Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
29.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Кавказ
[10-03-03]

Кавказские хроники

Выборы в Армении

Ведущий Олег Кусов

Первый тур президентских выборов в Армении не выявил победителя. Более других кандидатов к успеху был близок действующий президент Роберт Кочарян, за которого проголосовали почти 49% избирателей. Во втором туре выборов Кочаряну будет противостоять лидер оппозиционной народной партии Степан Демирчан, набравший почти 28% голосов избирателей в первом туре. Как считают наблюдатели, команда действующего президента проявила благоразумие и не стала выкручивать руки избирательной комиссии, оспаривая итоги голосования. По всей видимости, власть испугалась в этом случае возможных силовых акций оппозиции. Без стрельбы прошлые выборы в Армении не обходились. Армянское руководство, пойдя на компромисс, несколько разрядило напряжение в обществе. Второй тур голосования должен состояться 5-го марта.

Ара Татевосян: Несмотря на то, что действующий президент Армении Роберт Кочарян планировал победить в первом туре выборов, состоявшихся 19-го февраля, члены его команды выглядят обескураженными. Руководитель предвыборного штаба президента министр обороны Армении Серж Саркисян выражает уверенность, что Роберт Кочарян обязательно победит во втором туре выборов. По словам Саркисяна, 49% голосов, набранных Кочаряном в первом туре, солидная база для победы во втором. Серж Саркисян отметил, что Роберт Кочарян воспринял известие о втором туре выборов спокойно и хладнокровно, и настроен по-боевому. По-боевому настроена и оппозиция. Сторонники Степана Демирчана, вышедшего с Кочаряном во второй тур, заявляют, что решение о его проведении свидетельствует об отступлении властей. Несмотря на заявления оппозиции о том, что фальсификации носили массовый характер, наблюдатели выступают с разными, а порой и неоднозначными комментариями. Так наблюдатели СНГ назвали президентские выборы в Армении свободными, прозрачными, демократическими и легитимными. "Зафиксированные нами некоторые нарушения не носили массового характера и не оказали влияния на свободный ход голосования", - заявили представители Содружества. 5-го марта во втором туре выборов встретятся Роберт Кочарян и Степан Демирчан. Пять лет назад во втором туре внеочередных президентских выборов нынешний глава государства победил отца своего нынешнего визави, бывшего лидера советской Армении Карэна Демирчана.

Олег Кусов: Россия сделала ставку на действующего президента, несмотря на то, что в годы его правления уровень жизни в Армении существенно упал, - так считает московский эксперт Алексей Ващенко.

Алексей Ващенко: Армения оказалась в весьма непростой ситуации в постсоветский период. Это изоляция практически полная, с другой стороны, ситуация с Карабахом и третье - это сложная внутриэкономическая ситуация, которая усугубляется очень сильным противостоянием власти и оппозиции. Наиболее драматическим моментом можно назвать вмешательство армии, когда Кочарян избирался. Второе, это в сентябре 99-го года расстрел в парламенте председателя парламента и депутатов. Третий драматический момент - это политические убийства и перестановки в правительстве в мае 2000-го года.

Одним из таких наиболее болезненных для Армении моментов является расстрел в парламенте депутатов. Пострадали наиболее известные, наиболее пророссийски настроенные люди. Карэн Демирчан, бывший Первый секретарь ЦК компартии Армении, в Армении пользовался огромным авторитетом. С ним связывались эти надежды, особенно по социальной защите. Прошло три с половиной года после этих событий, но, тем не менее суда над убийцами еще не было. Сын Карэна Демирчана и ведет свою предвыборную кампанию в надежде на то, чтобы разобраться с тем, что произошло, потому что оппозиция неоднократно обвиняла власть в политических убийствах. Если сейчас оппозиция победит, то на суде могут вскрыться очень нелицеприятные для власти моменты.

Олег Кусов: Когда Степан Демирчан говорит о том, что необходимо провести более тщательное расследование убийства в парламенте, он намекает на то, что к ЧП имеют отношение властные структуры?

Алексей Ващенко: Да, оппозиция неоднократно заявляла, что властные структуры имеют непосредственное отношение к тем событиям, которые произошли в зале заседания парламента в сентябре 1999-го года. Основания для этих заявлений у оппозиции есть. Прошло три с половиной года со дня тех событий, но суда до сих пор не было. Все армянское общество эти события очень будоражат, тем более что это случай беспрецедентный. Эта поддержка, которая была оказана Степану Демирчану, говорит о том, что примерно 30% избирателей на этом строят свою предвыборную кампанию, голосуют за то, чтобы наконец-то разобраться и выяснить, что же все-таки произошло реально в парламенте Армении. С его именем связывают то, что он будет проводить именно ту социально-экономическую политику, которую проводил его отец.

Олег Кусов: Почему Россия делает ставку именно на Роберта Кочаряна, а не на других кандидатов?

Алексей Ващенко: В Москве очень сильное армянское лобби, оно и с советских времен было сильное. Это армянское лобби, которое довольно влиятельно как в администрации президента Российской Федерации, так и в правительстве, в Государственной думе, в Совете Федерации оно именно делает ставку на Роберта Кочаряна.

Олег Кусов: Президент Кочарян приверженец демократического пути развития Армении, его взгляды разделяют сторонники буржуазного пути развития страны. За Демирчаном стоят в основном люди левых идей. Такова, по мнению политолога Сергея Арутюнова, принципиальная разница между двумя кандидатами на пост президента страны.

Сергей Арутюнов: За Кочаряном стоят люди, которые, может быть, и не очень удовлетворены существующим положением дел, но, в общем, считают, что нет необходимости в каких-то существенных переменах, что все потихоньку устаканится, что Армения стоит более-менее на правильном поступательном пути нормального буржуазного развития. Вторая половина общества, которой хотелось бы улучшений быстрых, та половина, которая поражена ностальгией по советским временам, она голосует за разного рода оппозиционных кандидатов и оппозиционные партии, но прежде всего за Демирчана. Очень может статься, что во втором туре значительная часть голосов отойдет к нему. Кое-что отойдет и к Кочаряну, и он 50% барьер перейдет.

Олег Кусов: Армянский политолог Амаяк Оганесян считает, что действующий президент в целом не оправдал надежд избирателей, несмотря на то, что показал себя сторонником демократического пути развития.

Амаяк Оганесян: Известна роль и заслуга Роберта Кочаряна в отстаивании гражданских институтов после трагических событий 27-го сентября 1999-го года. Тогда он сумел отстоять гражданские институты власти от нависшей угрозы установления коричневого режима. В обществе очень сильны были ожидания глубокого очищения, ожидания серьезных кадровых перемен, динамичной внутренней политики. К сожалению, Роберт Кочарян не сумел воспользоваться тем, что общественное мнение, которые было на его стороне в 2000-м году, стало бы решающим фактором углубления тех процессов. Политика любого надо оценивать в зависимости от его окружения, на какие силы он опирается. Если те силы, которые стремятся через этого политика возродить регентство как систему власти в Армении, которая установилась после заключения перемирия и после того, как встала задача интегрирования участников войны, соответственно, этот политик не в состоянии ориентироваться на интересы избирателей. Что предлагает Степан Демирчан избирателям? Во время встречи с людьми заявляет, что он ничего не обещает, избиратели все-таки проголосовали за него. Реально, когда Степан Демирчан говорил о том, что он никому ничего не обещает, это воспринималось обществом как обещание довести до конца расследование дела о расстреле 27-го октября 1999-го года. На фоне того, что Степан Демирчан очень мало говорил о социально-экономических проблемах, реформах, ясно, что он проводил избирательную кампанию на основе одной идеи. Есть не декларируемая всем понятная мотивация: придти к власти для того, чтобы отомстить тем правителям, во время власти которых произошла трагедия.

Олег Кусов: В 1998-м году Роберт Кочарян сменил на посту президента Левона Тер-Петросяна. Их взгляды на проблему карабахского урегулирования существенно отличаются. Так считает политолог, президент общественной организации Русско-армянское содружество Сейран Багдасарян.

Сейран Багдасарян: Кочаряновская позиция, она и есть официальная позиция в республике Армения, практически это согласовано и с руководством Нагорно-Карабахской республики. Армянские стороны выступают с единой позиции, это позиция сформулирована много раз. Она вкратце состоит в том, что Нагорно-карабахский конфликт должен быть урегулирован политическим путем, при урегулировании должны учитываться реалии, которые сложились на сегодняшний день, то есть война, кто победил в этих военных столкновениях, какие изменения произошли за это время в регионе. Не может существовать Нагорно-Карабахская республика анклавно, не имея общих границ с Арменией. Статус Нагорно-карабахской республики должен быть определен в рамках переговорного процесса, в рамках той группы, которая сформирована в ОБСЕ с участием международного сообщества. Есть еще объяснение, что при любом определении статуса Карабах не будет в прямом вертикальном подчинении Баку. Должна быть найдена формула, удовлетворяющая как Степанакерт, так и Баку. В той плоскости будут выстроены взаимоотношения Нагорного Карабаха и Азербайджана, когда Карабах не будет в подчинении Баку. Вот эта позиция официальной Армении за последние пять лет не претерпела изменений, она выдерживается на всех переговорных процессах и вряд ли будет изменена. Поскольку это и так является компромиссом по сравнению с тем безоговорочным требованием народа Нагорно-Карабахской республики о своей полной независимости от Азербайджана. Есть момент, когда основной упор делается на то, что конфликт между Баку и Степанакертом, а Ереван является заинтересованной стороной, помогает урегулировать эту ситуацию. Конечно, для Баку неприемлемо признание факта, что конфликт между Баку и Степанакертом с Нагорным Карабахом, они пытаются переносить конфликт на субъекты международного права между Арменией и Азербайджаном. Хотя это лукавство, рано или поздно на какой-то стадии переговорного процесса без участия полномочных представителей и руководства Нагорно-Карабахской республики, избранного народом, невозможно этот конфликт урегулировать и невозможно никакой статус обозначить.

Олег Кусов: Некоторые наблюдатели в Баку не скрывают своих симпатий в отношении Левона Тер-Петросяна и называют Роберта Кочаряна представителем партии войны.

Сейран Багдасарян: Известна позиция Тер-Петросяна. В 97-м году он опубликовал статью относительно перспектив Армении и Азербайджана по урегулированию карабахской проблемы. Касался он вопроса о том, что необходимо соглашаться с предложенными схемами так называемого поэтапного урегулирования конфликта, когда войска нагорно-карабахские отводятся с неконтролируемых территорий до границ бывшей НКО, еще с советского времени существующих; взамен Азербайджан открывает коммуникации с Арменией, а потом уже начинается возвращение беженцев, а потом начинается определение статуса Карабаха. И - наоборот - был подход политических сил Армении, целиком руководства Нагорно-карабахской республики, что этот план неприемлем, это отступать от того, что завоевано. И если этот план осуществится, у официального Баку не будет никакого стимула сесть за стол переговоров, и так получит практически все, что захотел, потом будет диктовать свои условия. Поэтому и все те силы, которые внутри армянского политического истеблишмента и руководства Нагорного Карабаха были против этого, выступили против этого плана, и Тер-Петросяну пришлось уйти, был избран Кочарян президентом республики Армения. Понятно, что эти оценки, которые существуют в Баку о том, что Кочарян это представитель партии войны, это все лишь пропагандистские клише.

На самом деле Кочарян человек, который руководил Нагорным Карабахом во время всех военных действий, по-моему, лучше всех понимает цену мира, и за последние пять лет он пытался это доказать своей политикой уже как президент Армении. Кочарян понимает, что развитие Армении возможно только лишь с соблюдением перемирия, которое сейчас есть, а еще лучше, если это будет прочный и долгосрочный мир с учетом всех заключенных политических соглашений.

Олег Кусов: Президентские выборы в Армении стали главной темой публикаций в региональных газетах минувшей недели. Обзор некоторых из них подготовила Ольга Кантемирова.

Ольга Кантемирова: Выборы в Армении укрепили позиции сторонников силового решения карабахского конфликта, пишет бакинская газета "Зеркало". Роберт Кочарян остается наиболее вероятным кандидатом на президентский пост. Газета напоминает, что в свое время он пришел к власти на патриотической волне, сместив Левона Тер-Петросяна. Между тем именно этот политик придерживался умеренных позиций в карабахском вопросе, соглашаясь на сохранение территориальной целостности Азербайджана. Газета "Зеркало" прогнозирует политический крах Роберта Кочаряна, которому будет сложно решить социально-экономические проблемы и карабахский вопрос, несмотря на его обещания. Если Кочаряну относительно демократическим путем удастся стать президентом, то он получит возможность совместно с международными организациями давить на официальный Баку в течение восьми месяцев, пока предвыборная гонка в Азербайджане будет набирать обороты. А новому президенту Армении в течение, по крайней мере, первого года будет не до карабахского урегулирования, пишет бакинская газета "Зеркало".

Азербайджанская "525-газета" утверждает, что президентские выборы в Армении не обошлись без фальсификации. Странным выглядит сообщение, подчеркивает газета, о том, что первый избиратель, пришедший на участок в Ереване в сопровождении наблюдателей и журналистов, не смог отыскать свою фамилию в списке. Председатель Конституционного суда Армении Арутюнян не исключил возможности возбуждения многими кандидатами судебных исков в связи с итогами выборов. Как пишет "525-газета", четверо соперников Роберта Кочаряна уже объявили о непризнании результатов выборов. Если их заявления поступят в Конституционный суд, заявил Арутюнян, то вопрос будет разбираться совместно с международными экспертами.

Противоречивую оценку выборам дали международные наблюдатели, пишет ереванская газета "Азг". В заявлении представителей миссии ОБСЕ говорится, что выборы в основном прошли спокойно и организованно, в то же время отмечается, что некоторые процессы не соответствовали международным нормам, и затруднительно считать процесс положительным, подчеркивает ереванская газета "Азг".

Олег Кусов: За выборами в Армении, как это понятно даже по публикациям в прессе, с особым вниманием наблюдали в Баку. Здесь не надеются, что с нынешним руководством можно будет договориться в ближайшие годы по карабахской проблеме. На эту тему я побеседовал с руководителем пресс-службы посольства Азербайджана в России Фархадом Агамалиевым.

Фархад Агамалиев: Роберт Кочарян, как известно, был одним из главных зачинателей той сепаратистской авантюры, которая в феврале 88-го года получила старт в Степанакерте. В этом смысле, конечно, Роберт Кочарян в известной мере оказался заложником порочной политики, которая на гребне политической карьеры. В этом смысле он представляет те круги ястребов. Но правда заключается и в другом, что именно такого рода политика войны привела к огромным трудностям не только азербайджанский народ, а они очевидны, но и сам армянский народ. И по ресурсам, и по экономическим не может равняться с Азербайджаном. Более плачевного состояния с народом на территории Армении нигде на постсоветском пространстве нет. В Армении бытует такая горькая шутка, что последний, кто будет уезжать с исторической родины, пусть погасит свет. Такого исхода, как из Армении, наверное, ни одна страна не имеет. В этом смысле суровая жесткая рука реальности, даже таких ястребов как Роберт Кочарян, принуждает к тому, чтобы трезветь и более реально смотреть на окружающую действительность и на будущность и своей политической карьеры, и своего народа.

Олег Кусов: Как вы считаете, взгляды других кандидатов в президенты Армении на решение карабахской проблемы отличались от взглядов Роберта Кочаряна?

Фархад Агамалиев: Вы знаете, я не очень углублялся в доктрины других претендентов. Не углублялся по двум причинам, потому что каких-то основополагающих моментов касательно того же Нагорного Карабаха, по-моему, никаких различий не было. Во-вторых, при сегодняшних настроениях в политическом пиаре и возможностям, которые употребил Роберт Кочарян, у меня мало было сомнений, что победит он.

Олег Кусов: Официальный Баку не пугает подчеркнутая пророссийская ориентация Еревана?

Фархад Агамалиев: У Сервантеса есть замечательная фраза, что одно думает гнедой, а другое тот, кто его седлает. Когда российская политика, во всяком случае, та риторика, которая доходит до общего уха, общего слуха, всячески подчеркивает стратегическое партнерство с Россией и так далее. Так ли это на самом деле или не так - это еще вопрос, чем дальше мы живем, тем больше вопрос. Потому что с армянской стороны раздается немало голосов, не столь публично, не столь явно, но бесконечное кивание на российскую сторону это раздражает в самом армянском обществе людей трезвомыслящих, закрывает очень многие пути Армении на Западе. В том смысле, что сильна опора на проармянское лобби в той же Америке, Франции. Что же касается "пугает, не пугает", - мы реалисты, мы живем и стараемся изменить существующее положение вещаний. Вовсе не здорово, что в ельцинские времена в Армению на военную базу было перекачено сколько-то комплексов, самолетов Су-27, Су-29 и прочее. При Ельцине негласно за спиной народа больше чем на миллиард долларов было перекачено незаконно оружия. Такого рода вещей, к счастью, больше не наблюдается там.

Олег Кусов: Армению и Азербайджан разделяет не только позиция по Карабаху, но и по Чечне. Ереван опасается независимости Ичкерии, и это обстоятельство еще более заставляет армянские власти идти на сближение с Россией. Так считает политолог, заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии Российской Академии наук Сергей Арутюнов.

Сергей Арутюнов: Если бы я был в составе армянского руководства, то я бы, конечно, этого опасался. Если как-то чеченские, ичкерийские боевики утвердятся, сохранят и нарастят какую-то свою силу, вполне возможно участие какой-то части чеченских добровольцев, допустим, в конфликте на рубежах Карабаха. Один хорошо вооруженный армянский полк разобьет любую азербайджанскую армию, но один даже посредственно вооруженный чеченский полк разобьет любую армянскую армию. Этот просто генетически унаследованный уровень способностей к войне, военного дарования. У армян оно среднее, но приличное, у азербайджанцев оно очень низкое, но у чеченцев... Сравниться с чеченцами в мире в этом плане могут только непальские гурки, которые составляли элитные части британской колониальной армии, это суперсолдаты. Поэтому, конечно, очень желательно для Армении, чтобы такой противник на ее рубежах не появлялся, а чтобы он не появлялся, желательно замирение с Чечней.

Олег Кусов: Природа армяно-российского альянса прагматична, а значит, недолговечна. У Армении, как и у других стран, нет вечных друзей, есть только интересы. Сегодня они заключаются в том, чтобы выжить.


Другие передачи месяца:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены