Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
26.11.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[21-11-00]

Самый фотографируемый город в мире

В Париже открылся 20-й юбилейный месячник фотографии. В его рамках прошел аукцион знаменитых фотографий по доступным ценам. Рассказывает Дмитрий Савицкий.

Дмитрий Савицкий:

Париж - самый фотографируемый город в мире. Венеции и Нью-Йорку не под силу тягаться с Лютецией. Париж, о чем мне напоминает недалекая улочка Дагер, заодно и родина фотографии, а первым дагерротипом был сам Париж. Двадцать лет назад Анри Шапель, президент французского центра "Аудиовизуэль", положил начало традиции: ежегодного месячника фотографии. Несомненно, эти последние 20 лет самым положительным образом повлияли на возрождение и укрепление интереса к самому искусству фотографии.

В конце ХIX века фотография пыталась механически воспроизводить реальность или же, беззастенчиво, копировать подход к визуальному - живописцев и скульпторов. Начало ХХ века совпало с желанием стилизации - "БаХаусс" и "Ар-Модерн" повлияли и на мир черно-белых образов. Ближе к середине прошлого века всяк глаза имевший мог уже констатировать, что бедная падчерица живописи и верная подруга криминологов, фотография в свою очередь повлияла на живопись - художники начали видеть мир так, как видел его объектив фото (и кино!) камеры. Поп-арт в фотографии чувствовал себя как дома - поп-арт был уже гибридом живописи и фотографии.

Если заглянуть в 90 годы прошлого века, то мы увидим странное явление: фотографы бросились искать случайное и псевдо-непрофессиональное. "Аматёризм" - то есть, "непрофессионализм", подход новичков, любителей - декларировали целые школы современной фотографии. То была реакция на мир рекламы, на мир, который поглотил (целиком или частично) таланты Аведона, Дуано, Ньютона, Карьте-Брессона - называю лишь некоторых.

Современный фотограф - странное животное. В веере его возможностей: профессия репортёра, детектива, "вуаёра", постановщика образов, то есть, человека рекламы, портретиста и исследователя. Фотограф нынче - это человек в бронежилете; чудак, распластанный в траве, уткнувший объектив в невидимое; потребитель красоты и красоток в жёстком мире топ-моделей. Это друг звезд шоубизнеса и политиков и извращенец, выставляющий вдруг из-под распахнутого плаща - спрятанный телевик.

Об этом и вещает парижская выставка, точнее - десятки экспозиций. Случайное - до сих пор в моде; как и то, что ушло, прошлое: мы видим, к Примеру, Ринго Стара и Джона Ленона в странной позе в толпе поклонниц. Провокация до сих пор остается методом вскрытия человеческого моллюска - обнаженная бренность человеческого тела до сих пор действует, как удар в лицо. В обычной жизни - мы это не хотим видеть. Как и в середине XIX века - рельефная фотография, взгляд через цветные очки на образ - в ходу. Успешная попытка аукциона знаменитых фотографий (Эббота, Брассая, Лартига, Вебера, Капа, Рея, Клайна, Уиджи) - говорит о том, что граница между живописью, графикой и фотографией - стёрта.

Быть фотографом в наши дни трудно: похоже на то, что мир растащили на фрагменты и фрагментики миллионы фотоаппаратов. Словно идёт какая-то невероятная опись земного имущества, и когда будет снята последняя колонна последнего дворца в Италии и ли же последний пейзаж, отраженный в подмосковной луже, опись подойдет к концу и мир исчезнет на пыльной полке космоса.


Другие материалы за ближайшие дни:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены