Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
23.4.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Кавказ
[09-12-03]

Кавказские хроники

Выборы в Государственную Думу в республиках Северного Кавказа

Ведущий Олег Кусов

Олег Кусов: Выборы в Государственную Думу в республиках Северного Кавказа в целом отразили российскую тенденцию, в лидерах оказалась партия "Единая Россия". Это произошло даже в Чеченской республике, жителей которой трудно заподозрить в симпатиях прокремлевским политическим группировкам. Московский политолог Юрий Ханжин объясняет подобные результаты давлением властей, активным использованием так называемого административного ресурса. Нечто подобное в республике уже наблюдалось во время мартовского референдума и сентябрьских выборов президента.

Создается впечатление, судя по формальным итогам этих выборов, что чеченцы во всем согласны с Кремлем. В чем же тогда дело, почему там мир не наступает?

Юрий Ханжин: Выборы проводятся под сильнейшим давлением федеральных войск и администрации, практически они безальтернативны. Избирательные участки охраняются, практически контролируются солдатами федеральных войск с оружием, туда приходят люди, чтобы проголосовать и ясно, какие бюллетени им выдают. А за кого вы еще сможете проголосовать? Политические партии, выступающее за независимость Чеченской республики, загнаны в подполье, независимые партии третьей силы, не желая компрометировать себя, практически отстранились от участия в выборах. Так выдвигают либо только прокремлевских, либо еще более прокремлевских деятелей, вот и выбирайте - либо тот, кто угоден Кремлю, либо тот, кто ему еще более угоден. Есть еще одна причина, о которой надо сказать, потому что она действует не только в Чечне. Чечня была разорена войной до такой степени, что сегодня она стала полностью дотационным регионом, она буквально голодает. Дотации, а, соответственно, зависят от центра. Проголосуете так, как нам надо, вы что-то получите, а не проголосуете - тогда уж, извините.

Олег Кусов: Теперь Чеченскую республику в Госдуме будет представлять бывший член Совета федерации Ахмар Завгаев. Мы знаем хорошо человека, которого выбрали в Чечне - Ахмар Завгаев, политик российского масштаба, хорошо известен, хорошо известна его биография, позиция по многим вопросам. Сможет ли он заменить в Государственной Думе Асламбека Аслаханова?

Юрий Ханжин: Без всякого сомнения - нет. Дело в том, что Аслаханов был политиком своеобразным. Он никогда полностью не отождествлял себя с российской администрацией и оккупационными войсками. Он умел держать определенную дистанцию, хотя и находился в Государственной Думе Российской Федерации, и считался политиком, стоящим за сохранение Чечни в составе Российской Федерации. Но, тем не менее, в его деятельности всегда были моменты, вызывавшие уважение к нему. Он нередко выступал против жестокости федеральных войск, он был одним из тех, кто отстаивал права человека в Чеченской республике в той мере, в какой это было для него доступно. Наконец, своей личностью человек независимый, прямой, он вызывал уважение окружающих. То есть он был политиком, а не политиканом.

Что касается нынешнего, скажем так, представителя Чечни, то это человек, принадлежащий к касте номенклатуры правящей, плоть от плоти этой своеобразной касты. Что его всегда отличало? Умение ориентироваться в московских верхах, умение ладить с руководством федерации, умение достаточно искусно лавировать между чеченскими избирателями, которые, как известно, не слишком любят Москву, и московскими руководителями. Конечно, он не будет отстаивать интересы чеченского народа, не будет он отстаивать и самостоятельность Чечни. Это тот человек, который нужен Москве для того, чтобы создать впечатление о том, что и Чечня представлена, и Чечня имеет какого-то депутата, который вроде бы выступает от ее имени, но выступать он будет от имени администрации Кадырова, совершенно марионеточного образования, и от имени тех, структур, которые сейчас создаются российскими властями на территории Чечни, в общем-то без всякого участия чеченского народа.

Итог голосования был, конечно, предопределен. Если мы сейчас здесь в России удивляемся тому, до какой степени открыто и нахально на общественные организации, на коллективы предприятий оказывалось давление со стороны представителей администрации, то что же может быть в Чечне? Кто там голосовал, какой процент избирателей принимал участие в голосовании? Во всяком случае, действительно ответственный политик, политик, который был бы готов защищать интересы чеченского народа, не стал бы участвовать в нынешних выборах.

Олег Кусов: В Дагестане за партию "Единая Россия", согласно предварительным данным, отдали свои голоса почти 70% избирателей от принявших участие в голосовании. По мнению аналитиков, этот результат не отображает реального настроения избирателей.

Юрий Ханжин: 67% голосов набрала "Единая Россия", 17 удалось получить коммунистам, у них есть свой надежный избирательный корпус, а все остальные партии не преодолели 5%, даже такие достаточно известные, как Союз правых сил и сильные в Дагестане мусульманские группировки. Как же это так? В мусульманской стране ни один мусульманин не прошел в парламент, не удалось провести значительные группы своих депутатов и коммунистам, а у них в свое время был там довольно сильный и организованный электорат, а вот партия, о которой никто не знал, не ведал, вдруг получила практически две трети голосов в парламенте и будет теперь иметь конституционное большинство. Объяснить это можно очень просто: используя методы экономического принуждения, Москва добилась от местной администрации на всех уровнях власти осуществление беспрецедентного давления на избирателей, были созданы исключительно благоприятные условия для партии "Единая Россия" и дискриминационные условия для всех остальных партий.

Олег Кусов: В Северной Осетии, по словам местных наблюдателей, рейтинг "Единой России" довольно высок, а это значит, что большого давления властей на избирателей не потребовалось. Говорит североосетинский политолог Алан Плиев.

Алан Плиев: Жизнь уже продемонстрировала необходимость какой-то последовательной единой политики. Если "Единая Россия" получила большинство, то это объясняется тем, что дискуссии, споры уже надоели населению, и есть желание такое посмотреть, как же будут действовать в единстве парламент и президент, если будет это единство, то к чему могут придти. Здесь хорошие надежды на то, что работа единомышленников должна привести к каким-то результатам.

Другое дело, если рассмотреть с точки зрения политолога, то, конечно, возникает масса вопросов, что в этом случае полностью на себя ответственность взяли президент и "Единая Россия". Если смогут провести хорошие подвижки, значит настроение и надежды оправдаются, и настроение у людей будет хорошее. Если же не оправдается, что тогда в этом случае не будет для "Единой России" места такого, как получилось сейчас.

КПРФ сдала позиции, потому что это был район "красного пояса". Если откровенно говорить, то большой работы КПРФ в республике не было видно в последнее время. Без хороших прагматичных позитивных идей партия сама начинает как бы вырождаться и все меньше и меньше будет электорат у нее. Молодежи сегодня в Осетии довольно много, но тот бывший электорат, если говорить о среднем поколении, то среднее поколение вообще сейчас выпало из КПРФ, и очень многие из пенсионеров разочарованы. Партия Глазьева "Родина" не получила у нас поддержки, это говорит только об одно - не поработала эта партия в Осетии.

Олег Кусов: По одномандатному округу в Государственную Думу от Северной Осетии прошел двукратный олимпийский чемпион по вольной борьбе Арсен Фадзаев.

Здесь по одномандатному округу баллотировались несколько человек, из них наиболее реальными кандидатами называли представителя местной администрации, представителя "Единой России" и двукратного олимпийского чемпиона, борца Арсена Фадзаева. И вот Арсен Фадзаев побеждает на выборах в Северной Осетии. Как это можно объяснить?

Юрий Ханжин: Северная Осетия долгое время превращалась в заповедник посткоммунистического авторитаризма нынешним президентом и его окружением. В этой республике продолжались процессы постепенного вытеснения других народностей, не осетин, создавалась привилегированная прослойка из бывших коммунистических деятелей и тех, кто к ним примыкал. И фактически был такой создан культ главы этого маленького государства. Но, видимо, народу все надоело. Потому что процветания ему подобная политика не принесла, авантюры Южной Осетии поставили Северную Осетию на грань войны, а это один из самых спокойных был регионов всегда. Кроме того, и отношения с соседними республиками не налаживаются, а конфликт с Ингушетией хорошо известен, это конфликт из-за одного из районов. Ясно, что банкротство политики нынешней администрации Северной Осетии, оно и проявилось в результате этих выборов. Победил человек, не связанный, не скомпрометированный связями с этой верхушкой. Это тоже победа прогрессивных сил, как мне кажется.

Олег Кусов: В соседней Ингушетии произошла политическая сенсация регионального значения - в тройку лидеров попала и партия Союз правых сил. Для республик Северного Кавказа это довольно высокий результат.

Юрий Ханжин: Объяснить это можно только одним - в Ингушетии довольно всегда было сильным демократическое движение, движение за большую свободу. Хотя Ингушетия в свое время не приняла того выбора, который сделала Чечня, однако и первый президент господин Аушев, и его предшественник старались по мере сил сохранить самостоятельность республики. Были сделаны попытки к созданию в этой очень бедной и маленькой республике свободной экономической зоны, которая, может быть, могла бы действительно способствовать подъему ее экономики. В Ингушетии нет и сильного тяготения в пользу центра, нет там такого влияния и левых групп, как, скажем, в Дагестане у коммунистов. Поэтому вполне естественно, на мой взгляд, что среди наиболее прогрессивной части избирателей нашли отклик идеи Союза правых сил как партии, во-первых, оппозиционной, во-вторых, партии демократической. И это в общем-то не случайность, а вполне закономерный итог развития политической обстановки в Ингушетии.

Олег Кусов: К тому же, по-видимому, и недавняя история этому способствует. Трудно искать коммунистические идеи в народе, который был выслан коммунистами в 40-е годы.

Юрий Ханжин: Да и не только коммунистами. Ведь, в конце концов, если обратиться к партии "Единая Россия", то ее можно, анализируя политику Путина в Чечне, да и вообще на Северном Кавказе, с полным правом назвать наследницей сталинистского курса на Северном Кавказе. Ее там тоже любить не за что. И нынешняя ее победа должна рассматриваться исключительно как результат беспрецедентного давления, то есть фактически фальсификация выборов.

Олег Кусов: Выборы в Государственную Думу России впервые прошли на территории Абхазии и Южной Осетии.

Дмитрий Александров: 7 декабря на территории Грузии было открыто 11 избирательных участков, один из них, прикрепленный к Волоколамскому одномандатному избирательному округу, действовал в Южной Осетии. Предполагалось, что в Цхинвали в воскресенье в день выборов откроется 4 избирательных участка, однако добиться такого разрешения у Центризбиркома России руководство республики не смогло. Помещение для голосования было оборудовано на территории воинской части российского контингента миротворческих сил. Из более чем 35 тысяч граждан, имеющих российское гражданство и проживающих на территории Южной Осетии, проголосовали четыре тысячи человек. На контрольно-пропускном пункте у въезда в воинскую часть образовалась громадная очередь, однако все желающие проголосовать не успели. 97% жителей Южной Осетии, участвовавших в выборах, отдали свои голоса в поддержку партии "Единая Россия". Накануне президент Южной Осетии Эдуард Кокойты в интервью Радио Свобода говорил о том, что значит для республики участие в выборах в Государственную Думу России. При этом он подчеркнул, что во время парламентских выборов в Грузии, избирательных участков на территории республики не будет.

Эдуард Кокойты: Выборы 7 декабря - для нас это второй референдум. Это еще раз продемонстрирует готовность народа Южной Осетии, еще раз подчеркивает стремление народа Южной Осетии интегрироваться в состав Российской Федерации. Несмотря на то, что многие окрестили нас непризнанной республикой и так далее, мы демократическое государство, мы уважаем демократию, свободу слова, свободу права и так далее. Мы не будем препятствовать гражданам грузинской национальности. Дело в том, что конституцией Южной Осетии предусмотрено двойное гражданство, и мы не будем препятствовать гражданам грузинской национальности, являющимися гражданами Грузии, голосовать и высказать свою волю. Но я еще раз подчеркиваю, что эти выборы пройдут неконституционно.

Олег Кусов: Об отношении официального Тбилиси к выборам в Государственную Думу России на территории Абхазии и Южной Осетии рассказывает наш корреспондент в Грузии Георгий Кобалазде.

Георгий Кобаладзе: Самое интересное, что в Тбилиси никак не могут выяснить, сколько все-таки жителей Абхазии и Южной Осетии получили российские паспорта и стали полноправными гражданами федерации, приобретя тем самым и право участвовать в выборах. По одним данным, их уже более 250 тысяч в бывших грузинских автономиях, по другим - жители Абхазии получили лишь вкладыши в старые советские паспорта или справки о том, что их заявление о желании вступить в гражданство России находится в стадии рассмотрения. Якобы такие справки не дают права участвовать в выборах. Но это лишь предположения.

Самый компетентный, казалось бы, человек в этом вопросе - посол Российской Федерации в Грузии Владимир Чхиквишвили в день выборов по сути отказался ответить на наш вопрос: сколько все-таки граждан России живут на территории Абхазии и Южной Осетии, сказав, что боится ошибиться и поэтому не может назвать хотя бы приблизительную цифру. Конечно, подобная неосведомленность опытного дипломата объясняется политическими причинами: Москва просто не желает обнародовать эти сведения. С другой стороны, как в администрации президента Абхазии, так и в аппарате президента Южной Осетии на наш вопрос ответили тоже довольно уклончиво, сказав лишь, что в выборах приняло участие большинство граждан России, живущих в этих республиках. 11 избирательных участков, в том числе в Абхазии и в Южной Осетии, в Аджарии, Тбилиси и южных районах Грузии, где дислоцированы российские войска, приписаны к Коломенскому избирательному округу. На вопрос о том, почему именно Коломна, посол Чхиквишвили ответил, смеясь, что здесь нет, конечно, никакой политики.

Именно этой неопределенностью и объясняется вялая реакция официального Тбилиси по поводу проведения выборов российской Госдумы в Абхазии и Южной Осетии, вернее сказать, отсутствие всякой реакции. Можно с полным основанием утверждать, что ни одного официальное лицо, ни исполняющая обязанности президента Нино Бурджанадзе, ни государственный министр Зураб Жвания, ни Министерство иностранных дел никак не отреагировали на эти выборы. И тому есть, по крайней мере, две причины. Во-первых, в самом факте проведения выборов в Абхазии и Южной Осетии нет ничего незаконного, либо непривычного для грузинских властей, ведь выборы в том числе и в Тбилиси и в других регионах проводились и раньше, что вполне соответствует международной практике. Во-вторых, по большому счету сейчас новым грузинским властям не до этого, назревают опасные для них процессы в Аджарии, существуют вероятность срыва намеченных на 4 января президентских выборов. И революционные власти, по всей видимости, не намерены портить отношения с российским руководством из-за формальностей, отражающих давно устоявшиеся реалии.

Олег Кусов: Проведение выборов в Государственную Думу России на территории Абхазии и Южной Осетии говорит о том, что Москва продолжает вмешиваться во внутренние дела Грузии. Так считает политолог Юрий Ханжин.

Юрий Ханжин: Расценивать это нельзя иначе, как новую попытку России сделать еще один шаг к возможной аннексии Абхазии и Южной Осетии. Люди, которые проголосовали за российскую Думу, если у них есть паспорта, конечно, имеют на это право. Но есть еще одно интересное обстоятельство: получив российское гражданство, они утратили гражданство Грузии и право представлять какой-то народ, находящийся на территории Грузии. Допустим, абхазцы имеют российские паспорта. Ну что ж, прекрасно, они просто иностранцы, живущие на территории Грузии. Но какая тогда может быть республика? О какой республике может идти речь, если её населяют иностранные граждане? Иностранцы имеют право жить в Грузии. Как и в любой другой стране с правами законно проживающих жителей, но образовывать там какое-то государство, какую-то автономию они уже права не имеют.

Те люди, которые сейчас в Абхазии и Южной Осетии устраивают комедию с этими выборами, они, видимо, не представляют себе, что в соответствии с международным правом, став гражданами России, они тем самым утрачивают право на территорию, они могут владеть частной собственностью, могут заниматься любой деятельностью, пользоваться правами, а республики никакой Абхазии быть не может, и никаких там не должно быть ни президентов, ни правительств, никакого государственного флага, никакого представительства. Может быть российский консул. Этот консул будет заниматься покровительством соотечественникам, живущим за границей и ничего больше. Они, наверное, не совсем представляют, что они сейчас становятся некоей разновидностью российских эмигрантов, проживающих в Грузии.

Олег Кусов: Юрий Алексеевич, парламентские выборы в Грузии, которые были, конечно же, сфальсифицированы очень грубо властью, и волны народного возмущения смыли с кресла Эдуарда Шеварднадзе. Мне кажется, что это был своеобразный урок всему чиновничеству Северного Кавказа: опасно играть с людьми в этом самобытном регионе. Как вам кажется, этот грузинский урок учтен нынешними политиками Северного Кавказа?

Юрий Ханжин: Смотря где. В Чечне не учтен, в Дагестане не учтен, в Ингушетии, по всей вероятности, народ победил чиновников и администрацию, просто победил. Они тоже хотели сделать то же самое, что в Дагестане или в Чечне или где-нибудь в Абхазии, то есть своих ставленников провести, "Единую Россию" сделать единственной партией, но не удалось. Вообще говоря, властями этот урок не учтен ни в малейшей степени, они то же самое хотят сделать, что пытались сделать в Грузии. А вот что из этого получится - неизвестно.

Мне кажется, что вообще выборы проводятся в безобразных условиях, что, вероятно, будет отрицательная реакция и международных организаций. Уже сейчас наблюдатели, посетившие Россию, говорят о том, что выборы проводились при совершенно нечестных условиях, это была нечестная игра одной партии, были созданы огромные преимущества, откровенно в ее пользу призывали голосовать, используя методы давления.


Другие передачи месяца:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены