Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
28.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Правосудие
[24-07-02]

Европейский суд по правам человека

Ведущий Марьяна Торочешникова

Марьяна Торочешникова: В студии сегодня гости уже знакомые нашим постоянным радиослушателям. Это руководитель Центра содействия по международной защите, адвокат Московской городской коллегии адвокатов - Карина Акоповна Москаленко. В эти дни Карина Акоповна празднует свой профессиональный триумф, свою победу как адвоката и, можно сказать, как гражданина. Извините за пафос, но здесь он, по-моему, оправдан. Чтобы не интриговать радиослушателей, попрошу Карину Акоповну рассказать, что же стало причиной ее триумфа, а заодно и послужило темой сегодняшней нашей передачи?

Карина Москаленко: Если говорить о причине триумфа, то я думаю, что основная причина - это вера. Я твердо верила в то, что Европейский суд по правам человека создан для того, чтобы защищать права человека и людей, чьи права действительно нарушены. И люди, которые обращаются в Европейский суд по правам человека, они найдут там правосудие. Мы с Валерием Калашниковым нашли правосудие в Страсбургском суде.

15 июля этого года вынесено решение по его жалобе против Российской Федерации, точнее сказать, против российских властей. Оно большое, объемное и очень интересное.

Марьяна Торочешникова: Так мы обозначили нашу тему - это Европейский суд по правам человека. А сейчас, чтобы нашим слушателям было понятно, о чем идет речь, послушаем сюжет, который подготовила Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Житель Магадана Валерий Калашников выиграл процесс против Российской Федерации в Европейском суде по правам человека. Страсбургский суд признал, что в отношении Калашникова были нарушены положения 3, 5 и 6 статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Эти нарушения касаются условий его содержания в следственном изоляторе города Магадан, а также сроков следствия и рассмотрения уголовного дела в суде по обвинению в присвоении денежных средств. В ожидании приговора Валерий Калашников провел в магаданском СИЗО пять лет.

Европейский суд постановил, что власти России должны выплатить Валерию Калашникову 8 тысяч евро в качестве компенсации морального ущерба и возмещения судебных издержек. Говорит один из адвокатов Калашникова Борис Сонькин.

Борис Сонькин: Впервые в Европейском суде дело российского гражданина слушалось одновременно и по приемлемости, и по существу вопроса.

Любовь Чижова: Сначала Калашников намеревался взыскать с российской стороны 24 миллиона долларов - в эту сумму он оценил ущерб, причиненный его бизнесу за время пребывания под стражей. Однако и 8 тысяч евро, которые ему обязаны выплатить российские власти, его удовлетворяют. Главное, считает Калашников, восстановлены его права.

Валерий Калашников: Я, обращаясь в наш "родной" суд, прошел все ступени, не ограничиваясь кассационной инстанцией, обратился в Верховный суд и в Кассационный суд, а также во все существующие организации при аппарате президента России, при думе. То есть все, что можно было в России, я сделал. Цель моего обращения в суд состояла в том, чтобы заставить наших правоприменителей, то есть тех, кто находится непосредственно у исполнения существующих в России законов, следовать им в точности. В моем обращении деньги не играют главной роли, поскольку речь идет о принципиальном вопросе.

Любовь Чижова: Важность решения Европейского суда комментирует Борис Сонькин.

Борис Сонькин: Наше дело в Европейском суде послужит только становлению правового государства в России. И я считаю, что это не только победа господина Калашникова и его адвокатов, это победа всего российского правосудия.

Любовь Чижова: Это был адвокат Борис Сонькин.

Марьяна Торочешникова: Вот она - большая победа маленького человека, полная реабилитация и 8 тысяч евро в качестве бонуса. Я обратила внимание на слова Валерия Калашникова о том, что сумма компенсации его волновала в меньшей степени. Карина Акоповна, насколько откровенно, по-вашему, было это высказывание? Действительно ли, победа в Страсбургском суде больше важна, как прецедент, а не как, грубо говоря, форма обогащения?

Карина Москаленко: Я абсолютно уверена в том, что Валерий Калашников в своих словах о неважности, непринципиальности суммы взыскания искренен. И вы мне сейчас тоже поверите. Человек провел больше пяти лет в условиях следственного изолятора. В этих условиях содержатся годами миллионы наших сограждан, и моральная победа в Страсбургском суде неизмеримо важнее. Если я как адвокат так рассуждаю - это понятно, мне важен прецедент, мне важно защитить не Валерия Калашникова, не Ивана Иванова, а всех наших сограждан, которые подвергаются такому обращению.

Марьяна Торочешникова: А каким образом это может восстановить права других?

Карина Москаленко: В связи с тем, что такие решения имеют важное прецедентное значение. Если это прецедент, то любой, кто имеет сходные условия, кто подвергается сходным нарушениям, может составить краткую жалобу в Страсбургский суд, описать свою ситуацию, описать те меры, которые он предпринимал для улучшения своей ситуации. Писать в Страсбург жалобу, которая, видимо, будет признана нарушением.

Марьяна Торочешникова: То есть теоретически сейчас все заключенные следственных изоляторов...

Карина Москаленко: Которые не имеют отдельного спального места, которых мучают голодом, которых не лечат - все эти люди могут обращаться в Страсбург. У меня спросят, а как же дальше доказывать нарушения? А очень просто. По делу Калашникова прецедентом является и утверждение суда в его решении о приемлемости, что бремя доказывания, если человек находится в условиях изоляции, возлагается на власти страны.

Марьяна Торочешникова: В частности, вот в этом.

Карина Москаленко: Да, в деле Калашникова. Он выступал перед судом, просил изменить ему меру пресечения, описывал свои условия. Они зафиксировали в протоколе судебного заседания. Представитель РФ говорил, что этого недостаточно, у него же так много других средств защиты. А Европейский суд говорит о том, что бремя доказывания того, что иные формы защиты своих прав будут более эффективными, тоже лежит на стороне.

Марьяна Торочешникова: Вот, кстати, о представителях РФ в этом суде. Насколько мне известно, вашим оппонентом в суде была довольно представительная делегация, в том числе и заместитель министра юстиции, один из судей Верховного суда. Карина Акоповна, на что они вообще ссылались, отстаивая правоту государственных органов?

Карина Москаленко: Довод был самый главный такой. Любой, содержащийся в следственном изоляторе, любой заключенный в России находится в примерно подобных условиях.

Марьяна Торочешникова: И это нормально?

Карина Москаленко: Видимо, да. Это содержится и в письменном отзыве РФ на жалобу, там именно так и ставится вопрос, что примерно все так и содержатся. Что было для меня самым победным аргументом. Нарушение прав определенного количества людей, совершенно не исключает нарушение прав каждого из них.

Марьяна Торочешникова: Что жалоба одна, если так живут?

Карина Москаленко: А я вот, например, рекомендую всем своим подзащитным и здесь в стране исчерпывать средства правовой защиты и писать в Страсбург. Мы уже подали десятки обращений по этому поводу, и я думаю, что они все обречены на выигрыш, обречены на успех.

Марьяна Торочешникова: Господину Калашникову, конечно, повезло, потому что у него довольно хорошие были адвокаты. А далеко не у всех желающих отстоять свое право в Страсбурге есть такая возможность.

Карина Москаленко: А хотите, я вам докажу, что каждый имеет право и имеет реальную возможность? Во-первых, Калашников обратился в Страсбургский суд не с помощью адвоката Москаленко, он находился в тюрьме, когда он обратился в Страсбург. Его супруга - верная и преданная женщина переправила аккуратно написанные Калашниковым листочки в Страсбург, и это дело было зарегистрировано без моего участия. Дальше, конечно, Калашникову потребовался адвокат, который составил на английском языке письменный доклад по существу нарушений. Кто-то должен был выступить на английском языке, ответить на вопросы судей. Что, у Калашникова нет средств? Вот он освободился, он нищ, он гол. Тогда он обращается в Европейский суд и говорит, что ему нужна помощь адвоката. А Европейский суд Калашникову, Иванову, Петрову, Сидорову ответит одно и то же. Пожалуйста, находите адвоката, специалиста по этим вопросам, и Европейский суд оплатит вот эту социальную юридическую помощь. Не великий гонорар заплатил ему Европейский суд, но этого гонорара не только мне, но и Калашникову хватило на то, чтобы мы с ним съездили. Больше чем одного адвоката европейский суд оплатить не сможет. Если вы пришли в Страсбург защищать права человека, извольте заниматься правами человека, а не собственным обогащением. Это относится и к жертвам, и к их адвокатам.

Марьяна Торочешникова: Михаил Саленков подготовил нам короткую справку о процедуре обращения в Европейский суд по правам человека.

Михаил Саленков: Европейский Суд по правам человека в Страсбурге был создан в 1959 году, чтобы рассматривать случаи нарушения положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Подать жалобу в Страсбургский суд может любой гражданин или лицо без гражданства. Обращаться в суд следует только в случае нарушения того права, которое предусмотрено Европейской Конвенцией. Например, если нарушено право на жизнь, право на защиту от пыток и жестокого обращения, право на справедливый суд.

Жалоба может быть подана только тем лицом, чьи права нарушены.

Заявитель должен представить доказательства, подтверждающие, что государство действительно нарушило его права. Согласно Европейской Конвенции бремя доказывания нарушения лежит на заявителе.

Обращаться в Европейский суд по правам человека можно только после прохождения всех внутригосударственных (в нашем случае - российских) судебных инстанций. Заявление должно быть направлено не позднее шести месяцев со дня принятия последнего судебного решения.

Индивидуальная жалоба рассматривается на предмет приемлемости. Если Суд объявляет жалобу приемлемой, он продолжает рассмотрение дела.

Ответчиком в суде всегда выступает государство, являющееся членом Совета Европы. Факт нарушения права также должен произойти на территории участника Совета Европы.

Россия приняла на себя обязательства по Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и подчинилась юрисдикции Европейского Суда 5 мая 1998 года. Это означает, что Российская Федерация не несет ответственности за нарушения, допущенные до указанной даты. Так что обращаться в Европейский Суд, обжалуя события, которые произошли, например, в 97-м году бессмысленно.

Чтобы добиться успеха при обращении в Страсбургский суд, необходимо соблюдение нескольких условий: четко представлять, какое именно из ваших прав было нарушено и в чем выразилось нарушение; обосновать свою жалобу, используя существующие доказательства; и мотивировать жалобу предыдущими прецедентами Европейского Суда.

В случае если суд сочтет, что ваши права были нарушены, он примет решение о выплате вам компенсации со стороны ответчика. Сумму иска к государству определяет суд.

В случае неисполнения решения суда для государства-члена Совета Европы может последовать самое жесткое наказание. Вплоть до приостановления членства этой страны в Совете Европы.

Карина Москаленко: Очень корректная справка, но все-таки позвольте мне как специалисту два уточнения. Да, действительно, обращаться в Европейский суд можно после прохождения всех внутри государственных инстанций. Всех, но не всех. Европейский суд обязывает исчерпать все, но только эффективные способы и средства правовой защиты.

Марьяна Торочешникова: То есть?

Карина Москаленко: То есть обязательное обращение в кассационном порядке. А вот если вы меня спросите о надзоре, я вам отвечу отрицательно. Существует уже прецедент - дело Тумилович, по которому Европейский суд совершенно четко сказал: "Обращение в надзорном порядке не обязательно". Потому ваше обращение с так называемой надзорной жалобой не обязывает должностное лицо, к которому вы обратились внести протест. А значит, разбирательство по вашему делу в надзорном порядке может не произойти никогда. А тем временем, шестимесячный срок обращения в европейский суд вы уже потеряете. Кроме того, было правильно сказано, что РФ не несет ответственности по нарушениям, допущенным до 5 мая 1998 года. Вы меня спросите, почему в решении по делу Калашникова мы говорим о 95-ом году, почему?

Марьяна Торочешникова: Именно тогда Калашникова посадили в следственный изолятор.

Карина Москаленко: Европейский суд говорит о том, что данное нарушение носило длящийся характер. И создан прецедент, который подчеркивает это право учитывать весь период нарушения в совокупности, это тоже очень важный прецедент. Но не будем забывать о другом прецеденте - о решении по статье пятой. Статья пятая регламентирует все условия законного содержания под стражей. Выясняется, что если слишком долго человека содержат под стражей до приговора (это нарушение прав человека) - это чисто российская проблема. И поэтому этот прецедент, может быть, самый главный.

Марьяна Торочешникова: Карина Акоповна, а вам известно, сколько сейчас всего обращений российских граждан находится в Европейском суде?

Карина Москаленко: Я знаю, что это несколько тысяч, я знаю, что очень много неприемлемых обращений. Знаете почему? В Европейский суд очень часто идут не за тем. Например, говорят: "Я не виновен, и я буду доказывать свою невинность в Европейском суде по правам человека". Друзья мои, в Европейском суде по правам человека невиновность доказывать не надо. Как вам известно, Калашников признан жертвой нарушения права на справедливое судебное разбирательство - статья шестая. Основным условием справедливости судебного разбирательства является разумный срок, в течение которого дело должно быть рассмотрено. Причем, что важно, как только вы задержали человека и задали ему первый вопрос, принудительно. Тогда Калашникова вообще сняли с самолета. Его не арестовали в феврале 95-го года, его арестовали позже - в июне 95-го года. Но вот тот факт, что в феврале 95-го года власти страны инициировали уголовную процедуру против него. Вот этот факт означает, что время по статье шестой уже начало тикать. Я желаю российской судебной системе каким-то образом осознать это историческое решение, изменить по многим проявлениям систему, которая изначально нарушает права человека. Это мое пожелание российской судебной системе. Я, приходя в суд, каждый раз пытаюсь доказать судьям, что Страсбург - это уже существующая и действующая система, механизм. Не верят.

Марьяна Торочешникова: Здесь, наверное, нужно свои пожелания адресовать не только судебной системе РФ, но и исполнительной системе РФ. Может, государство призадумается, в каких условиях содержатся, причем еще даже не осужденные, просто подозреваемые или обвиняемые.

Карина Москаленко: Это был особый пункт. Я тоже выступила в Страсбургском суде с одним замечанием, что ни одна страна, ни в какой промежуточный или переходный период не имеет права содержать людей в бесчеловечных условиях, ссылаясь на какие-либо финансовые проблемы. И Европейский суд в решении записал, что финансовые проблемы никаким образом не оправдывают нарушения статьи третьей.

Марьяна Торочешникова: Вот на этой оптимистической ноте мы закончим разговор о Европейском суде. По правам человека, конечно, здесь еще можно было бы многое сказать, но нам еще нужно послушать подборку новостей из региональных судов, с которыми нас познакомит Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Барнаул. К двум годам лишения свободы условно приговорил суд некоего Юрия Н. за жестокое обращение с животными. В октябре 2001 года Н. позвонил по телефону, указанному в одном из объявлений газеты "Из рук в руки" в рубрике "Отдам в хорошие руки" и заявил, что хочет взять на воспитание собаку.

Купив рыжую лайку за тридцать рублей, Н. отвел ее в здание заброшенного таксопарка и там забил трубой. Разделав тушу, он отнес мясо на рынок и продал.

Как установил суд, еще 9 раз Юрий Н. приводил животных в заброшенный таксопарк. Его жертвами были и породистые собаки, и дворняжки. Часть мяса он продавал, часть ел сам, кормил сожительницу и двоих детей. Наконец, купив двух щенков, Н. успел убить только одного, прежде чем был задержан сотрудниками милиции на месте преступления.

Алтайский край. Жительница поселка Белоярск Алтайского края Елена Ткаченко приговорена к трем годам лишения свободы за то, что насмерть забила человека, который пытался угнать автомобиль, принадлежащий ее мужу.

Выйдя 27 апреля 2002 года около 3 часов ночи во двор, она обнаружила рядом со своей "Волгой" незнакомого мужчину. Заметив женщину, незнакомец быстро спрятался под машину. Елена поняла, что это угонщик, схватила металлическую трубу и стала бить ею злоумышленника. В результате у него были переломаны почти все ребра, позднее он скончался от травматического шока. По словам помощника прокурора края, вынося приговор, суд принял во внимание обстоятельства совершения преступления.

Хабаровский край. Чрезвычайным происшествием закончилось выездное заседание суда в поселке Лазарев Николаевского района.

После оглашения приговора Алексей Тимашев, осужденный за совершение серии вооруженных разбойных нападений к семи годам лишения свободы с конфискацией имущества и отбыванием наказания в колонии строгого режима, совершил дерзкий побег.

Оставшись один в камере суда после оглашения приговора, он умудрился руками отогнуть решетку на окне. И, выскользнув, бросился прочь. Пробыть на воле ему довелось меньше суток. Сыщики нашли его в квартире у знакомой, где он хотел спрятаться на время. При задержании Тимашев не пытался оказать сопротивления. Согласно 313 статье Уголовного кодекса России, за совершенный побег ему полагается до трех лет лишения свободы.


Другие передачи месяца:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены