Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)
21.11.2024
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
[06-02-01]
Ведущий Алексей Цветков
Неизбежность цифровой фотографииЕвгений Козловский отвечает на вопросы Александра КостинскогоКостинский Добрый день. На наших глазах произошла революция в фотографии. Раньше она была доступна только фотолюбителям, колдующим по ночам в свете красного фонаря над ванночками с проявителями и закрепителями. Фотографии были в основном черно-белыми, так как освоить простому смертному цветную печать было немыслимо. Любители же цвета увлекались слайдами, устраивая для друзей слайд-шоу после поездки на Кавказ или Памир. Теперь благодаря фотокамерам-мыльницам и огромному количеству пунктов быстрой обработки пленки и такой же быстрой печати снимков буквально через несколько часов можно получить готовые, сочные, цветные фотографии, причем цена на них довольно сносная. Казалось бы, успех будет развиваться, но уже слышны голоса, предрекающие смерть пленочной фотографии и замену ее цифровой. Сегодня мы поговорим о впечатляющих достижениях современной цифровой фотографии. Нашим собеседником будет Евгений Козловский, главный редактор журнала «Компьютерра», но на этот раз он будет говорить не как компьютерный журналист, а как профессиональный фотограф и фотохудожник, который в числе первых в нашей стране испытывает на себе все достижения, новинки и примочки цифровой фотографии. Большинство своих снимков Евгений теперь выставляет на своем сайте в Интернете, своеобразном выставочном зале http://ekozl.fotki.com. Мой первый вопрос. Женя, Вы большую часть своей жизни снимали на обычную пленку, что заставило вас так резко поменять ориентацию? Козловский В первую очередь, наверное, любопытство. Я очень любопытен ко всяким техническим новинкам, компьютерам, к звуку, к видео. А когда из любопытства я попробовал одно, другое, вошел во вкус, то увидел в цифровой фотографии такое количество козырей и плюсов, что естественно я стал склоняться в ее сторону. Чуть больше полугода назад я окончательно продал свою пленочную камеру и полностью перешел на цифру. Костинский То есть вообще не снимаете уже на пленку? Козловский Нет. Если раньше я на всякий случай брал с собой пленочный фотоаппарат, потому что понимал, что цифра замечательно, но возможности не совсем те. Сейчас возможности совсем те, и даже более чем те, и снимать на пленку просто смешно. Я был в мае в Новой Зеландии и, понимая, что попасть в Новую Зеландию и Австралию выпадает раз в жизни, я на всякий случай взял с собой пленочную камеру, цифровую и пленочную, причем цифровую не самую продвинутую. И должен сказать, что я вытащил эту пленочную камеру один раз, сделал 5-8 снимков, даже пленку не снял, а потом, когда я их проявил, они не вошли у меня в альбом, потому что, ну как минимум, они хуже качеством. Конечно, в высшем смысле фотоискусства, если очень дорого, если дорогая камера, дорогая пленка, специальная проявка, очень дорогой за двадцать-тридцать-сорок тысяч долларов цифровой барабанный сканер, то, наверное, из пленки на сегодня можно выжать чуть-чуть больше, при условии опубликования фотографии в каком-нибудь очень дорогом альбоме за двести баксов, напечатанном с применением сложного полиграфического процесса. Но если этих вершин не брать, то пленочная фотография, с печатью через кодаковские киоски, со сканированием на аппаратах за двести или триста долларов, просто проигрывает в результате приличным цифровым камерам. Костинский Получается, что даже в художественной фотографии, осталась крайне узкая ниша для пленки, где она еще может на немного при условии очень дорогой обработки превосходить цифровую. А вот всего остального цифровая фотография уже достигла, да? Козловский Да за пленкой остается то, что называется Hi-End. Сейчас до сих пор есть любители музыкальных, виниловых пластинок. Они покупают штучно сделанные проигрыватели с жидкостью, которая смывает пыль, специальными ламповыми усилителями - пятое, десятое - правда, я вообще не уверен, что этот звук лучше, он немножко наверное другой, в чем-то лучше, в чем-то хуже, ну вот такой Hi-End. То же самое в фотографии. Hi-End, ну какие-то там специальные вещи. Все что входит, даже в художественную фотографию уже... Костинский Выставочную? Козловский Да. Все укладывается в цифровую фотографию уже сегодня. Когда я получил первый свой цифровой аппарат, лет пять назад, это была камера от Casio: маленькие картинки, неудобства, ну в общем самая первая - такой паровоз Черепановых. Она стоила тогда раз в десять дороже мыльницы, которая, вообще говоря, давала снимки, которые можно действительно повесить на стену. И я тогда еще написал, что в тот момент, когда цена цифрового аппарата будет не на порядок, а в двое дороже - тогда придет конец пленке. Вот она сейчас уже - эта цена вдвое-втрое, уже близко. Если человек снимает много, как я, если человек снимает, ну я не знаю, за год триста пленок, то в течение первого года цифровая камера, по сравнению с пленочной становится бесплатной. Костинский Получается если много снимать, то цена пленок настолько высока... Козловский Цена пленок, проявки. Триста, четыреста, пятьсот пленок в год, а я меньше не снимаю. Уже за год вы идете в чистый плюс. Костинский Получается, даже с коммерческой точки зрения это выгодно. Козловский Да. Если столько снимать, то - безусловно. Могу еще привести один забавный довод. Когда я на пленочную камеру с удовольствием снимал, сдавал пленки в печать, отбирал, получаются эти альбомчики, один второй, третий. Покупаешь толстые большие альбомы, заполняешь их. Девать их некуда. Реально, их некуда девать. Показать их некому, потому что когда ты хочешь показать три снимка, то вынужден долго перебирать десять альбомов, чтобы найти. Из-за фотоальбомов просто надо выкинуть все книжки, пластинки... Костинский Ну, если, конечно, пятьсот пленок в год снимать. Козловский Но, если ты за один год побывал в Новой Зеландии, в Австралии, в Японии, в Париже, в Крыму. Другое дело, когда я привожу цифровые снимки, я их записываю на компакт - диски (сначала на винчестер на компьютер) потом на компакт-диски. Компакт диски занимают места немного. Я делаю чуть-чуть сжатые копии для того, чтобы хранить прямо на винчестере. Это все каталогизировано и когда приходят гости или покупатели я легко открываю компьютер и быстро все это показываю, а если кому-то хочется сделать подарок, тогда я беру принтер и печатаю ровно то количество фотографий, которое мне нужно. Качество печати фотографий на принтере, сейчас такое, что не один нормальный человек никогда не скажет, что это сделано не на Kodak. Еще могут спросить, в каком киоске так хорошо печатают. Костинский Давайте немножко подробнее поговорим, чем все-таки отличается цифровая фотография, цифровой фотоаппарат от аппарата обычного пленочного? Козловский Ну, в самом общем смысле отличаются тем, что светочувствительная элемент это не кусочек пленки с химическими, светохимическими процессами, а чувствительная полупроводниковая матрица, которая бывает двух принципиально разных видов, но для результата это почти все равно. Второе, эта матрица имеет в большинстве бытовых аппаратов гораздо меньший размер, чем пленка - одна восьмая пленочного кадра или еще меньше. Это значит, что вся оптика должна покрывать в восемь раз меньшую площадь, может быть легче, светосильнее и так далее. Костинский Гораздо дешевле получается. Козловский Гораздо дешевле. Другой разговор, что сейчас существуют профессиональные камеры, это обычные коробки Canon или Nikon с их же объективами и там сзади вместо пленки стоит вот эта самая матрица. Матрица все равно меньше, чем пленка, но в таких аппаратах она меньше, ну скажем на четверть. Специальные объективы для этого пока не выпускаются. Наверное будут. Пока вы пользуетесь обычными объективами. Другой разговор, что объектив, скажем телевик на 200 миллиметров превращается в телевик на 320 миллиметров потому что меньше площадь. Это замечательное преимущество, но есть и недостаток - вы не можете достать «рыбьего глаза» потому что он превращается в широкоугольник. Костинский «Рыбий глаз» - это объектив, который позволяет получать изображение с углом охвата 180 градусов? Козловский Да. Но появилась недавно камера, в которой есть специально для нее сделанный «рыбий глаз». Хороший «рыбий глаз» для пленочной камеры стоит, за тысячу долларов, а иногда и за две, а здесь камера с этим «рыбьим глазом» стоит тысячу долларов. Вы «рыбий глаз» свинчиваете - получаете нормальную камеру. Камера плюс «рыбий глаз» и все это стоит тысячу долларов. Они не такие альтруисты, чтобы давать камеру в придачу. Просто сделать «рыбий глаз» для кадра величиной с ноготь мизинца гораздо дешевле и легче, чем для кадра со спичечный коробок, как в пленочном фотоаппарате. Костинский Каковы характеристики матрицы, чем они определяются, чем определяется качество матрицы: количеством пикселей, градацией серого или какими-то другими характеристиками? Козловский Тут есть два аспекта. Один это - разрешение в пикселях. Любой печатающий аппарат, будь то типографская машина или принтер, монитор требует определенной концентрации информации. И для того, чтобы, например, напечатать хорошо лист А4 - обложку журнала - нужно, чтобы оригинал цифровой был размером где-то около трех миллионов пикселей. Костинский То есть это квадрат 1800х1800 пикселей? Козловский Квадрат, прямоугольник. Матрица 1800х1800, или 1200х1800 пикселей и вы снимаете на обложку журнала. Если у вас 4-5 миллионов пикселей вы можете печатать календарь А3+. Если нужно напечатать больший размер, вот тут цифровая фотография на сегодня еще буксует. Конечно, есть очень большие матрицы, но они стоят какие-то совершенно невероятные деньги и все это штучные вещи. В общем все это еще... Костинский Эксперименты Козловский Эксперименты. Но вплоть до А3 - это уже бытовые аппараты. Костинский То есть это все определяется матрицей и матрица уже... Козловский Нет, это определяется количеством чувствительных точек на матрице. Но сама матрица может быть разной, может быть, как я уже говорил с ноготь мизинца, и в ней все равно может быть 4 мегапиксела, например, как в Olimpus Е10, а может быть матрица размером почти с пленочный кадр 18х36 миллиметра. Пикселей там может быть столько же, и даже меньше, но качество каждого пикселя становится лучше. Во-первых, повышается чувствительность. На обычном с ноготок матрицей цифровом аппарате максимальная чувствительность 400 единиц, причем 400 - это уже разгон, это уже повышение напряжения, это уже некоторые шумовые эффекты (впрочем, в очень высокочувствительной пленке тоже есть зерно и тоже свои эффекты, так это все сравнимо), а когда матрица становится большой, всего на четверть, на треть меньше пленочного кадра, чувствительность повышается до 1600 единиц. Костинский Это уже чувствительность профессионального фотоаппарата? Козловский В профессиональных пленочных фотоаппаратах нет чувствительности, у них есть пленка с разной чувствительностью. Просто чувствительность 1600 - это чувствительность только очень специальных пленок, которые нужно обрабатывать в очень специальном режиме и никогда не знаешь чем дело кончится. 1600 - очень высокая чувствительность. Например, я гулял накануне Хэлоуина по ночному Парижу, и просто «от живота» снимал без штатива. Все они получились - резкие, в фокусе. Я плыл по вечерней Сене на кораблике, я снимал мосты, соборы - все получилось «с рук». Для того, чтобы это получилось на пленке, я должен был бы иметь безумно дорогую нечасто встречающуюся пленку, правильно ее проявить и все равно не известно что из этого получилось бы. Костинский То есть, можно было покататься, а фотографии бы не получились. Козловский Моя знакомая привезла из Парижа семейную пару. Они очень готовились к поездке в Россию. Эта дама купила специально очень хороший пленочный фотоаппарат. Им была устроена специальная программа: Москва, Питер, Новгород. Она все это долго снимала, потом проявила и выяснилось, что только верхняя половина пленки проэкспонировалась, а нижняя беленькая. Женщина чуть с ума не сошла. Она готовилась, ездила, приехала, вернулась, аппарат самый дорогой - не получилось. А здесь я всегда все знаю, я снял и увидел. Я снял и увидел. Костинский Это одно из главных преимуществ цифровой фотографии? Козловский Это одно из главных преимуществ, причем гораздо более значительное, чем может показаться. Первое, всегда увидеть, что получилось. Костинский Сразу же через несколько секунд. Козловский Сразу же. Второе, увидеть то ли ты снял, что хотел. Ты специально сделал установки, сделал что бы лицо было высвечено, фон был темный или наоборот, а оказалось не так или фокус оказался где-то не там. Все это бывает у любого фотографа. Тут ты увидел ошибку и тут же переснял. И, наконец, третье, и самое главное, когда между снятым кадром и просмотром результата (на маленьком экранчике аппарата это может быть не так эффектно, но на большом экране ноутбука, который может быть у тебя с собой, это куда эффектней или вечером дома на большом компьютере) минуты или десятки минут, то обратная связь, обучаемость, понимание приходит быстрее в логарифмическом масштабе, по сравнению с тем, когда ты должен доснять пленку, через две недели сдать ее в проявку, еще через день получить, принести - поезд ушел, ты забыл что и как ты снимал. При этом обучение длится годами, если длится. Здесь оно, если много снимать, занимает недели, а так бы оно шло годы. Нет, ну не всегда годы. Если ты совсем сумасшедший, если ты снимаешь, бежишь проявлять, смотреть - это может быть месяцы, все равно - порядок времени обучения другой. Поэтому цифровой фотоаппарат дает человеку с минимальными способностями и потребностями такую фору, что вообразить ее даже нельзя. Костинский Потому, что работает процесс обратной связи - вы сразу видите и сразу обучаетесь? Козловский Обратная связь есть всегда, но здесь этот процесс ускорен, умощнен просто в неимоверное количество раз. Костинский Когда мы говорим о цифровой фотографии, то вспоминаются и видеокамеры, цифровые видеокамеры, в частности. Не получится ли так, что обычную фотографию, да и цифровую фотографию заменит видео. Козловский Я отвечу примером из жизни, который уже какой-то ответ на это дал. Недорогие видеокамеры появились в Москве, чуть ли не раньше, чем это обилие кодаковских киосков. Если бы видеокамера способна была заменить фотографию, то фото киоски просто бы не появились в таком количестве. В чем здесь дело? Я думаю дело в том, что обычный человек, художественный в той или иной степени может сделать хорошую фотографию в общем без проблем. Нужно, естественно, чему-то поучиться, нужно о чем-то подумать, но в общем - без проблем. Остановить мгновение трудно, но доступно. Видеокамера такой возможности не дает, видеокамера требует, чтобы вы остановили не мгновение, а - время. Представить кусок времени очень трудно. Даже если вы блестящий креативный человек, даже, если вы понимаете технологию монтажа, смысл кино и все прочее, вам на это понадобится такое количество времени и сил, которое редко бывает даже у пенсионеров. Сделать настоящий пятиминутный видеоролик, видеоклип, который бы дал представление о той же поездке в Париж - безумно трудно. Я должен наснять в сто раз больше, я должен иметь план-сценарий, я должен потом все это долго монтировать, сводить, как-то, искать какой-то текст, музыку, все на свете. Это - невероятная затрата творческой энергии и фактического времени и сил. И в бытовом смысле это сделать, ну почти невозможно, несмотря на то, что сейчас вот на последней выставке Макинтошей MacWorld в Сан-Франциско Джобс, хозяин фирмы Apple предлагал специальный компьютер, на котором вы можете сделать гениальный клип за 15 минут. Но что это будет за клип? Каждому наверное приходилось смотреть, как приятель показывает результаты своих семейных съемок или поездки куда-нибудь в Испанию, но ведь видеть это нельзя. Костинский Нет, видеть можно, смотреть нельзя. Козловский Смотреть нельзя. Совершенно нельзя смотреть, потому что скучно, потому что на третьей минуте все останавливается. Потому что искусство монтажа, съемки требует настолько много всего. И в общем люди это понимают. Когда они хотят продемонстрировать приятелю результаты своей поездки, они уже сейчас понимают, что, показав пачку отобранных фотографий в 30 штук, они смогут привлечь внимание. Показать же 15-минутный фрагмент видеозаписи... На шестой минуте начнут курить, расходиться, внимания - не будет. Костинский Сидеть из вежливости. Козловский. Сидеть из вежливости. Поэтому видео, это либо инструмент для фактической регистрации каких-то событий, либо жизнь отданная этому. Костинский Кстати, еще одна деталь, которой мы не коснулись. Обучаемости очень помогает то, что вы можете запомнить на цифровом фотоаппарате всю информацию о съемке, о том, что вы делали во время съемки. Козловский Да, безусловно. Это есть не в каждом аппарате, но это очень легко. Дело в том, что фотографическая часть, то есть оптика, механика, затвор - это все сравнительно похоже на пленочные аппараты, хотя есть там яркие решения. Зато всякие электронные примочки у цифровых аппаратов реализуются мгновенно, легко и все что вам угодно, например, запоминание результатов съемки. Хотя я никогда этим не пользовался, потому что можешь увидеть результат настолько мгновенно, что ты еще не забыл первоначальных установок и тут же можешь их повторить. Есть другие электронные возможности, которые пленочному аппарату или недоступны вообще или доступны с огромным трудом. Объектив цифрового аппарата можно отделить от самого аппарата, вынести на шнуре, на кабеле, а в принципе и на радиоканале. Маленький объективчик с матрицей, или без матрицы с гибким световодом, таких у вас поместится пять штук в ладони. Вы его можете куда-нибудь за угол занести или еще как-то... Костинский Мечта шпиона. Козловский Мечта шпиона или человека, который любит работать скрытой камерой, художник или репортер. Еще примеры. У большинства цифровых аппаратов объективы крутятся и плоскость наблюдения видоискателя и плоскость объектива съемки может быть любой. В Е10 ни с того ни с сего сделали таймер, который позволяет снимать любые процессы с интервалом от одной минуты до суток. Костинский Можно осуществить съемки того, как растет цветок или восходит солнце? Козловский Да, причем раньше в фотоаппаратах такое тоже было, но всегда очень сложно и дорого. Это были специальные, чуть ли не научные дорогостоящие комбайны, с таймерами. А здесь они в микросхеме прошивают какую-нибудь микропрограмму и это у вас тут сразу по совместительству. В более мыльничных аппаратах там есть возможность снять кусочек видео, есть возможность записать звук, записать комментарий к этому. Это все очень легко делается на уровне добавки нескольких десятков строк программного кода. Костинский По вашему мнению, какую рыночную ступеньку занимает фоторынок по отношению к другим мультимедийным рынкам, другим развлечениям. Козловский Я вот вам сейчас просто расскажу про одного знакомого торговца, купца, который продавал и музыку и фототехнику. Он однажды выдал сентенцию, которая, будь не столь длинна, могла бы просто стать афоризмом. Когда человек насытился, оделся, устроил себе жилье (главные потребности) он едет отдыхать и непременно должен запечатлеть, как он это делал, чтобы похвастать перед товарищами. Поэтому фоторынок идет четвертым в иерархии рынков. Четвертым даже, а не пятым, опережая туристический бизнес, потому что неизвестно цвел бы бизнес туристический, если бы не существовало фотографического. Кто-то может быть вообще бы никуда не поехал, если бы нельзя было привести назад снимки и показать как он клево отдыхал. Поэтому не случайно в нашей не слишком богатой стране тоже распространены кодаковские киоски, несмотря на небольшие, но для многих ощутимые цены на фотографии. Костинский А расскажите, пожалуйста, о градации цен на цифровые фотоаппараты. Я помню, что года два назад они все-таки значительно превосходили пленочные. Козловский Сейчас они все еще отличаются. Но вполне приличный цифровой фотоаппарат, мыльничного плана можно купить за 300 долларов. За 400-500 вы уже выбираете какие примочки наберете. В пределах тысячи долларов уже можно купить зеркальный фотоаппарат, снимки которого пойдут на выставку, в журналы, в газеты. Костинский За тысячу долларов? Козловский За тысячу долларов. Меньше. До тысячи долларов. 800-750-700. Сейчас зеркальный Olimpus-2500 стоит по-моему 700 долларов что ли, а это настоящая зеркальная камера с возможностями полиграфической печати на А4. Костинский Зеркальная, то есть вы видите ... Козловский Ровно то, что снимаете, сквозь объектив. Из-за того, что матрица маленькая, у тех аппаратов, у которых она маленькая, у Olimpus, Canon сейчас появился десятикратный оптический зум, то есть то, о чем мечтать на пленочной фотографии, если и было можно, то мы понимали, что это мечта стоит три тысячи долларов, как минимум. Костинский Оптический зум означает, что вы можете в десять раз приблизить изображение? Козловский Да. Такие объективы есть для пленочного Nikon или Canon, стоят они минимум 2,5 тысячи долларов, а носить их должен специальный «мальчик для кистей», потому что объективы такого размера и веса, что их в руках удержать трудно. А здесь обычный маленький аппаратик, а оптический зум у него - десятикратный. Костинский Получается любопытная вещь. У пленочной фотографии остается только ниша широкоформатной рекламы. Даже репортерская работа, профессиональная репортерская работа для газет, для журналов... Козловский Репортерская работа - просто ей бог велит быть цифровой, потому что только вы сняли, тут же подключили ноутбук к сотовому телефону и через 10 минут снимок в редакции. Сделать это с пленкой никак невозможно. Просто нужно время для проявки, для сканирования, если даже так же передавать по сотовому. Да, высшая реклама, может быть какое-то высшее фотохудожество, может быть случаи, когда на выставке нужна фотография размером А0. Продолжая о ценах. До тысячи долларов - аппарат почти профессиональный. Сейчас Olimpus выпустил модель Е10. Это камера близкая к профессиональной, хотя и с непрофессионально маленькой матрицей. Через две недели ее цена станет - полторы тысячи долларов. И есть еще ранг фотоаппаратов, сделанных по другому принципу - не разработанных, как цифровые, а сделанных цифровыми из пленочных коробок. Их выпустил сначала Nikon (камера называется D1 на базе модели F5, по-моему), потом Canon - D30, и вот сейчас Canon создает еще одну модель на более дорогой коробке, которая практически никак не уступит своим пленочным прототипам и по скорости наводки на фокус и по фотографической глубине, широте (количество отображаемых градаций серого). Стоят фотоаппараты (правда одни коробки без объективов) от трех до пяти тысяч долларов, плюс объективы стандартные, сколько они стоят, столько они стоят. Опять же для человека, который живет с этого - не дорого. А еще одна ниша была раньше занята Kodak. Kodak тоже использовал коробки от профессиональных камер типа Minolta, Nikon и прилеплял к ним винчестеры. Год назад они стоили от десяти до двадцати тысяч долларов. За последний год, после появления D1 и D30, я думаю эти кодаковские аппараты просто погибли, ну просто они уже никому не нужны, они практически ничем не лучше... Костинский Получается, эта ниша подешевела в несколько раз за год. Козловский Да. Костинский Это существенно. Козловский Эта ниша подешевела в пять раз, как минимум. Козловский А не существует ли проблемы объема файлов фотографий? Одна качественная фотография с разрешением в несколько миллионов пикселей должна занимать мегабайтные объемы, даже может десятки мегабайт. Козловский Никаких проблем нет. Винчестеры компьютеров сейчас стоят копейки. Костинский Компьютеров или цифровых фотоаппаратов? Козловский Нет, фотоаппаратов еще подороже. Компьютеров - стоят копейки. Я расскажу, как я ездил в Париж. Я приехал с фотокамерой D30 от Canon. В ней был использован в качестве носителя так называемый микродрайв IBM-овский, это тоненькой винчестер размером с половину спичечной коробки с емкостью гигабайт. Костинский Это не мало. Козловский. Я в течение дня ходил по Парижу фотографировал и мне хватало. Возвращаясь домой, я вставлял этот гигабайтный винчестер в ноутбук, а в другой слот малюсенькую хьюлет-паккардовскую писалку - рекордер компакт-дисков. И пока я принимал душ все эти гигабайты фотографий, сделанных днем перекачивал на компакт-диски. Я приехал в Москву с готовой пачкой компакт-дисков, восемь штук. Я их вставил в компьютер, отобрал что-то обработал, сделал выставку и все. Костинский Но, наверное, самое главное преимущество цифровой фотографии - это возможность на компьютере в графическом редакторе обрабатывать снимки. Козловский Без всякого сомнения. Когда пленки были черно-белыми, когда любители сидели в ваннах, те кому это было интересно, долго колдовали, засвечивали какой-то фрагмент, его смачивали проявителем или наоборот фиксажем, смывали водичкой, чтобы чуть уменьшить контрастность или вытащить что-то. Все это проделывается в Photoshop так легко, и возможности такие широкие не говоря о том, что все цветное. Когда вы сдаете в киоск Kodak свою пленку, вы получаете либо задешево то, что попало в кадр, либо за гораздо дороже какое-то кадрирование - все. Здесь вы можете откадрировать, наложить, сменить контраст, сменить яркость, поменять цвета, усилить, наложить дымку, сделать все что угодно. Причем умение это делать для человека творческого приходит через две недели, через месяц. Костинский Это в Adob Photoshop все делается? Козловский В Photoshop делается вообще все. Есть гораздо более простые программы, которые тоже многое могут, например, убирают красные глаза. Вы просто тыкаете мышкой в глаз, и глаз перестает быть красным. Костинский Вот так просто? Козловский Вот так просто. Еще одна интересная деталь. Когда ты берешь обычную фотографию, а тем более негатив или слайд и его сканируешь, переводя в цифровую форму, чтобы он не выцвел, не погиб. Всегда, чтобы ты не делал, на изображении остаются пылинки, точечки, соринки. Иной раз после сканирования я пол часа проводил над кадром, чтобы в Photoshop их убрать. В цифровом фотоаппарате этого нет вообще. Это изумительно. Вот когда ты долго переводишь в цифру пленочные снимки и вдруг получаешь цифровые снимки без царапин и пылинок, это просто изумляет, такой пустяк, но изумляет. Костинский А какие еще возможности предоставляет цифра в обработке, кроме того, что вы можете фактуры наложить, вы можете улучшить цвет, кадрировать, собрать несколько снимков в один - обычная работа в фоторедакторе, какие еще возможности есть, если они есть? Козловский Я с Photoshop работаю несколько лет, много и упорно и не знаю, наверное десятой части его возможностей. К нему все время появляются специальные фильтры, все что угодно. И, конечно, понять все, что можно сделать - невозможно, это какое-то безграничное творчество. На моем сайте есть цветная серия снимков предрождественского Брюсселя и есть серия в сепии. Я отобрал целый ряд снимков, которые в сепии смотрелись лучше. Костинский Один и тот же снимок вы превращаете в разные изображения. Козловский В разные техники обработки. Есть фотоаппараты, которые сразу позволяют это делать, можно включить - сепия, черно-белый, инверсия, что-нибудь там еще, но это все очень легко делается, когда информация цифровая, с ней можно оперировать как угодно. Костинский А вот скорость съемки. Смогу ли я выхватить фотоаппарат и снять какой-то эпизод на улице, снять момент игры в футбол, не будет ли кадр смазанным? Козловский Все будет нормально, только, как и в пленочной фотографии скорость дорого стоит. Например, реакция у никоновской камеры D1, цифровая коробка которой стоит 5 тысяч долларов, просто мгновенная. Снимаешь наугад и обязательно будет резко. У D30, которая стоит 3 тысячи долларов, реакция чуть медленнее и иногда можно не успеть. У Olimpus Е10, который стоит полторы тысячи, реакция такая, что вы наверняка не успеете сделать быстрый кадр. Если для вас это важно - платите деньги, но тоже самое касается и пленочных фотоаппаратов. Это механизм наводки на резкость, который реализован часто в объективах, в чем-то еще и это всегда очень дорого стоит. Очень дорого стоит высокая чувствительность и скорострельность. Костинский А как вы относитесь к виртуализации выставки? Козловский Я все, что считаю достойным, обычно в течение тех же суток кладу на сайт. В любом случае пленочную фотографию так быстро не удалось бы сделать. Впрочем, здесь уже надо скорее говорить не о цифровой фотографии, а о возможностях Интернета. Вообще я тихо и смирно выкладываю снимки в Сеть, никак не рекламируя свой сайт. Но, то одна фирма просит эти фотографии для туристических проспектов, то другая для виртуальных открыток, то третья просто просит в какой-то выставке поместить. Если у вас есть контент, если ваши снимки чем-то отличаются от миллиардов лежащих в Сети, на них обычно набредают, их видят, их хотят покупать, ими хотят обмениваться или просто просят. С другой стороны, фирма Epson, кажется собирается, устроить мне реальную фотовыставку, конечно они будут презентовать свои принтерные возможности с моей помощью, но и меня тоже. Для меня это будет - моя выставка. И, конечно, ощущение вернисажа, тусовки, публики, шампанского на открытии, конечно, совершенно особое дело и никакой Интернет этого никогда не заменит. Костинский Давайте попробуем под конец нашей беседы кратко сформулировать основные преимущества цифровой фотографии. И как вам видится ее конкуренция с обычной фотографией. Козловский Начну с конца. В конкуренции цифровая фотография победит пленочную, когда возникнет инфраструктура. В Японии она уже есть и там уже продают цифровых фотоаппаратов больше, чем пленочных. В Европе это... Костинский Уже сейчас цифровых фотоаппаратов больше, чем пленочных? Козловский В Японии - да. В Европе - это пока 10%, в Москве - наверное какие-то проценты или даже меньше, потому что в Москве есть одна или две точки, где можно напечатать фотографии прямо с аппарата или с флэшки. Когда их будет столько, сколько кодаковских киосков, тогда наверное все это произойдет. Вообще говоря, для человека, который покупает мыльницу для того, чтобы снять свою жену на фоне моря, для него все равно цифровая она или нет, придет пора цифровых - он будет цифровые покупать, не придет - не будет. Для тех, кто любит снимать, для тех, кто находит в этом вкус, для тех уже сегодня, цифровая камера гораздо лучше, но он должен иметь компьютер, пока нет инфраструктуры, он должен иметь принтер, хотя это недорого. Компьютер нужно в любом случае иметь любопытному человеку, принтер очень хороший стоит от 180 до 300 долларов. Очень хороший. Костинский Который дает качество печати фотографии, которые вы мне сегодня показывали? Козловский Дает качество печати фотографии. Это можно сделать на принтере, который стоит 270 долларов. Потрясающее преимущество, как мы уже говорили, преимущество обратной связи. Преимущество практически невозможности потерять уникальный кадр, потому что ты видишь, снял ты его или нет. Преимущество обработки, получение того чего ты хочешь, а не того, что тебе случайно напечатали. Это такие большие преимущества для человека, который этим живет, зарабатывает, или который собирается этим зарабатывать. Ну тут никаких даже разговоров о преимуществах и недостатках нет, здесь сплошные преимущества, потому что недостатки цены, недостатки размера мы уже их проехали, этих недостатков уже нет. Другие передачи месяца:
|
c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены
|