Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
16.9.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[24-06-00]

Дело Гэрри Грехема. Смертная казнь в США

Тему из Вашингтона ведет Ирина Лагунина. В программе участвуют: корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Владимир Абаринов, сотрудник Института Брукингса, специалист по американским политическим кампаниям Томас Мэнн, и юрист, профессор Джеймс Либман.

Ведущий программы "Liberty Live" Савик Шустер:

В четверг, 22 июня, в Соединенных Штатах был приведен в исполнение приговор о смертной казни. Событие получило национальную огласку, прежде всего, потому, что умерщвление человека состоялось в Техасе - штате губернатора Джорджа Буша-младшего, баллотирующегося в президенты США от Республиканской партии. Не исключено, что теперь проблема смертной казни в Америке войдет в повестку дня предвыборной кампании обоих кандидатов. Из Вашингтона тему ведет Ирина Лагунина.

Ирина Лагунина:

В четверг вечером Вашингтон вымер. Даже люди в барах молча смотрели прямую телевизионную трансляцию от ворот тюрьмы города Хантсвил, где приводился в исполнение приговор о смертной казни Гэрри Грехема. Об этом деле рассказывает наш вашингтонский корреспондент Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов:

Гэрри Грехем провел в тюрьме большую часть своей жизни. Он был взят под стражу и осужден в 1981-м году, когда ему было 17 лет. В ходе судебного разбирательства Грехем признал свое участие в 10 разбойных нападениях, однако, отрицал свою вину в убийстве Бобби Ламберта, которого застрелили в Хьюстоне на автостоянке близ супермаркета. Обвинение опиралось на показания единственного свидетеля. Это - женщина, видевшая сцену из окна своей машины. Она по сей день уверена в том, что не обозналась. Через несколько дней после преступления Грехем, угрожая пистолетом, изнасиловал 57-ми летнюю женщину в ее доме и остался там ночевать. Когда он уснул, жертва спрятала его пистолет и одежду и позвонила в полицию. Баллистическая экспертиза, однако, установила, что человек у супермаркета был убит из другого оружия. Тем не менее, жюри присяжных признало Грехема виновным, а суд приговорил к смерти. Защита полностью исчерпала все возможности для пересмотра дела. Последней инстанцией был Верховный Суд США, который отклонил апелляцию Грехема пятью голосами против четырех. У смертника оставалась единственная надежда - на помилование.

По законам штата, губернатор не имеет права самостоятельно принимать решение о помиловании. В его власти лишь отложить исполнение приговора на 30 дней. Эту отсрочку Грехем получил еще в 1993-м году от предшественницы Буша - Энн Ричардс. По Конституции Техаса, решение о помиловании в штате принимает Совет по помилованиям и условно досрочному освобождению, а губернатор лишь утверждает его. Правда, члены совета, общим числом в 18 человек, назначаются губернатором. При Буше Совет лишь однажды рекомендовал губернатору помиловать осужденного. Это был серийный убийца Генри Ли Лукас. На сей раз Совет сказал "нет". Губернатор Буш узнав о решении совета всецело одобрил его:

Джордж Буш:

Сегодня Совет по помилованиям большинством голосов постановил, что Грехем должен быть казнен. Я поддерживаю решение Совета. Грехем в полной мере воспользовался своими правами в суде штата, в Федеральном Суде и в Верховном Суде США. Рассмотрев все факты, я убежден в том, что правосудие свершилось. Да благословит Господь жертвы и их семьи, да благословит Господь Грехема!

Владимир Абаринов:

Из двух видов казни, предусмотренных законом штата - электрического стула или инъекции яда, Грехем выбрал инъекцию. Он умер в четверг, 22 июня, в 20.49 вечера по местному времени. Техас восстановил смертную казнь в 1982-м году. С тех пор в штате казнен 221 человек, из них 134 человека в период пребывания Джорджа Буша-младшего на посту мэра.

Ирина Лагунина:

О деле Гэрри Грехема рассказывал Владимир Абаринов. Станет ли вопрос о смертной казни в США частью предвыборной кампании 2000-го года? С этим вопросом мы обратились к сотруднику Института Брукингса, специалисту по американским политическим кампаниям Томасу Мэнну:

Томас Мэнн: Пока

неясно, какого рода влияние окажет эта политика исполнения смертных приговоров как на президентскую кампанию, так и на сами выборы, прежде всего, потому что вице-президент Гор предпочел не отделять свою позицию от позиции губернатора Буша. Гор не выступил против исполнения приговора, не призвал ввести мораторий на смертную казнь. Он заявил, что надо тщательно следить, как исполняются приговоры в различных штатах, и что в тех случаях, когда есть возможность ошибки или когда у осужденного отсутствует правильная защита, надо что-то предпринимать. Но пока позиции кандидатов по этому вопросу не расходятся. Я бы еще отметил, что в течение этого времени, оставшегося до выборов в ноябре, исполнения смертных приговоров в Техасе запланированы практически на каждую неделю. Вполне вероятно, что пресса будет очень пристально следить за этим процессом. Это отвлечет внимание от других проблем и вопросов, которые губернатор Буш будет развивать в своей кампании, и если вскроется, что в прошлом в Техасе кого-то умертвили по ошибке, то вот тогда у губернатора возникнут проблемы, потому что Буш категорично заявил, что во время его пребывания на посту губернатора ни один невиновный человек не пострадал.

Ирина Лагунина:

Эксперты соглашаются во мнении, что кандидат, который хочет выиграть кампанию в США, должен показать, что он готов бороться против преступности любыми средствами, в том числе - поддерживая смертную казнь. Опросы показывают, что высшую меру наказания поддерживают две трети американцев. Хотя, общественное мнение немного смягчилось в последнее время. Возможно, в ближайшем будущем на уровне государства и штатов будут предприняты какие-то шаги для того, чтобы приговоренные к смертной казни могли использовать доказательство через анализ ДНК. Может быть, им также предоставят больше возможностей для защиты, для оправдания себя. Особенно сейчас, когда под воздействием одного юридического исследования губернатор штата Иллинойс вынужден был ввести мораторий на смертную казнь. Исследование проводил профессор юридического отделения Колумбийского университета Джеймс Либман:

Джеймс Либман:

Мы изучили все смертные приговоры, вынесенные в Соединенных Штатах в период между 1973-м и 1995-м годами. Все приговоры, которые целиком прошли весь юридический судебный процесс. Мы задали себе вопрос: сколько из них прошло через судебные инстанции, а сколько было отклонено. Мы выяснили, что в результате прохождения через три судебные инстанции 68 процентов смертных приговоров имели в основе настолько серьезные ошибки, что дела легко можно было вернуть на доследование. Два из трех смертных приговоров содержали ошибки, они были слишком легковесные, чтобы можно было приводить их в исполнение.

Ирина Лагунина:

По исследованию, в трех пятых штатов, практикующих смертную казнь, количество ошибок превышает 70 процентов. Общий вывод профессора Джеймса Либмана:

Джеймс Либман:

Еще один способ измерить, насколько успешной является система смертной казни - не с моральной точки зрения, а с точки зрения того, что это - операция, которую выполняет правительство, которую люди бы хотели, чтобы правительство выполняло, и за которую налогоплательщики платят деньги, - подсчитать, какая часть смертных приговоров приводится в исполнение. Что бы вы ни думали о смертной казни, в конце концов, исполнение приговора - это как раз то, ради чего смертная казнь существует. И ответ оказался таким: в целом по стране за эти 23 года только 5 процентов смертных приговоров было исполнено. Так что, если вы подумаете об этом, то это 95 процентов неудачи и только 5 процентов исполнения. Система в своей основе не приводит к успеху. Так что наше общее заключение состоит в том, что это система не работает, она порочна, это - система, порождающая огромное количество ошибок, какие-то ошибки она исправляет, какие-то - нет, но кто же создает систему для ошибок?

Ирина Лагунина:

Профессор Джеймс Либман уверен, что американцы в смертных приговорах допустили больше ошибок, чем в любой другой области общественной деятельности. Профессор не является членом какого-то общества за отмену смертной казни. Он - юрист. Но если позвонить, например, в штаб-квартиру кампании против смертной казни, то по-прежнему можно услышать призыв выйти на демонстрацию в защиту Гэрри Грехема.


Другие материалы за ближайшие дни:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены