесь решение приняли передать район в состав вашей республики. Не возражаете?". Партийный лидер Северной Осетии возражать не стал, только начал говорить в трубку про величие партии Ленина-Сталина и мудрость ее Вождя. Через несколько дней Моздокский район официально вошел в состав Северной Осетии. Не исключено, что эта история на самом деле всего лишь легенда, но в целом она отражает подход советских властей к переделу границ на Северном Кавказе в 40-х годах 20-го века. С территориями коммунистические лидеры обращались вольно. Моздокский район, например, был отрезан от остальной территории Осетии лесистым хребтом, между ними не было даже внутренней трассы. Добираться во Владикавказ из Моздока приходилось через территорию соседней Чечено-Ингушетии. Помимо осетинских селений Моздок окружали казачьи, кумыкские, кабардинские, чеченские селения. Неудивительно, что спустя годы, сразу после развала Советского Союза, в районе стали звучать сепаратистские лозунги. Казаки заявляли, что Моздокский район должен быть возвращен в состав Ставропольского края. Кабардинцы добивались перехода западной части района под юрисдикцию Кабардино-Балкарии. Чеченцы, понятно, хотели видеть часть района в составе Чечни. В итоге, местные власти сохранили преданность Владикавказу и постепенно затушили радикальные настроения. Но в конце 94-го года началась чеченская военная кампания и Моздок фактически стал городом федерального подчинения. На его аэродроме расположилась российская военная база. Военные стали хозяевами в районе. На дорогах появилась бронетехника, множество плодородной земли превратилось в безжизненное пространство. Осенью 1999-го года ситуация повторилась, в считанные дни Моздок превратился в прифронтовой разбитый городок. Его название стало ежедневно появляться в военных сводках, поэтому многим россиянам Моздок представляется чуть ли не частью территории Чечни. Между тем Моздок - это российский город, у которого прошлое гораздо богаче и интереснее настоящего. Об истории Моздока рассказывает доктор исторических наук Феликс Гутнов. Феликс Гутнов: В начале второй половины 18-го века на Северном Кавказе правительство России решило основать город в центре Кавказа для того, чтобы сделать из него политический, культурный, экономический центр региона и тем самым замирить Кавказ. Важное значение в этом процессе замирения отводилось торговле. И место было выбрано очень удачно. Моздок как раз находился на Центральном Кавказе, достаточно близко к горным районам. И в то же время он был удобен россиянам, в том плане, что эта территория уже контролировалась Россией. В 1762-м году Министерство иностранных дел впервые разработало план заселения Кизлярского края, как он тогда назывался. Важная роль отводилась созданию, основанию этого города Моздока. Причем, планировалось заселить его именно горцами, не сделать из него просто военную крепость, какой она сначала была в 1763-м году, а именно гражданским городом, в котором бы основное население составляли горцы. С этой целью первому коменданту крепости давали самые широкие полномочия для привлечения, выделялись огромные средства. Так, для переселенцев давали от 10-ти до 30-ти рублей на семью, кроме того, тягловым скотом бесплатно снабжались, семенами на первый посев. Первые три или четыре года тратилось около 30-ти тысяч рублей ассигнациями. С позиции сегодняшнего дня, конечно, эта цифра не звучит, не играет, но если учесть, что в то время корова стоила 10 рублей, а туша барана 50 копеек, это очень серьезные деньги. В архивах Моздокского коменданта сохранились записи крещеных осетин и кабардинцев. Известны первые улицы, на которых жили осетины и кабардинцы. Это Георгиевская улица, Петропавловская, Копытовская, Свободная, Кирпичная, Кабардинская и так далее. Что характерно для первых этапов заселения, то, что в нем принимала участие в основном крестьянская среда, ни одного феодала, может быть за редким исключением. Во всяком случае, по этим спискам за первые 22 года в крепости не осел ни один кабардинский князь, ни осетинский феодал. В основном это были так называемые "факотли", это условное обозначение рядового населения кабардинского, и "фаршадлаги" - это основная крестьянская категория осетинских обществ. Ну, вот то, что крестьянское население горских народов Кавказа переселялось в первую очередь, видимо, сыграло свою роль в геральдике этого города. На гербе города, как известно, изображен крестьянин. Хотя можно было предположить, что там и казак не был бы лишним, потому что все-таки основная масса мужского населения входила в так называемую горскую команду, а потом Моздокский казачий полк. Переселенцам, независимо от национальной принадлежности, выделялись огромные по тем временам земельные участки - 15 десятин земли на душу населения. Все делалось для того, чтобы быстрее заселить Моздокский район, и торговым, и экономическим центром Центрального Кавказа. Олег Кусов: Основатели Моздока не ошиблись с выбором его местоположения. Очень скоро этот город стал популярным среди торговцев всего региона. Феликс Гутнов: До этого главными пунктами торговли на Кавказе являлись Кизляр и Астрахань. Все-таки Астрахань особенно, это очень далекий город для горцев и, конечно, ярмарки, которые проводились там, были для многих недоступны. Что касается Моздока, он оказался в выгодном положении, у самых предгорий и достаточно в безопасном месте. Поэтому сюда на ярмарки, которые проводились несколько раз в год, съезжались не только осетины и кабардинцы, но и ингуши, чеченцы, дагестанцы, даже западные адыги, которые находились на довольно значительном расстоянии от города. Свою роль как торгового центра Кавказа Моздок в 18-м веке, наверное, выполнил сполна. Олег Кусов: Горская знать на первых порах была недовольна появлением нового вольного города. Феликс Гутнов: Первые годы некоторые кабардинские феодалы предпринимали попытки осадить или даже совершить нападение на крепость. Эти попытки не связаны с тем, что они резко были настроены против российской администрации, а с тем, что массами от них уходили крестьяне в этот город. И их попытки дипломатическим путем решить эту проблему. Бежавшие крестьяне принимали христианство и уже как бы выходили из сферы юрисдикции своих феодалов, а, тем более, те, которые вступали в казачьи сословия, они уже оказывались недосягаемыми для своих феодалов. Это, конечно, сказывалось на авторитете. Князья и осетинские феодалы пытались, во всяком случае, положить конец этому переселению различными методами, в том числе и включая попытку совершить нападения на Моздок. Олег Кусов: Благодаря Моздоку процесс освоения предгорья Центрального Кавказа значительно активизировался. Феликс Гутнов: Все отчеты, которые велись в дальнейшем, измерялось расстояние от кавказской линии до Тифлиса, все эти расчеты брались, точкой отсчета был Моздок. И тут надо сказать, что основание Моздока облегчило дальнейшее продвижение вглубь гор. В 1784-м году основывается Эльхотово. В 84-м году основан Владикавказ. Основание Моздока явилось отправной точкой прокладки удобного пути в Закавказье. А этот путь, конечно, играл в 18-м веке, да и сейчас он играет огромную роль. Потому что через эти горы проходят два самых коротких пути, связывающие Европу с Азией. Эти две магистрали - Военно-осетинская и Военно-грузинская дороги, конечно, сейчас играют огромную роль, а в ближайшем будущем их значение еще больше возрастет. Олег Кусов: Крепость Моздок была заложена задолго до русско-кавказской войны 19-го века. Моздок развивался благодаря торговле. Этот вид деятельности сближал людей на Кавказе, сглаживал этнические противоречия. В периоды вооруженных конфликтов российские власти пытались использовать Моздок как важный стратегический пункт. История говорит о том, что это время вычеркнуто из жизни казаков и горцев, всех, кто населял город. Война раскалывала общество. Казаки становились непримиримыми врагами горцев. Нечто подобное происходит в регионе сегодня. Это значит, что лучшие времена, очевидно, для Моздока впереди. Они наступят тогда, когда город покинут военные и в него вновь вернется цивилизованная жизнь, сближающая людей. Кавказское застолье - это красочный ритуал со смыслом и с традиционными блюдами. Для абхазов таким традиционным блюдом является мамалыга. Алхас Чолокуа: В Абхазии можно найти человека, который не пьет вина или, например, не ест мандарины, но гораздо труднее отыскать абхаза, который не любит мамалыгу. Это блюдо из кукурузы вы непременно встретите как на столе знатного человека, так и простолюдина. Без мамалыги любая еда безвкусна, - говорят абхазы. Безусловно, мамалыга для абхазов - главное блюдо стола. На первый взгляд способ приготовления мамалыги прост, однако у него есть свои особенности. С середины 19-го века мамалыгу готовят из кукурузы, до этого абхазы использовали просо. Главной сельскохозяйственной культурой в Абхазии считается кукуруза. Сначала с помощью сита кукурузную муку отделяют от крупы. Как правило, мамалыгу варят в чугунном котле. В котел насыпают немного крупы, которую до этого тщательно промыли холодной водой. Крупу заливают водой, котел ставят на медленный огонь. Варят крупу, время от времени перемешивая специальной деревянной лопаткой. Затем в пищу добавляют мелко помолотую кукурузную муку. Кашу доводят до твердого состояния. Но после этого мамалыгу еще рано снимать с плиты, она должна простоять какое-то время на огне. Мамалыгу едят только горячей. В нее кладут копченый сыр, который расплавится на ваших глазах и станет еще более вкусным и питательным. Мамалыгу нужно есть руками, макая ее в соус из вареной фасоли или алычи. Подают к мамалыге и копченое мясо. В абхазской семье принято готовить мамалыгу с избытком. Если во время застолья в дом заходит сосед или родственник, а для абхазов это самые близкие люди, то мамалыга должна появиться перед ними, как только они сядут за стол. Но для гостя это блюдо всегда готовится заново, гостю в Абхазии положено все самое лучшее. В Абхазии утверждают, что Никита Хрущев принял свое эпохальное решение засеять кукурузой почти всю территорию Советского Союза после поездки в Абхазию вместе с Фиделем Кастро. Видимо, понравилась двум коммунистическим лидерам мамалыга, которую, как рассказывают очевидцы, для них приготовили на молоке. Рекомендуют мамалыгу и медики, они говорят, что это блюдо очень легко переваривается, а потому не располагает к полноте. Часто ли вы встречали потолстевших абхазов? Как правило, они стройны и сухощавы, это потому что едят мамалыгу с малых лет до глубокой старости. Олег Кусов: Тем, кто вырос за пределами Абхазии, можно познакомиться с мамалыгой с помощью писателя Фазиля Искандера. В этом знакомстве своя прелесть. "Я захожу в кухню и усаживаюсь у очага рядом с бабушкой. Высоко над огнем в большом чугуне висит готовая мамалыга. Я вытягиваю ноги. Золотистый запах поджаренной мамалыжной корочки нестерпимой сладостью щекочет ноздри. Скорее бы за стол, но тетушка ждет хозяина, как она говорит про мужа. "Покамест он не придет, мы за стол не сядем". Мы все сидим в ряд возле очага: в головах дед, потом бабушка, потом дядя, потом остальные. Тетушка мамалыжной лопатой накладывает каждому свою порцию прямо на тщательно выскобленную розовую доску стола. Мамалыга густо дымит. Потом она каждому в тарелочку разливает лобио, разбрасывает по столу снопы зеленого лука, а потом уже более расчетливо делит жареное мясо. Я не могу удержаться, чтобы тайно, краем глаза не проследить, как она раздает мясо. Все мне кажется, что лучшие куски она раздает своим: мужу и детям. Я знаю, что стыдно за этим следить, но все же не удерживаюсь и подглядываю. Вот и Ремзику, хоть он и провинился, а все же не удержалась - и дала ему самый большой кусок мяса, и тут же, словно спохватилась, что чаша весов слишком явно перевесила в его сторону, шлепнула его по лбу ладонью, словно толкнула рукой другую чашу. Но вот мы поели, вымыли руки. У дяди, как у всех людей, которые плохо едят, есть свое лакомство - он любит сухую корочку, которая прижаривается к чугунку после мамалыги. Сейчас он ее не спеша соскребает, выколупливает ножом. Сам хрустит и нас угощает". Редкое застолье литературных персонажей Фазиля Искандера обходится без мамалыги. "Хасан поставил на огонь котел для варки мамалыги. Он снял из-под крыши один из кусков копченого мяса, аккуратно насадил его на деревянный вертел, отгреб жар от костра, и, приладив вертел к полену, стал жарить мясо, покручивая вертел, щурясь и отворачиваясь от дыма. Вскоре мясо зашипело, и жир, капающий в жар, вспыхивал кроткими голубоватыми вспышками. В ноздрях защекотало. Потом, прислонив к стене вертел с недошипевшим мясом, он быстро приготовил мамалыгу, снял со стены висевшей на ней легкий столик, поставил его перед нами, нашлепал мамалыжной лопаточкой дымящиеся порции мамалыги на чисто выскобленную доску столика, разделил мясо, с нешуточной строгостью вглядываясь в него, чтобы не ошибиться и самые лучшие куски придвинуть гостям. Нарезал копченого сыра, который мы тут же растыкали по своим порциям дымящейся мамалыги, чтобы он там размяк". В повести "Сандро из Чегема" Фазиль Искандер устами своего героя - абхазского старика, раскрывает секрет приготовления очень вкусной мамалыги. "Ты знаешь, как готовят вашу мамалыгу?", - спросил старик. "Знаю, - ответил дядя Сандро. "Каждая хозяйка знает, как готовить мамалыгу?", - спросил старик. "Каждая", - ответил дядя Сандро. "И никакого секрета в этом нет?" - спросил старик. "Секрета нет", - отвечал дядя Сандро. "Почему же есть хозяйки, которые готовят мамалыгу так, что пальцы оближешь, а другие неважно готовят?", - спросил старик. "Некоторые умеют лучше готовить, а некоторые не умеют", - ответил дядя Сандро, стараясь не дать сбить себя столку. "Но ведь те, кто готовят хуже, знают все, что знают те, кто готовит лучше?", - продолжал старик. "Или у них есть какая-то тайна?". "Нет, - сказал дядя Сандро. - Какая же может быть тайна, все знают, как готовить мамалыгу". "Так почему же, - спросил старик, - одни готовят ее прекрасно, другие похуже, а третьи совсем плохо?". "Не знаю", - сдался, наконец, дядя Сандро. "Потому что в мире есть талант и любовь, - сказал старик, - чего ваши начальники никак не поймут. И женщины, в которых соединился талант и любовь, готовят мамалыгу лучше других. Любовь учит ее выбирать свежую муку на базаре, хорошо ее просеивать, а талант помогает ей правильно понять соотношение огня и того, что варится на огне". Так большой знаток абхазской кухни Фазиль Искандер описал мамалыгу в своих произведениях. Сергей Есенин, певец рязанских раздолий, не смог пройти мимо кавказской темы. К ней он обратился явно под влиянием других великих русских поэтов.
Здесь Пушкин в чувственном огне слагал душой своей опальной. О Кавказе Сергеем Есениным написаны одни из лучших его произведений "Русь советская", "Русь уходящая". Здесь он заканчивает "Анну Снегину" и в 1924-м году пишет "Балладу о 26-ти". Из записей книги посетителей музея "Домик Лермонтова в Пятигорске" известно, что Сергей Есенин приезжал на Кавказ в августе 1920-го года. Лада Леденева: Этот год в жизни поэта был богат событиями. В марте увидела свет книга "Голубень", успешно прошли выступления в Харькове, Ростове-на-Дону, издан особенно дорогой ему сборник "Трирядница". В первой половине августа, покинув Ростов, с поэтической братией Есенин отправился в Баку. Маршрут его поездки пролегал через Минеральные воды. На несколько дней он останавливается на водах, чтобы пешком пройти по следам любимого Лермонтова. В Пятигорске посещает место дуэли, Эолову арфу, грот Дианы, домик поэта. На следующий день вместе со спутником, поэтом Мариенгофом они побывали в Кисловодске. Это известно из единственного письма отсюда в Харьков, приятельнице Есенина Лившиц. "Сегодня утром мы из Кисловодска выехали в Баку. И, глядя из окна вагона на эти кавказские пейзажи, внутри сделалось как-то тесно и неловко. Я здесь второй раз в этих местах. Признаться, в Рязанской губернии я Кавказом был больше богат, чем здесь. Трогает меня только грусть за уходящее, милое, родное, звериное и незыблемая сила мертвого, механического. Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно, и что же видим: за паровозом что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обгонять его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень многое. Конь стальной победил коня живого, и этот маленький жеребенок был для меня ненаглядным, дорогим, вымирающим образом деревни". Картинка, увиденная в степях близ Пятигорья, обращается в развернутый образ в есенинской поэме "Сорокоуст". Это реквием, поминальное песнопение по навсегда уходящей в прошлое деревянной России, породившей поэта. Время мчится над ее степями неумолимо, стальная мощная индустриальная советская явь побеждает древнюю отсталую Русь. Примечательны строки из "Сорокоуста": "Милый, милый, смешной дуралей, ну куда он, куда он гонится? Неужели он не знает, что живых коней победила стальная конница. Неужели он не знает, что не вернет его бег той поры, когда пару красивых степных россиянок отдавал за коня печенег". В мае 1922-го года Есенин соединил свою жизнь с американской танцовщицей Айседорой Дункан, возродившей на эстраде пляски древней Эллады, освободившей искусство танца от балетного штампа. Она бывала в России в 1905-м и 1913-м годах, а после Октября приехала в страну, разоренную войной, чтобы учить людей искусству радости свободного тела. После совместной зарубежной поездки в 1923-м году Есенин и Дункан собирались в путешествие по Кавказу. Были запланированы гастроли Дункан в Кисловодске и других крупных городах. Однако перед самым отъездом Есенин расстался с Дункан и она выехала на Северной Кавказ с приемной дочерью Ирмой. "В Пятигорске Айседора спросила меня, - вспоминает директор балетной студии "Дункан" господин Шнейдер, - будет ли концерт ее там, где убит русский поэт Лермонтов? Очевидно, Есенин говорил с ней о Лермонтове. Дункан плохо знала русскую поэзию". На сцене Курзала в Лермонтовской и Пушкинской галереях танцевала под музыку Бетховена, Чайковского, Берлиоза. Трогательная нежная "Колыбельная" Гречанинова сменялась огненной и бурной "Марсельезой", за печальным ноктюрном Шопена следовал воздушный вальс Штрауса. В Пятигорске на концерте в Лермонтовской галерее Дункан изменила программу и вместо 6-й симфонии Чайковского танцевала неоконченную Шуберта. "Причину замены она никому не открыла, была весь день раздражительна и печальна. Жалела, что не успеет съездить на место дуэли, расспрашивала меня, - вспоминает Шнейдер, - о Лермонтове, много говорила о Есенине". Жила она несколько дней в кисловодской гостинице "Гранд-Отель", окна номера выходили в верхний зал Курзала, где по вечерам ежедневно играл симфонический оркестр. Возвратившись на родину, Дункан рассказывала западным журналистам о поездке в страну: "Россия, Россия и только Россия со всеми ее страданиями стоила всего остального в моей жизни вместе взятого". Олег Кусов: Путешествие по Кавказу не проходило бесследно для творческих людей. После подобных поездок русская литература обогащалась удивительными произведениями. Безусловно, в сближении русского и горских народов решающие значение сыграли деятели культуры и искусства. Своими произведениями они ломали этнические и религиозные барьеры между людьми. Сергей Есенин занял свое особое место в ряду литературных миротворцев на Кавказе. Другие передачи месяца:
|
c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены
|