Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
25.4.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[15-06-00]

"Не "отобьют" Гусинского - они пойдут дальше, и тогда легко может начаться политический террор..."

Программу ведет Андрей Шарый. В ней участвуют: председатель петербургского отделения партии "Демократическая Россия" Руслан Линьков, адвокат Генри Резник, который зачитывает заявление Владимира Гусинского; корреспонденты Радио Свобода: Мумин Шакиров и Елена Фанайлова - в Москве; Виктор Резунков - в Санкт-Петербурге; Ашот Амирджанян - в Берлине.

Андрей Шарый:

Подробности основной политической темы России этих дней: Начальник Бутырского СИЗО полковник Рафик Ибрагимов лично принял решение поместить арестованного руководителя холдинга "Медиа-Мост" Владимира Гусинского в маломестную камеру. Он заявил об этом журналистам, выразив сожаление, что не имеет возможности создать какие-то особые условия содержания не только для Гусинского, но и для других. Ибрагимов также отметил, что для него создалась нештатная ситуация, в результате чего некоторых сотрудников пришлось вызвать из дома, чтобы подобрать Гусинскому соседей по камере. Главная новость дня 15 июня - заявление Владимира Путина о том, что "он считает действия Прокуратуры чрезмерными". Поговорим о нем подробно попозже, а пока будем следовать хронологии событий. Адвокат Гусинского Генри Резник сообщил в четверг после встречи со своим подзащитным, что они считают ниже своего достоинства подавать в Генпрокуратуру прошение об изменении меры пресечения. Генри Резник зачитал выдержки из политического заявления Владимира Гусинского, которое тот передал из камеры:

Заявление Владимира Гусинского: Пошел третий день, как я незаконно лишен свободы. Третий день, как никто из тех, кто разыгрывал этот грязный спектакль, не может внятно сформулировать не только на юридически состоятельном, но и просто на грамотном или хотя бы членораздельном языке суть претензий, которые имеет ко мне власть, акцентирую внимание: не прокуратура, которая служит инструментом расправы. Во время первого официального допроса я стал свидетелем совершенно анекдотической сцены, когда два следователя почти полчаса, перебивая друг друга и ссорясь, безуспешно пытались составить формулу выдвинутого против меня подозрения. То, что оно шито на живую нитку, я не мог в протоколе назвать иначе, как "юридическим и смысловым абсурдом, показывающим полную непрофессиональность и незнакомство следствия с базовым российским законодательством". Это - политическая интрига, организованная высокопоставленными представителями власти, для которых свобода слова представляет опасность и помеху для реализации их попыток построения, в их понимании - "новой" России, - а на самом деле - возврата назад - к тоталитарному прошлому с ГУЛАГами и диктатуре закона с назначаемыми судьями и их кураторами из ЦК КПСС.

За эти дни мне довелось убедиться в том, что человеческая подлость, лицемерие и цинизм не имеют границ. Каждый из тех, кто струсил, предал, без труда поймет, что я имею в виду именно его. Так что нет смысла называть конкретные фамилии. Они, к сожалению, известны публично. Все-таки эту записку я передаю не для этого. Я глубоко признателен всем, кто поддержал меня в ситуации, когда всякое слово сочувствия или поддержки в мой адрес или адрес моих коллег может быть расценено как вызов власти. Власти, которая начала движение к созданию тоталитарного режима, сознает она это или нет.

Генри Резник:

У нас не было чистой бумаги, на обратной стороне, видите, на телефонограмме написали...

Андрей Шарый:

Союз Журналистов России выразил озабоченность в связи с арестом Владимира Гусинского. Об этом заявил в четверг один из руководителей этой организации известный юрист Михаил Федотов. Рассказывает Мумин Шакиров:

Мумин Шакиров:

Выступая с позиций Союза Журналистов России Михаил Федотов осудил действия правоохранительных органов, арестовавших Владимира Гусинского. По его словам история с холдингом "Медиа Мост" - это продолжение серии предыдущих незаконных действий, предпринимаемых властями против свободы слова и прав журналистов в Росси.

Михаил Федотов:

Я думаю, что это продолжение той цепи глупостей, которая была начата обменом Бабицкого. Дальше - обыск в холдинге "Медиа-Мост", арест Гусинского - все это звенья одной цепи ошибок и глупостей. Плюс к этому еще и нарушений закона.

Мумин Шакиров:

Комментируя одно из ранних высказываний президента России Владимира Путина об установлении диктатуры закона в стране Михаил Федотов подчеркнул, что власть должна следовать в своих действиях именно этой формуле, а не переходить на принципы политической целесообразности или произвольного толкования законов. Именно в этом ракурсе он видит арест Владимира Гусинского. "Союз Журналистов и впредь будет выступать в защиту свободы слова в России", - заявил на брифинге Михаил Федотов. Независимо от того, кто из медиа-магнатов или иных владельцев СМИ окажется под давлением властей.

Михаил Федотов:

В этой связи мы обращаем внимание и выражаем свою озабоченность ситуацией с арестом Гусинского, поскольку это имеет отношение к деятельности СМИ, входящих в данный медиа-холдинг. Поверьте мне, если такой же акт будет сделан в отношении руководителя или владельца любого другого медиа-холдинга и точно так же будет проявлено пренебрежение к требованиям законодательства. Союз Журналистов выступит с аналогичным заявлением.

Мумин Шакиров:

В связи с этим Михаил Федотов также заявил об отсутствии юридических оснований для вменения СМИ в обязанность получать лицензию на издательскую деятельность, напомнив, что такая идея ранее была высказана руководством Министерства по делам печати и телекоммуникаций России.

Андрей Шарый:

"Российское общество должно добиться наказания высших должностных лиц, санкционировавших арест Владимира Гусинского", - заявил в четверг известный экономист Михаил Делягин. Рассказывает Елена Фанайлова.

Елена Фанайлова:

"Владимир Гусинский не только медиа-магнат и не только гражданин России. Он представитель деловых кругов и это придает его аресту особую остроту", - считает Михаил Делягин:

Михаил Делягин:

Он инвестор. Это человек, который вкладывает деньги. На его примере миллионы инвесторов -больших и малых, российских и не очень, увидят свою судьбу. Так что, государство показало, что сотрудничество с ним крайне опасно. Вместо того, чтобы бежать за границу, вы приходите пообщаться, а вас сажают, даже не дают позвонить по телефону.

Елена Фанайлова:

Михаил Делягин полагает, что арест Владимира Гусинского ставит под сомнение не только демократическое будущее России, но вообще бросает тень на ход реформ.

Михаил Делягин:

Фактически, единственным позитивным результатом последних 15 лет так называемых реформ был призрак демократии. Да, мы стали жить чудовищно плохо, зато у нас слова "права человека" стали аргументом на суде, а не поводом для привода в милицию. Сегодня нам опять на уровне мимики и жестов объясняют: "Забудьте, нет такого слова, был бы человек, а статья найдется".

Елена Фанайлова:

"Последние действия власти и, в частности, президента Владимира Путина не оставляют сомнения в чертах нового российского режима", - считает

Михаил Делягин:

Михаил Делягин:

После истории с Гусинским он исчерпал тот лимит ошибок, которые имеет право сделать человек, вступающий в должность. Теперь уже никто никогда не забудет Бабицкого, была история с Хинштейном, которого, насколько можно понять, пытались упрятать в психушку. До сих пор непонятно, как началась чеченская война, потому что публикация газеты "Версия" о том, что за 2 недели до начала этой войны случилась встреча Волошина с Басаевым, так никаких реакций и не получила. Наконец, замечательное обещание в Госдуме России возбуждать уголовные дела против всех граждан России, уличенных в несанкционированных контактах с представителями иностранных государств. Но власть взялась за "крупняк", не успев как следует запугать остальных. В обществе еще осталось какое-то общественное мнение. Не "отобьют" Гусинского - они пойдут дальше, и тогда легко может начаться политический террор, потому что обычный человек совершенно никак не защищен даже по закону и его, как Гусинского, никто защищать не будет. При этом просто получить просто какие-то разъяснения начальников мало. Нужно добиться наказания высших должностных лиц, санкционировавших этот произвол и добиться отставки людей в этом виноватых, тех, кто давал команду.

Елена Фанайлова:

По мнению Михаила Делягина, для освобождения Владимира Гусинского российское общество должно использовать все демократические инструменты.

Андрей Шарый:

Арест Владимира Гусинского случайно или нет совпал с заграничным турне Владимира Путина. Минувший день Путин провел в Германии. Она традиционно считается важнейшим экономическим, да и политическим партнером России в Европе. Однако, немецкие политики всегда критиковали Кремль за ведение войны в Чечне. Теперь добавился еще один предмет для критики - нарушения свободы печати в связи с делом Гусинского. Из Берлина сообщает наш корреспондент Ашот Амирджанян.

Ашот Амирджанян:

Около ста правозащитников протестовали в Берлине в первый день визита Путина против войны в Чечне. А положение на Кавказе были одним из 44 вопросов, которые намеревались министры иностранных дел Иванов и Фишер. А канцлер Шредер включил в повестку дня арест Гусинского. Вот, пожалуй, все что могло бы омрачить атмосферу визита российского президента. Однако, внимание - как политических лидеров так и комментаторов, направлено на стратегические и экономические вопросы.

Канцлер Шредер заявил после первой беседы с Путиным что Германия заинтересована в сильном - как он выразился - партнерстве с Россией, на что российский гость ответил что Германия важнейший партнер его страны в Европе и ключевое государство в процессе европейской интеграции. Оба политика говорили о начале двустороннего стратегического партнерства. Однако, несмотря на такой дипломатический пафос германская сторона не собирается отпустить российские долги - речь идет о 60 миллиардах марок, и к этому стремится делегация из Москвы. Всего Россия задолжала Германии около 140 миллиардов марок, сюда входят прямые государственные кредиты и их гарантии. Скорее всего, к конце визита стороны договорятся о реструктуризации долгов.

К вечеру президент России выступил перед представителями германских деловых и политических кругов. В своей речи Путин повторил известные российские позиции о расширение НАТО. "Выход НАТО к границам России означает дестабилизацию Европы и всего мира", - сказал он и подчеркнул, что реализация США программы ПРО приведет к новой гонке вооружений, а такое развитие событий было бы, по его словам, очень опасным. Путин говорил относительно европейской безопасности и особой роли ОБСЕ и Совета Европы, отошел от текста речи и отметил, что Германия не всегда руководствуется собственными интересами. Намек на доминирующую роль США в североатлантических структурах и левоценристский характер его выступления характеризуют стремление российской дипломатии воспользоваться нынешними разногласиями между Германией и Францией с одной стороны, и Америкой с другой, особенно, в вопросе ПРО, Атмосферу визита Путина можно назвать спокойной, а характер встреч и бесед деловым, хотя стороны официально и говорят о новом оптимизме. Комментаторы подчеркивают новый прагматизм кремлевского лидера. Большинство из них считает, что сотрудничество, несмотря на Чечню, будет эффективнее чем в последние несколько лет. Первый день визита Путина завершился в берлинской вилле канцлера Шредера. 16 июня оба политика собираются дать итоговую пресс-конференцию

Андрей Шарый:

Еще до этой пресс-конференции выступая перед германскими предпринимателями Путин обратился к теме ареста Владимира Гусинского и заявил, что, по мнению президента, делать этого не следовало -Генпрокуратура в случае необходимости могла бы вести работу с Гусинским, не заключая его под стражу. Продолжая тему Путин отметил, что "когда в Чечне был задержан один из журналистов, - очевидно он имел в виду нашего коллегу - корреспондента Радио Свобода Андрея Бабицкого, который, кстати, в течение нескольких недель не мог передать из СИЗО "Чернокозово", где содержался, ни заявления ни записки, - все стали кричать о нарушении демократии. Тогда я действительно переговорил с главой МВД и высказал мнение, что этого журналиста не стоит держать под стражей, но когда его выпустили, пошла вторая волна - все говорили, что я влияю на решения правоохранительных органов. Я не должен вмешиваться в работу правоохранительных органов, даже если они не правы. Есть суд и надо обращаться туда. Решение о задержании Гусинского принято Генпрокуратурой, а она не подчиняется никому. Моя роль в отношениях с ней заключается в том, что я представляю Генпрокурора в Совет Федерации, а когда за него проголосуют сенаторы, то я ему не могу уже давать никаких указаний", - заявил Путин.

Что касается "Медиа-Моста" то Путин подчеркнул, что Гусинский - известный общественный деятель, возглавляющий Российский Еврейский Конгресс. "Слава Богу, там он ничего не украл - сказал Путин, отметив, что эта деятельность пользуется поддержкой официальных властей. - Генпрокуратура предъявила ему обвинения как предпринимателю, а не общественному деятелю или представителю СМИ", - сказал Путин. Он также заявил, что вопрос о бизнес-деятельности Гусинского не имеет большого отношения к предъявленным ему обвинениям. "Кажется, Генпрокуратура пытается предъявит ему обвинения по какой-то петербургской фирме", - напомнил Путин, вновь заявив, что это не имеет ничего общего со СМИ. Вероятнее всего российский президент имел в виду телекомпанию "Русское Видео", председатель Совета Директоров которой - Дмитрий Рождественский сидит уже два года и постоянно подвергается давлению следствия, которое пытается заставить его дать показания против Владимира Гусинского. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Виктор Резунков:

Виктор Резунков:

Председатель Совета Директоров Российской Государственной компании "Русское Видео" Дмитрий Рождественский был арестован 8 сентября 1998-го года сотрудниками следственной группы Генпрокуратуры. Его обвинили в хищении средств в особо крупных размерах, на сумму в 142 тысячи финских марок. Следователи из бригады еще тогда пытались добиться от него показаний против президента холдинга "Медиа-Мост" Владимира Гусинского, который, как они считали, и передал ему эту сумму, как они считали, якобы, за продажу ему 75 процентов акций компании "Русское Видео". Свидетельствует мать Дмитрия Рождественского Наталья Рождественская:

Наталья Рождественская:

Два года назад на первом допросе следователь сказал мне, чтобы я уговорила сына дать показания на Гусинского. Такое заявление вам может сделать и адвокат Афанасьев - 2 года назад было предложено Афанасьеву оказывать давление на Дмитриева, чтобы он дал показания на Гусинского. По фабуле обвинения там ничего по поводу 11-го канала вообще не было. Первый вопрос следователя всем, кто приходил на допрос был: сколько получил Рождественский от Гусинского. Я тогда ему ответила, что он получил от Гусинского очень много. Он получил новую технику, потому что техника "Русского Видео" развалилась - 10 лет прошло. Соответственно, он получил пакет великолепных фильмов и был заключен договор о совместном использовании канала с тем, чтобы был блокирующий пакет акций. Это значит - один голос у Гусинского и один у Рождественского. Таким образом, о передаче канала и 75 процентах не может быть и речи. У них оставались равные права.

Виктор Резунков:

Две недели назад Дмитрий Рождественский был госпитализирован в тюремную больницу, откуда сразу же после операции сотрудники ФСБ несмотря на протесты врачей возвратили его в свой ведомственный изолятор. Наталья Рождественская опасается, что используя такое состояние здоровья подследственного следователи ФСБ смогут выбить из него любые показания, в том числе и против Владимира Гусинского:

Наталья Рождественская:

Сейчас я просто опасаюсь, что в том состоянии здоровья, в котором он находится, он может дать любые показания.

Андрей Шарый:

Ситуацию, сложившуюся вокруг телекомпании "Русское Видео" и возможной причастности к делу арестованного Дмитрия Рождественского Владимира Гусинского комментирует председатель петербургского отделения партии "Демократическая Россия" Руслан Линьков:

Руслан Линьков:

Как это ни странно, дело Гусинского родом из дела Анатолия Собчака, из того дела, по которому следователи пытались привлечь в каком-нибудь качестве ныне действующего президента Владимира Путина. Тогда представители правоохранительных органов имели конкретную установку: копать под бывшего мэра Анатолия Собчака и его команду - Путина, Кудрина, Козака и целую плеяду питерских теперь уже москвичей. В ходе расследования этого дела следствие не раз заходило в тупик, поскольку никаких компрометирующих Собчака или его команду материалов найти не удавалось, но при этом следствие пользовалось услугами действующей администрации Санкт-Петербурга, которая направляла следствие по тому или иному пути и давала ему новые направления поиска. В частности, одним из направлений поиска, которые были даны из Смольного, оказалась телекомпания 11-й канал "Русское Видео", оппозиционная на тот момент действующей городской администрации. На базе спора этой компании с налоговой инспекцией сначала появилась наметка на уголовное дело по неуплате налогов. И первоначально речь шла о том, что телекомпания 11-й канал укрывала огромные суммы от налогообложения. Впоследствии подобные извинения отпали. Следствие не смогло доказать вины сотрудников 11-го канала.

Появились новые обстоятельства, и администрация Санкт-Петербуга настаивала на том, чтобы 11-й канал не вещал как оппозиционный канал, и тогда в ход пошли уже новые документы и идеи, и появилась мысль, что 11-й канал был незаконно реорганизован и незаконно учрежден, а заново в составе акционеров этого канала тогда уже появился Владимир Александрович Гусинский. По моим данным, Гусинский ничего не покупал у" Русского Видео", как у госпредприятия. Владимир Гусинский и Дмитрий Рождественский создали новое предприятие, в которое Владимир Гусинский инвестировал достаточно большое число денег. По моим данным, это в долларовом эквиваленте около 300 миллионов долларов, и он их инвестировал в оснащение техникой новой студии 11-го канала, который сейчас вещает в городе Санкт-Петербурге, как на частоте НТВ так и на частоте 11-го метрового канала. Все деньги, которые Владимир Гусинский перевел на этот канал, являются инвестицией чистой воды Если кому-то это не нравится и кажется, что этот канал не должен существовать, а НТВ не должна вещать, то я думаю, что эти люди во-первых нарушают основные демократические принципы устройства общества, и при этом просто занимаются недобросовестной конкуренцией.


Другие материалы за ближайшие дни:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены