Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)
5.12.2024
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
[25-07-00]
Ведущий Алексей Цветков
Весь сегодняшний выпуск посвящен двадцатилетней годовщине смерти Владимира Высоцкого и его присутствию в русской Всемирной паутине. Автор программы - Александр Костинский.
Я скачу, но я скачу иначе, -
Мне набили раны на спине,
Мне сегодня предстоит бороться, -
Он вонзает шпоры в ребра мне,
Нет, не будут золотыми горы -
Колокол! Жокей мой "на коне" -
Что со мной, что делаю, как смею -
Что же делать? Остается мне -
Я пришел, а он в хвосте плетется - Двадцать лет, поколение назад, умер Владимир Высоцкий. Песни с катушечных магнитофонов перекочевали на пластинки, компакт-диски, CD-ROM-ы, и, конечно, многочисленные интернетовские узлы. За это время вышли достаточно объемные сборники и несколько собраний сочинений. Но гораздо реже слышен его хриплый голос, появляясь, обычно, на пару дней в годовщины рождения и смерти. Пожалуй, новая поросль знает его больше, как капитана Жеглова из удачного милицейского сериала "Место встречи изменить нельзя". Может быть это закономерно? Схлынуло наносное, всё стало на свои места? Ведь достаточно даже пробежать по поисковикам русского Интернета, чтобы увидеть скольким людям он по-прежнему нужен. И всё-таки, по моему мнению, картина сложнее. Только временем и сменой поколений нельзя объяснить спад популярности песен Высоцкого, если вспомнить, как была огромна и всеобща любовь к нему. Он был, действительно, народным поэтом. В том, первозданном смысле "пророка и учителя". Хотя слово "учитель" в случае Высоцкого нуждается в серьезном уточнении. Его влияние распространялось так широко и затрагивало настолько глубокие пласты, что в своей лекции Натан Эйдельман не зря точно назвал его историческим деятелем. http://www.aviso.com.ua/vysotsky/i-edelm1.htm Какова же его историческая миссия? Конечно, это жесткое отстаивание внутренней свободы личности. Более того, утверждение этой свободы, как главнейшей, приоритетной ценности по отношению к общественно-государственным. Его герои всегда "скачут иначе". Он сам "рвался из сил и из всех сухожилий" и вырвался за красные флажки национальных мифов и заблуждений, увлекая за собой всю страну. Высоцкий был участником, толкователем и ускорителем широкого движения обновления, возникшего после антисталинского выступления Никиты Хрущева на ХХ съезде партии. Жадно пропуская через себя весь разношерстный спектр мнений шестидесятых от крайнелиберальных до ультранационалистических, Высоцкий всегда находил поразительно точный путь. Пожалуй, лишь Пушкину до него удалось такое масштабное органическое и достойное слияние русской культуры с мировой. Это был именно союз, а не противостояние. Он осваивал весь мир от Большого каретного до острова Таити и по его следам с надеждой шли все мы - его слушатели. Фантастическая женитьба на Марине Влади стала воплощенной метафизикой такого союза. Правильно отметил Всеволод Ковтун, редактор самого выверенного Интернет-узла, посвященного Высоцкому, что его популярность "неразрывно связана с феноменом массовой культуры". Но думаю, поэт не согласился бы с несколько снисходительной оценкой Ковтуна, что массовая культура это - только "объекты для восприятия которых в качестве явлений культуры требуется минимальная духовная зрелость. Значительное количество людей с их помощью на доступном уровне реализует свои духовные потребности" (конец цитаты). Не согласился бы потому, что именно здесь Высоцкий совершил самые свои значительные художественные открытия. Он овладел общедоступной системой образов и языком в такой степени, что смог вести за собой вверх ступенька за ступенькой даже тех, кто "имел минимальную духовную зрелость", причем поднимал слушателей до своего уровня, а не опускался до их. Нет, он не был "выразителем народных чаяний", он эти чаяния для большинства создавал.
Чужой дом.
Хоть устать я - устал, - а лошадок распряг.
В дом заходишь - как
И затеялся смутный, чудной разговор,
- Кто ответит мне -
Двери настежь у вас, а душа взаперти.
Траву кушаем,
- Я коней заморил - от волков ускакал.
- О таких домах
И из смрада, где косо висят образа,
...Сколько кануло, сколько схлынуло! Радио "Свобода", программа "Седьмой континент". Передачу, посвященную 20-летию Владимира Высоцкого вы Интернете ведет Александр Костинский. Ощущение от его песен недавно хорошо описал один из слушателей: "Впечатление было, как при взлёте, оставалось лишь крепко вцепиться в подлокотники". Мы взлетели и прорвались к свободе, но оказалось, что это труд, к которому большинство было не готово. Страна не дотянула до своего поэта. А во многом и не поняла его. Ведь он предупреждал, что несвобода идёт не от власти, а от нас самих. И то, что происходило после смерти Высоцкого во многом говорит о том откате назад, который мы пережили в последнее время. Удивляющие своей примитивностью памятники были только началом. Потом пошли слащавые телевизионные фильмы, сделанные теми, кто его плохо понимал. Однако, венцом падения стал концерт в канун 60-летия со дня рождения Высоцкого. Даже от приватизировавших память о Высоцком такого погружения в мутную жижу отечественной попсы никто не ожидал. Это не был даже "уютный фальцет". И ни у одного из многочисленных телевизионных начальников и редакторов не сработал элементарный такт. За январём 98 года последовал август.
Я при жизни был рослым и стройным,
Не стряхнуть мне гранитного мяса
Я хвалился косою саженью -
И с меня, когда взял я да умер,
Мне такое не мнилось, не снилось,
Я при жизни не клал тем, кто хищный,
А потом, по прошествии года,
Тишина надо мной раскололась -
Я немел, в покрывало упрятан, -
Командора шаги злы и гулки.
Накренился я - гол, безобразен, - Насколько глубок и точен был Высоцкий говорит, хотя бы его известное: "Я согласен бегать в табуне, но не под седлом и без узды". Это же формула организации труда разработчиков открытого программного обеспечения, а, возможно, новой формы организации творческих усилий, где лидер не учитель и пророк, а модератор, то есть человек, который истиной не обладает, но зато знает куда точно не надо идти, который хорошо оценивает чужие результаты и сливает их в одно русло, добиваясь сложения разнонаправленных усилий. Именно таким Высоцкий был для нас и остается. Лучшим, на мой взгляд, каталогом ресурсов посвященных Высоцкому стала его страница на сайте http://www.bards.ru/ins/vysotsky.htm . Посетите, а может и поучаствуйте в работе Народной фонотеки vv.uka.ru и Народной Библиотеки www.vysotsky.hobby.ru/main.html Владимира Высоцкого. Послушайте, перечтите его ещё раз, хотя бы ради юбилея и Вы увидете, что может не стоит так уж рьяно подставлять спину под нового жокея, а райские кущи, в которые ведёт державность нам уже в уходящем веке не раз обещали.
Я когда-то умру - мы когда-то всегда умираем, -
В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок -
Прискакали. Гляжу: пред очами не райское что-то:
Как ржанет коренной! Я смирил его ласковым словом,
И огромный этап не издал ни единого стона,
И апостол старик - он над стражей кричал, комиссарил,-
Я узнал старика по слезам на щеках его дряблых:
Всем нам блага подай, да и много ли требовал я благ?
В онемевших руках свечи плавились, как в канделябрах,
И погнал я коней прочь от мест этих гиблых и зяблых, - |
c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены
|