Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
29.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Кавказ
[27-05-03]

Кавказские хроники

Военная кампания в Ираке и проблемы региона

Ведущий Олег Кусов

Олег Кусов: Война в Ираке разделила внешнеполитические позиции кавказских государств. Действия вооруженных сил союзников безоговорочно поддержали в Тбилиси и Баку. Ереван настроен оппозиционно, но создается впечатление, что армянские политики пока даже опасаются громко об этом говорить. В российских республиках Северного Кавказа официальные власти если не отмалчиваются, то озвучивают точку зрения Москвы. В Махачкале прошли митинги протеста против войны в Ираке, местные жители записывались в добровольцы для защиты Багдада. Подобные настроения действительно встречаются в Дагестане, но в целом жители республики не являются ярыми противниками военной операции союзников в Персидском заливе. В данном случае с помощью акции протеста местные политики пытались лишь угодить официальной Москве. К такому выводу пришел наш корреспондент Магомед Мусаев, проведя опрос на улицах Махачкалы.

Магомед Мусаев: В Махачкале и других дагестанских городах состоялись антивоенные митинги. Протестующие осуждали действия администрации президента Буша, якобы преследующих глобальные экономические интересы и направленных против стран исламского мира. Звучали лозунги в поддержку политики президента Путина. Выступали как простые граждане, так и депутаты Госдумы, депутаты Народного собрания республики Дагестан, главы администраций городов и районов. После довольно эмоциональных речей шла запись добровольцев для участия в войне на стороне Ирака. Однако было бы ошибкой полагать, что в Дагестане кипят митинговые страсти, скорее наоборот. Вместе с тем война в Ираке вряд ли кого-то оставила равнодушной.

Как вы относитесь к тому. Что в Дагестане проходят митинги антивоенные против войны в Персидском заливе?

- К митингам против войны отношусь хорошо, я и сама буду принимать участие в них. Я считаю, что мы должны принимать участие в митингах, чтобы остановить войну в Чечне.

- Я считаю, что нужно проводить митинги. Может быть, это окажет воздействие.

- В Дагестане проводят митинги против войны в Персидском заливе, как вы думаете, стоило бы проводить такие митинги против войны в Чечне?

- Разницы нет, люди везде одинаковые, и такие митинги бы не помешали.

- К войне в Персидском заливе я отношусь противоречиво. С одной стороны, это объективная неизбежность, с другой стороны, это большая трагедия для мирного населения.

- По словам Гаджи Махачева, в Дагестане есть около тысяч добровольцев, готовых участвовать в этой войне на стороне Ирака.

- На мой взгляд, могут быть такие люди, но они движимы скорее всего ложными представлениями. Но это недостаточно серьезное заявление. Война в Персидском заливе, в Ираке - это официально осуждается официальными структурами. В Дагестане нет гражданского общества, вот и налицо, что народ выступает за инициативу власти, но не имеет своей инициативы, чтобы высказать негативное отношение к войне в Чечне.

- Есть искренне сочувствующие, я тоже сочувствую иракскому народу, но надо отличать народ от руководства. Садам Хусейн и иракский народ - это не одно и то же.

Магомед Мусаев: На митинговых мероприятиях в Дагестане выступало немало представителей духовенства и просто верующих, в своих речах то и дело подчеркивающих необходимость защиты уничтожаемых в Ираке мусульман. Духовное управление мусульман Дагестана по непонятным нам причинам ни разу не выступило в защиту боснийских мусульман и албанцев Косово, подвергавшихся действительно массовому и безжалостному уничтожению режимом Милошевича в бывшей Югославии. Следует также добавить, что среди дагестанского духовенства отнюдь не все являются пылкими сторонниками антиамериканизма, хотя их мнение не было озвучено с трибун.

Олег Кусов: Власти Азербайджана предоставили воздушное пространство в распоряжение коалиции, обсуждается вопрос об использовании азербайджанских аэродромов, даже несмотря на высказывания специалистов о том, что использование воздушных пространств Азербайджана малоэффективно, поскольку соседний Иран закрыл для союзников свое небо. Предоставив союзникам воздушное пространство, Баку по крайней мере решил минимальную задачу - наглядно продемонстрировал свою позицию в отношении войны на Ближнем Востоке. Грузинские власти также выразили поддержку США.

Юрий Вачнадзе: Грузия, как известно, фигурирует в списке 30 стран, безоговорочно поддерживающих антитеррористическою операцию в Ираке. Безоговорочность в данном случае обусловлена, по-видимому, двумя составляющими. Первая - это принципиальная, независимая от ситуации поддержка любых действий США. Вторая - стремление демонстративно отмежеваться от имиджа страны, способствовавшей созданию очагов терроризма в Панкисском ущелье. Свое отношение к антитеррористической операции в Ираке грузинский президент высказывал несколько раз. По его мнению, в странах, обладающих химическим и бактериологическим оружием, режимы должны быть изменены, в контексте подразумевается принудительное изменение режимов. Шеварднадзе припомнил эпизод, имевший место во время проведения американской операции "Буря пустыне" в Ираке. "Бейкер спросил у меня тогда, - сказал Шеварднадзе, - стоит ли брать Багдад? Я его отсоветовал делать это, о чем теперь сожалею". Между тем, похоже, что грузинский парламент не полностью разделяет точку зрения своего президента. В течение нескольких недель не удавалось ратифицировать соглашение о грузино-американском сотрудничестве в военной сфере. В этом документе предусматривается предоставление американским военнослужащим статуса дипломатических представителей при пересечении грузинской границы, то бишь статуса безвизового режима.

О проблемах Грузии и всего региона всего Южного Кавказа я попросил высказаться политолога Ивлиана Хаиндрава.

Ивлиан Хаиндрава: Мне представляется, что мир стал иным полтора года назад, после 11-го сентября, когда был брошен вызов самому могущественному государству на земном шаре, причем, видимо, самому могущественному за всю историю цивилизации. В преддверии акции в Ираке Грузия стояла перед выбором, вроде бы, а с другой стороны, выбора у нее практически не было. Грузия - государство маленькое и слабое и, естественно, что она ищет патрона. Россия в течение ряда лет фактически занималась тем, что отпихивала нас от себя подальше. Европа, мы видим, что Европа разделилась, надежды на Соединенные Штаты и надежды, скажем так, обоснованные. Потому что в течение ряда лет, если Грузия и получала от кого-нибудь реальную помощь, как политическую, так и материальную помощь, то это были, безусловно, Соединенные Штаты. Грузия выразила готовность оказывать Соединенным Штатам любую поддержку, которая в ее силах. Но это на уровне декларации, это на уровне заявления президента. На деле здесь кое-что пробуксовывает. Казалось, что парламент страны не готов к ратификации договора, в котором Соединенные Штаты могут быть сейчас заинтересованы как никогда. И, исходя из особой позиции Турции, Грузия приобретает дополнительное значение, этот договор необходим именно для того, чтобы в случае необходимости задействовать фактические возможности Грузии. Я думаю, это свидетельствует о де-факто существующем разбросе мнений в грузинском политическом спектре.

Как может все это сказаться на положении в Грузии и вокруг нее? Мир сейчас стоит на пороге нового мирового порядка. Этот новый мировой порядок в глобальном масштабе могут обеспечить только Соединенные Штаты, вне зависимости от того, нравится это кому-то или не нравится. Поражение Соединенных Штатов в этой борьбе означает мировой беспорядок, это означает хаос и мне кажется, что в этом случае Грузии как маленькому и слабому государству, пришлось бы еще хуже, чем при таком развитии обстоятельств, когда все-таки Соединенные Штаты устанавливают на планете, видимо, временно свои правила игры. Тем не менее все непосредственные соседи Грузии так или иначе затронуты иракским кризисом. Это касается и России, у которой есть свои интересы в Ираке, это касается и Турции, которая заняла непривычно для нее мягкую американскую позицию, это, безусловно, касается и Ирана, который сейчас затаился. При таком раскладе сил, естественно, что раздражение России в отношении Грузии еще более возрастет, Иран тоже вряд ли будет доволен подобным развитием событий. И с той, и с другой стороны возможны какие-то, скажем так, не совсем дружественные действия в отношении Грузии.

Олег Кусов: Позиции Армении в отношении иракской войны отличается осторожностью. Ереван волнует даже не сама война, а послевоенное устройство Ближнего Востока. Падение режима Саддама Хусейна значительно ослабит позиции Ирана, союзника Армении, и усилит позицию Турции, традиционного противника Армении. Об отношении официального Еревана к иракской войне говорит политолог Сейран Багдасарян.

Сейран Багдасарян: Все зависит от дальнейших шагов США. Если посмотреть на объявленную последовательность действий в регионе, то вырисовывается следующая картина, что американцы (после того, как установят режим в Багдаде удобный во всех отношениях для себя) следующей своей миссией в этом регионе сочтут демократизацию других соседних государств, в первую очередь это касается Ирана. И если они возьмутся за Иран, решение в той или иной степени курдского вопроса, то, конечно, это все это будет касаться непосредственно Южного Кавказа. Попытаются заручиться поддержкой соседнего с Ираном Азербайджана или в той или иной форме нейтрализовать дружеские отношения между Арменией и Ираном. Если Турция войдет в Северный Ирак и попытается взять под контроль курдонаселенные районы, если Турция почувствует свою силу, что может решать какие-то вопросы силовым методом, то это, конечно, так или иначе будет относиться к взаимоотношениям Армении с Турцией, поскольку Турция достаточно жесткую позицию занимает во взаимоотношениях с Арменией и поддерживает Азербайджан во всей своей политике. Следующим этапом могут быть попытка расшевелить и активизировать так называемый Южный Азербайджан, это сверенные районы Ирана, где туркоязычное население проживает. Там около десяти миллионов человек действительно разговаривают на фарси и на турецких диалектах, считают себя хотя и гражданами Ирана, но принадлежность этническая турецкая, тюркского мира. Если Турция расшевелит этот регион Ирана, который непосредственно граничит с Арменией, то, естественно, мы почувствуем последствия начавшихся действий в Ираке. В Ираке, по разным данным, сейчас осталось от 10 до 15 тысяч армян. Были письма из Ирака, армянская печать публиковала их, где высказывалась достаточно серьезная тревога за жизнь наших соотечественников, постоянно живущих в Ираке, граждан Ирака, за имущество, которое там есть, церкви, школы и другие общинные здания. Надеюсь, что ничего серьезного не произойдет, если все это закончится достаточно быстро. Если же город будет превращен в арену боевых действий, то пострадают все, в том числе и армяне.

Олег Кусов: На ситуацию в кавказском регионе значительно влияет положение курдов на севере Ирака. У курдов есть исторический недруг, Турция. Турция, как мы уже говорили, в данных сложных отношениях с Арменией. Следовательно, Ереван считает себя союзником курдов. Представители этого древнего народа проживают во всех кавказских странах. О курдском факторе рассуждает секретарь думской рабочей группы по Кавказу, Ближнему и Среднему Востоку Комиссии по геополитике Алексей Ващенко.

Алексей Ващенко: Турция в любом случае будет использовать данную ситуацию для того, чтобы, во-первых, не допустить создания курдского государства и, с другой стороны, взять под контроль одни из крупнейших месторождений нефти в мире. Эти столкновения могут возобновиться. И самое главное, что курды, которые живут в Закавказье, особенно их много в районе Армении и также в Грузии, они не останутся безучастными. Таким образом, в эти события, которые могут начаться в Северном Ираке, так или иначе курды Закавказья будут втянуты. Тем более, я знаю очень много примеров. Когда курды Закавказья уходили в Турцию и воевали в рядах Рабочей партии Курдистана против турок.

Олег Кусов: По мнению Алексея Ващенко, Иракская война может поставить под сомнение судьбу нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, что существенно ударит по экономическим интересам Азербайджана и Грузии.

Алексей Ващенко: Если сейчас американцам рано или поздно удастся взять под контроль Ирак и нефтяные запасы Ирака, то в этом случае под сомнение будет поставлен проект Баку-Джейхан, отпадет всякий смысл в строительстве этой магистрали. Грузия и Азербайджан не получают денег ни от нефти, ни от ее транзита. Конфликт повлиял на инвестиционный климат. Арабские страны хотели вкладывать значительные инвестиции в экономику Закавказья, особенно Азербайджана и Грузии. Но сейчас, с началом боевых действий, вся эта поддержка, особенно которую Грузия оказала Америке в войне против Ирака, здесь арабские страны решили повременить с этими инвестициями. Теперь неизвестно, будут вообще эти инвестиции или нет.

Олег Кусов: Иракская война, как считает Алексей Ващенко, способствует укреплению позиции Турции на Южном Кавказе.

Алексей Ващенко: В связи с тем, что Турция не разрешила использовать свои аэродромы и свою территорию для ударов по Ираку, обсуждается вопрос об использовании грузинских аэродромов, с которых можно наносить удары по Ираку. Тем самым Грузия попадает в большую зависимость и большую орбиту влияния НАТО, в первую очередь Соединенных Штатов Америки и Турции. Это также не может не беспокоить, потому что турки неоднократно заявляли, что они хотят расширить свое влияние по другим территориям Грузии. И сейчас у них такая возможность появляется. Если этот план будет реализован грузино-турецкой стороной, то тогда Армения окажется просто в полной изоляции.

Олег Кусов: Арабский мир издревле оказывал большое влияние на кавказский регион. Ограничить это влияние удалось только Российской империи, но ненадолго. Старший научный сотрудник отдела стран СНГ Института востоковедения Российской Академии наук Владимир Бобровников считает, что с распадом Советского Союза Кавказ вновь попал в зависимость от ситуации на Ближнем Востоке.

Владимир Бобровников: Эти связи существуют очень давно, с раннего средневековья, когда арабы принесли ислам на Кавказ в 7-8 веках нашей эры. От этих связей и контактов осталось большое количество памятников. В 20-м веке эти связи были насильственно ослаблены, и это была просто политика российского государства, которое нуждалось тогда в укреплении своих южных границ. В 19-м веке была построена Кавказская укрепленная линия, по этой линии проходила укрепленная граница. И связи с арабским Востоком были ослаблены, но не прекращены. Самая глухая дверь была захлопнута с Кавказа на арабский Восток в советское время, вторая половина 20-го годов. Ближний Восток и Кавказ связаны целым рядом практик, в первую очередь это один из пяти столпов ислама, это хадж - паломничество к святыням ислама в Саудовскую Аравию. Когда массовый хадж возродился, он возродился в 91-92 годах, из одного Дагестана выезжало до 12 тысяч человек.

Олег Кусов: По мнению Владимир Бобровникова, Ирак еще привлекает внимание людей, в мировоззрении которых причудливо соединились социалистические идеи и ислам. Таких людей можно назвать постсоветскими мусульманами.

Владимир Бобровников: Дагестан, Чечня, Азербайджан. Там в 90-е годы был очень популярен Ирак, популистская политика, даже популистские лозунги Саддама Хусейна, ему симпатизировали еще во время первой войны. Здесь целый ряд причин, какое-то советское наследие, советская власть она много разрушила и оставила по себе плохую память. Но в то же время это обычное свойство человеческой памяти - забывать плохое, помнить хорошее. Как ностальгия по всему советскому. Они не знают самого Хусейна, потому что они не живут в Ираке; то, что доносит пресса, эти популистские лозунги, соединение каких-то идей социализма, защита интересов народа, что делает эти лозунги такими популярными. Эта война нарушит целый ряд жизненно-важных исламских практик, в том числе северокавказских, да и вообще российских мусульман. Она обострит положение на Северном Кавказе.

Олег Кусов: Иракская война остается в центре внимания газет, издающихся на Кавказе. Обзор некоторых публикаций подготовила Ольга Кантемирова.

Ольга Кантемирова: Не более двух месяцев понадобится коалиции для победы над Саддамом Хусейном, - такое мнение высказал в интервью азербайджанской газете "Эхо" военный эксперт Рауф Раджабов. Эксперт считает, что военная операция США проходит успешно. Полумиллионная иракская армия заблокирована, взяты несколько городов страны, идет продвижение к Багдаду. По мнению азербайджанского эксперта, в настоящее время начинается новая история человечества, перекройка геополитической карты мира, отмирание различных народных институтов. "Ось зла", а именно Ирак, Иран, Северная Корея, пишет газета "Эхо", и в последующем будет накалена. Точка отсчета - теракты в Нью-Йорке 11-го сентября.

Война в Ираке не помешает реализации плана по строительству трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, высказал свое мнение на страницах газеты "Эхо" посол Великобритании в Азербайджане Эндрю Таккер. Он назвал трубопровод ключом к Каспийскому бассейну, посредством которого можно вывести каспийскую нефть на мировые рынки. Каспийский регион, его развитие и экология имеют большое значение для Великобритании, и трубопровод не потеряет свою актуальность, подчеркнул посол Эндрю Таккер.

Ереванская газета "Азг" подчеркивает, что геополитические изменения в результате иракской войны окажут непосредственное воздействие и на Армению. По мнению директора Института востоковедения Академии наук республики Армении Николая Ованесяна, в переустройстве Ближнего Востока лидирующая роль отводится Турции. Между тем эта страна не намерена устанавливать дипломатические отношения с Арменией. Турция претендует на роль одной из региональных сверхдержав. Если это осуществится, то геополитическое положение Армении ухудшится, заключает директор Института востоковедения Академии наук Николай Ованесян в интервью ереванской газете "Азг".

Министр иностранных дел Армении Вардан Асканян, продолжает газета "Азг", заявил, что от военных действий в Ираке никто из проживающих здесь армян не пострадал. По его данным, около 25 армянских семей заблаговременно перебрались из Ирака в Иорданию. В случае необходимости власти Армении намерены заняться переселением соотечественников на историческую родину. Глава внешнеполитического ведомства страны высказал озабоченность в отношении армян, проживающих в северо-западном Ираке, на эту территорию могут придти турецкие войска, после чего положение армян может существенно осложниться.

Парламентарии Кабардино-Балкарии поддержали обращение Брянской областной думы к президенту России, пишет нальчикская газета "Юга". Депутаты из Брянска, жители которого в свое время стали жертвами аварии на Чернобыльской АЭС, выразили беспокойство по поводу применения химического оружия в Ираке. Кабардино-Балкарские депутаты на своем заседании поинтересовались, обсудил ли эту проблему Совет Безопасности республики? "Кабардино-Балкария гораздо ближе к Ираку, чем Брянская область, у нас даже противогазов нет", - обеспокоено заключили депутаты.


Другие передачи месяца:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены