Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
23.11.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[12-06-00]

Смерть президента Сирии Хафеза Асада и ее последствия для ситуации на Ближнем Востоке

Программу ведет Андрей Шарый. В ней участвуют: главный редактор радиостанции "Свободный Ирак" Камран Аль Карадаги и корреспонденты Радио Свобода: в Дамаске - Сергей Медведко, в Париже - Семен Мирский, в Вашингтоне - Владимир Дубинский, и в Тель-Авиве - Виктория Мунблит.

Андрей Шарый:

Главное международное событие последних дней - смерть многолетнего президента Сирии Хафеза Асада. Завтра в Дамаске состоятся его похороны. Из Дамаска сообщает Сергей Медведко:

Сергей Медведко:

Вчера привычную послеобеденную тишину Дамаска нарушили крики муэдзинов с мечетей и звон колоколов с христианских храмов. Загрохотали металлические жалюзи, закрылись все магазины. Толпы людей хлынули стихийными траурными шествиями по улицами и площадям сирийской столицы. Женщины причитали и плакали. Не сдерживали слез и мужчины. Так наверное выглядела Москва в день смерти Сталина. Умер Лев - так переводится фамилия Асада. Действительно, это был один из политических гигантов долгожителей Ближнего Востока. С его именем связана возможно самая бурная часть истории региона. Асад - деятель политического калибра президента Египта Насера. Не одно поколение президентов Западной Европы и США считало его самым талантливым и опытным политиком Востока. Бывший Госсекретарь США Генри Киссинджер называл его "Ближневосточным Бисмарком".

Пик славы Асада связан с арабо-израильской войной в октябре 1973-го года. Тогда арабам удалось при помощи советского оружия добиться впечатляющих военных успехов. Особенно во время первого этапа войны. Дамаск сумел отбить у Израиля часть захваченных территорий. Затем были долгие годы борьбы за возвращение остальных земель путем изнурительных переговоров или отказа от них. Кстати, недавний уход Израиля с юга Ливана здесь рассматривают как победу Дамаска. Дамаск ведь поддерживал и не только на словах действия отрядов "Хезболлах" на юге Ливана, что в конечном итоге и вынудило Израиль уйти. Президент Асад снискал также славу верного друга Москвы, и не только в советские времена. Сирия была единственной мусульманской страной, поддержавшей просербскую позицию Москвы в ходе кризиса в Югославии. В отличие от других арабских столиц Дамаск не проронил ни слова критики в адрес России и в ходе чеченской кампании. В беседах со мной сирийские военные лишь удивлялись, почему российская армия возится так долго и не может подавить мятеж радом, как это сделал Асад в городе Хама, где окопались вооруженные "Братья -мусульмане".

Буквально сразу же после официального объявления о кончине президента Народный Совет принял маленькую, но очень важную поправку в Конституции республики. В соответствии с ней президентом Сирии может стать гражданин достигший не 40, как было написано ранее, а 34-х лет. Эта поправка была принята конкретно под молодого сына покойного президента - Башара, которого не один год готовили на смену отцу. На 17 июня в Сирии намечен региональный съезд правящей Партии арабского социалистического возрождения. Планируется ввести Башара в региональное партийное руководство, что откроет ему конституционный законный путь на вершину власти через всенародный референдум. А пока и.о. президента Сирии вице-президент Абдель Халим Хаддам присвоил Башару генеральское звание и назначил его Верховным Главнокомандующим страны. Удастся ли преемнику Хафеза обеспечить Сирии стабильность и мир, и вернуть при этом стране Голанские высоты? Сохранит ли Дамаск традиционную дружбу с Москвой? Ближайшее время покажет, а пока страна готовится проводить вождя в последний путь.

Андрей Шарый:

Об усопшем вожде и его преемнике я беседовал сегодня с главным редактором радиостанции "Свободный Ирак" Камраном Аль Карадаги.

Если судить по телевизионным выпускам новостей, то все жители Сирии переживают смерть Асада как личное горе. Улицы полны плачущих людей. Насколько искренни эти слезы?

Камран Аль Карадаги:

В нашем регионе люди знают, что они должны делать. Так что то, что они плачут, еще не значит, что они искренне ведут себя. Хотя, конечно, это и не исключается. Очень много молодых людей не знали и не слышали о другом лидере кроме Асада. Я не настолько наивен, чтобы думать, что все, что показывают по телевидению, делается искренне и без всяких указаний.

Андрей Шарый:

В Сирии фактически уже есть новый лидер. Башар Асад со дня на день станет новым президентом страны, и складывается впечатление, что страна была к этому подготовлена. Может ли кто-то выступит в сегодняшней Сирии против, и существует ли возможность какой-то инициативы или нет?

Камран Аль Карадаги:

Я не думаю, что в данный момент кто-то может выступить против. В Сирии, конечно, положение такое, что сам режим построен на системе определенных балансов, и Хафез Аль Асад постарался, чтобы это так было построено. Асад и его семья принадлежат к алауитской секте. Конечно, в Сирии алауиты в меньшинстве - их почти 2 миллиона из 15 миллионов населения страны. Поэтому мне кажется, что поскольку все силовые центры в их руках, они постараются сохранить это положение, потому что если между ними начнутся распри и они начнут конфликтовать, то это будет угрожать основам их существования. Поэтому мне кажется, что на данном этапе не будет никаких выступлений против Башара Аль Асада. Сам режим, сама система не допустят этого. Мы сегодня читали в арабской прессе, что в Сирии Военный Комитет, в который входят все руководящие генералы, командующие армией и так далее - это все в руках алауитов, поддерживает Башара, и даже дано указание, что если его дядя, младший брат Хафеза Аль Асада, который сейчас находится в Париже, вернется в страну, то его должны арестовать,

Андрей Шарый:

Как это вообще происходит в арабском мире. Почему именно Башар был избран преемником Хафеза Асада?

Камран Аль Карадаги:

Опять-таки, именно в Сирии создавался такой режим, обеспечивающий то, что власть должна остаться в руках клана Асада, в руках алауитов. Поскольку остальные члены этого клана не находятся в таком высоком положении, он постарался, чтобы его сын стал его преемником. Сначала он готовил старшего сына -Басселя, но тот погиб и поэтому потом в наследники готовили Башара Аль Асада. Его единственная, если можно так выразиться, заслуга, это то, что он сын Асада. Никаких других заслуг у него нет. Он не военный, хотя его сразу и сделали генералом. Он не член руководства партии "Баас", но они через неделю созовут конференцию этой партии и изберут его лидером этой партии . Он даже не закончил медицинский институт, но в Сирии все должны называть его Доктором Башаром Аль Асадом. Так что все это подготовлено в рамках этого баланса сил в Сирии.

Андрей Шарый:

Последний вопрос, господин Карадаги, завтра предстоит траурная церемония похорон сирийского президента. Мы помним, что последним из арабских лидеров, кто ушел из жизни до Асада, был король Иордании Хусейн. Трагедия - трагедией, но политика - политикой. Все внимательно следят, кто приедет на похороны. Хусейна, который был очень популярной фигурой в арабском мире и в мире вообще, приехали хоронить представители более 80 государств. По вашему мнению, насколько пышными и представительными будут похороны президента Сирии?

Камран Аль Карадаги:

Судя по имеющимся сведениям, они будут менее пышными, чем похороны короля Хусейна. Король Хусейн действительно был иной тип лидера. Хафез Аль Асад несмотря на все был деспотом, диктатором, и поэтому мне кажется, что естественно, что лидеры мира относились к нему не так, как к королю Хусейну, который действительно пользовался большим уважением со стороны мирового сообщества.

Андрей Шарый:

Президент Франции Жак Ширак будет, видимо, единственным главой крупного западного государства, который примет участие в похоронах Хафеза Асада. Накануне отбытия в Сирию президент Франции заявил, что Асад оставил след в истории 30 последних лет современного мира. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Париже Семен Мирский:

Семен Мирский:

Решение Жака Ширака, в отличие от Билла Клинтона и Владимира Путина, лично участвовать в похоронах Хафеза Асада объясняется не особо тесными личными связями между Шираком и Асадом, а историческими и политическими причинами. Сирия и Ливан входили до второй мировой войны в сферу французского влияния на Ближнем Востоке, и традиционное влияние Франции на регион известный под названием "Большая Сирия" сохранилось и в послевоенный период. Что же касается оценки роли, которую играл в течение 30 лет своего правления Хафез Асад, то в напечатанном газетой "Монд" обширном некрологе, даны две диаметрально противоположные оценки, каждая их которых может считаться верной.

"Арабским Бисмарком" называли Асада его обожатели. "Кровавым деспотом" считали того же человека его враги. В любом случае человек, безраздельно правивший Сирией в течение 30 лет остался загадкой. Уйдя из жизни, он оставил своей стране, которой правил железной рукой, политический вакуум, который трудно будет заполнить. Хафезу Асаду, несомненно, удалось, в случае нужды, с помощью террора, создать сильно централизованное стабильное сильное государство. Но в то же время Асад не захотел или не смог открыть свою страну навстречу внешнему миру, в первую очередь, в области экономики, оставив Сирию на обочине дороги. Проявив недюжинный дипломатический талант в области внешней политики и проявив себя способным стратегом. Асад так и не сумел стереть следы позорного поражения, понесенного арабскими армиями в Шестидневной войне против Израиля в июне 1967-го года", - так оценивает роль Хафеза Асада газета "Монд".

Что же касается преемника покойного президента - его сына Башара, офтальмолога по профессии, человека лишенного настоящего политического опыта, то, как сказал сегодня комментатор французской радиостанции "Европа № 1": "Хафез Ассад не избежал судьбы решительно всех диктаторов, по определению неспособных обеспечить преемственность власти на демократической основе, что не предвещает ничего хорошего для стабильности их стран".

Андрей Шарый:

В течение многих лет Хафез Асад был ключевым участником ближневосточного мирного процесса, а "патроном" этого процесса, как известно, считаются США. Корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Владимир Дубинский рассказывает о том, как в США относятся к перспективам развития этого процесса после смерти Асада:

Владимир Дубинский:

Президенту США Биллу Клинтону доложили о кончине Хафеза Асада, когда он находился в самолете по пути из Вашингтона в Миннеаполис. Выступая перед журналистами в аэропорту этого города президент сказал, что он сожалеет о том, что мир на Ближнем Востоке не был достигнут при жизни сирийского президента, но выразил надежду, что мирное соглашение все же может быть заключено, и что это в значительной мере будет возможно ввиду того, что готовность заключить мир выразил Хафез Асад. "Мне часто доводилось встречаться с президентом Асадом, и мне кажется, что я хорошо его знал. Несмотря на то, что у нас были разногласия, я с уважением к нему относился, потому что считал, что со мной он всегда был открыт и честен и потому что я почувствовал, что он говорил правду, когда сказал, что принял стратегическое решение добиваться мира", - заявил Билл Клинтон. В последний раз он встречался с Хафезом Асадом в конце марта в Женеве. Тогда ему не удалось убедить сирийского лидера согласиться с израильскими предложениями по вопросу о Голанских высотах, предложениями, которые президент Клинтон назвал очень конструктивными.

С тех пор переговоры по израильско-сирийскому направлению ближневосточного мирного процесса застопорились, и США сосредоточили свои посреднические усилия на израильско-палестинском направлении этого процесса. Как заявила на прошлой неделе в Каире Госсекретарь США Мэдлин Олбрайт, в настоящий момент переговоры между израильской и палестинской сторонами являются самой приоритетной внешнеполитической задачей США. Правда, при этом Олбрайт подчеркнула, что США по-прежнему готовы содействовать процессу израильско-сирийского урегулирования. Обозреватели в США считают однако, что если на сирийско-израильском направлении и произойдут какие-то положительные сдвиги, то это случится уже после того, как президент Клинтон покинет Белый Дом. По мнению специалистов, пройдет немало времени, прежде чем новое сирийское руководство сумеет консолидировать власть и перейти к внешнеполитическими вопросам.

Если, как и ожидается, президентом Сирии станет сын Хафеза Асада - Башар, то, как считают в США, нет никаких оснований предполагать, что в позиции Сирии по региональным вопросам и отношениям с Израилем произойдут какие-то реальные преобразования. В воскресенье, после того, как стало известно, что Башар Асад назначен главнокомандующим сирийскими вооруженными силами, президент Клинтон позвонил ему по телефону. Представитель Белого Дома не рассказал о подробностях этого телефонного разговора, сообщив лишь, что речь не шла о политических вопросах, и что президент лишь захотел выразить Башару Асаду соболезнования в связи с кончиной его отца. Ни президент США Клинтон, ни вице-президент Гор на похороны Асада не поедут. Вместо них в Дамаск направится Госсекретарь США Мэдлин Олбрайт.

Андрей Шарый:

Израиль - главный противник Хафеза Асада в течение всей его жизни, и там особенно внимательно следят за событиями в Дамаске. Особый интерес вызывает фигура Башара Асада. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Тель-Авиве Виктория Мунблит:

Виктория Мунблит:

Когда несколько лет тому назад Шимон Перес ввел в употребление термин "Новый Ближний Восток", он даже и не подозревал до какой степени был прав. К" Новому Ближнему Востоку", о котором грезил Перес, должен был привести мирный процесс. Но реальность оказалась жестче и проще. Она заключалась в том, что на политическую арену вышло новое поколение лидеров арабского мира, молодых, хорошо образованных и прозападно настроенных, таких, как иорданский монарх Абдалла Второй, выпускник Университета в Джорджтауне. И вот теперь - Башар Асад - офтальмолог, прошедший специализацию в Великобританию.

По сути дела, все силы президента Хафеза Асада в последнее время были направлены на то, чтобы расчистить дорогу сыну. Башар, когда-то демобилизовавшийся из армии в чине сержанта, по требованию отца прошел ряд военных курсов и стал полковником. Затем Асад отправил сына в Ливан с наказом разобраться в ситуации и обзавестись сторонниками среди тамошней верхушки. Впоследствии именно Башар Асад стал курировать ситуацию в Ливане, и более того, должен был возглавить сирийскую делегацию на переговорах с Израилем. Его наставником и приближенным стал опытный дипломат, нынешний министр иностранных дел Сирии Фарук Аш Шара.

По мнению обозревателей, причина, по которой Хафез Асад вдруг внезапно и резко отказался от переговоров с Израилем, состояла в том, что последней его заботой было укрепление короны. А значит, мирные переговоры и возвращение Голан он должен был оставить сыну. Проведя всю предварительную, "черную" и тайную работу он оставил своему наследнику ту часть, которая происходит при свете дня и под звуки фанфар.

Как сообщает израильская газета "Маарив", Башар Асад активно помогал отцу в "зачистке" территории для своего последующего прихода к власти. Так, не обременяя себя излишними сантиментами, он отправил войска к вилле своего дяди - Рифата Ассада, считавшегося вполне кроме него реальным наследником. На этой вилле как раз в это время собрались сторонники Рифата, и там было устроено вполне кровавое побоище. По сообщению той же газеты "Маарив" неделю тому назад взмыл со взлетной полосы Бейрутского аэропорта и исчез в небе самолет, уносивший генерала Хекмета Шихави, бывшего в прошлом начальником Генштаба сирийской армии. А из окружения Башара одной из сирийских газет была срочно передана информация о том, что генерал Шихави подозревается в хищениях и взятках и в случае возвращения в Сирию предстанет пред судом. Зная, что военная верхушка ни в коей мере не склонна его поддерживать, молодой Асад сосредоточил внимание на генералах и тех, кто был с ними непосредственно связан. Так несколько недель тому назад был обнаружен труп Махмуда Зуаби - известного сирийского политика в его доме в Дамаске. В официальном сообщении по этому поводу говорилось, что Зуаби застрелился после того, как был вызван для дачи показаний по возбужденному против него уголовному делу. Буквально через несколько часов после этого был арестован по обвинению во взяточничестве бывший министр транспорта Сирии.

Хафез Асад оставил сыну нелегкое наследство - разрушенную экономику в стране; то, что не включившись в мирный процесс. Сирия оказавшись на периферии мировой внешней политики, и ситуацию в Ливане, откуда Израиль вышел в одностороннем порядке. На все эти вопросы предстоит найти ответы молодому главнокомандующему и, видимо, будущему президенту Сирии - Башару Асаду.


Другие материалы за ближайшие дни:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены