Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
29.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[23-11-02]

Итоги пражского саммита НАТО

Ведет программу Ирина Лагунина. Участвует корреспондент Радио Свобода Серегй Данилочкин

Ирина Лагунина: Саммит НАТО в Праге, как и затем саммит государств НАТО и партнеров прошел под девизом трех Н – новые члены, новые возможности, новое партнерство. Основной лозунг – трансформация союза, необходимость приспособить его к вызовам современности. А это – прежде всего угроза терроризма. Для этого в рамках НАТО в качестве новой военной структуры создаются 20-тысячные силы быстрого реагирования, мобильные и оснащенные современным и точным оружием, для этого Североатлантический Союз отказывается от принципа ведения оборонительных действий только у себя на территории, для этого на второй день саммита ставятся новые задачи перед теми странами, которые подписали с НАТО договор «Партнерство во имя мира». Генеральный Секретарь НАТО лорд Робертсон:

Лорд Робертсон: 46 лидеров сегодня решили еще более тесно сообща работать над тем, чтобы ответить на новые угрозы и вызовы, они были едины во мнении, что государства-партнеры Североатлантического Союза должны увеличить свой вклад в борьбу с терроризмом, и с особым одобрением был встречен партнерский план действий по борьбе с терроризмом, который объединит в себе усилия всех 46 государств и создаст самую большую в мире коалицию против тех, кто несет террор в сердце наших стран.

Ирина Лагунина: Генеральному секретарю НАТО был задан вопрос, как он относится к довольно сдержанной реакции России на расширение Союза, сдержанной, но на этот раз не негативной?

Лорд Робертсон: Я ничего другого и не ожидал, кроме прохладного отношения. В конце концов, президент России, правительство России не выступают адвокатами расширения НАТО. Но у нас с Россией новые отношения, у нас утром прошла очень успешная встреча Совета НАТО-Россия, и в настоящий момент мы работаем над целым комплексом практических вопросов с Россией, так что России нечего бояться от расширившегося союза, который связан с Россией и хочет решать основные вопросы совместно с ней.

Ирина Лагунина: Действительно, еще до этого выступления Генерального Секретаря НАТО российский министр иностранных дел Игорь Иванов признался, что внимательно наблюдал за заявлениями глав государств и правительств в ходе саммита НАТО.

Игорь Иванов: В этих заявлениях подчеркивается, что НАТО не рассматривает Россию в качестве противника, а наоборот рассматривает Россию в качестве партнера в борьбе с новыми угрозами и вызовами. Подчеркивалось, что НАТО должно перестраивать свою военную стратегию от периода холодной войны к противодействию новым угрозам и вызовам, что такая трансформация НАТО имеет принципиальное значение и она должна вписываться в общие усилия международного сообщества по укреплению стабильности и безопасности.

Ирина Лагунина: Как аргументы, по мнению лорда Робертсона, могут изменить российское отношение?

Лорд Робертсон: Думаю, что они, в конце концов, поймут, что зона настоящей, подлинной стабильности к Западу от них – в интересах Российской Федерации. Но в настоящий момент я и не ожидал бы, чтобы они нас активно приветствовали и я заметил для себя, что сейчас они больше заинтересованы работать с нами, чем кричать по нашему поводу. Это хорошо.

Ирина Лагунина: Однако на заключительной пресс-конференции после встречи в рамках Совета НАТО-Россия Игорь Иванов определил российские условия, при которых хорошие отношения с НАТО могут быть продолжены.

Игорь Иванов: Наша позиция на этот счет известна, она неоднократно излагалась. Мы всегда подчеркивали, что механическое расширение НАТО при сохранении прежней военной направленности вряд ли отвечает интересам безопасности и сотрудничества в том числе на Евроатлантическом пространстве. Вместе с тем, если та трансформация, о которой было заявлено, будет реализовываться на практике, если в практической деятельности НАТО будет решать те же задачи противодействия новым угрозам и вызовам, какие сегодня решает Россия, то возможности для взаимодействия между НАТО и Россией конечно же будут расширяться.

Ирина Лагунина: Заявил после встречи в Праге российский министр иностранных дел Игорь Иванов.

Из других стран, вызвавших особое внимание в ходе саммита, правда, в отличие от России – внимание негативное – Украина и Беларусь. Украинский президент Леонид Кучма прилетел на саммит вопреки предупреждениям, что его здесь не хотели видеть. Не хотели потому, что Украина продала радарную установку «Кольчуга» Ираку. Леонид Кучма прилетел, и если бы НАТО воспользовалась английским языком для протокола, то лидер Украины сидел бы между Джорджем Бушем и Тони Блэром. Лидеры НАТО решили использовать для протокола французский. В результате Украина оказалась в самом конце радом с Турцией.

Еще один инцидент – возмущенное письмо, которое представил саммиту посол Беларуси по поводу того, что президенту Лакашенко не выдали чешскую визу. Письмо, как сказал лорд Робертсон, очень грубое. Его распространили в кулуарах саммита, поскольку, как выразился Генеральный Секретарь НАТО, союз всегда был за свободу слова.

И третий инцидент – скандальный. НА заключительной пресс-конференции Джорджа Робертсона в самом конце, когда все приготовились к прощальной фотографии, из журналистских рядов вскочили два молодых человека, скинули куртки и кинули в лорда Робертсона помидоры. Мне удалось записать, что они скандировали:

"Лимоновцы": НАТО хуже гестапо! Нет расширению НАТО!

Ирина Лагунина: Это – члены Национал-большевистской партии, аккредитованные на саммите. И этот инцидент на самом деле омрачил атмосферу торжественности и удивительного дружелюбия в Праге.

Сегодня генеральному секретарю НАТО лорду Робертсону был задан вопрос о том, обсуждалась ли Чечня на встрече в рамках совета НАТО-Россия, на которой Россию представлял министр иностранных дел Игорь Иванов, и лорд Робертсон сказал, что эта проблема не обсуждалась. Однако, в принципе, НАТО не раз высказывало пожелание, что этот кризис можно урегулировать только мирным путем. Кстати, далее в рамках совета НАТО-Россия страны НАТО и Российской Федерации будут моделировать миротворческие ситуации, я думаю, что это тоже в связи с Чечней.

За время саммита НАТО и Совета Евро-Атлантического партнерства пражскую штаб-квартиру Радио Свободная Европа – Радио Свобода посетили 6 президентов и несколько министров иностранных дел стран-участниц программы "Партнерство во имя мира". Они поделились своими взглядами на различные аспекты системы европейской безопасности.

Подробнее о встречах с президентами Латвии, Грузии и Армении – Сергей Данилочкин.

Сергей Данилочкин: Во время саммита НАТО в Праге семь восточноевропейских стран, включая три государства Балтии, ранее входившие в состав СССР, были официально приглашены вступить в Североатлантический Союз. Некоторые из стран-участниц программы "Партнерство во имя мира" заявили о намерении в перспективе присоединиться к НАТО.

Побывавший в пятницу вечером в штаб-квартире РСЕ-РС президент Армении Роберт Кочарян, напротив, заявил о том, что его страна не стремится пока вступить в НАТО, но рассматривает различные варианты сотрудничества с Союзом в рамках создания системы безопасности Кавказского региона. Говорит Роберт Кочарян.

Роберт Кочарян: Я думаю, в НАТО очередь и так достаточно большая. Мы это формулируем в Армении несколько по-другому, мы говорим, что вопрос вступления в НАТО не находится в нашей внешнеполитической повестке. И мы сегодня видим вопросы безопасности региона в той системе безопасности, в которой мы сегодня присутствуем, это договор о коллективной безопасности, это достаточно продвинутое военно-техническое сотрудничество с Россией. Хотя еще на стамбульском саммите ОБСЕ мною была озвучена формула создания региональной безопасности, она могла бы быть вписана в европейскую общую систему безопасности как региональная или субрегиональная, это дело названия. И имелось в виду вовлеченность всех стран Южного Кавказа и соседей всех по разным формулам, тогда речь шла 3 плюс 3, 3 плюс 2 плюс 1 и так далее, но формулы эти можно видоизменять, но суть была именно в этом. То, что происходит сейчас во взаимоотношениях между НАТО и Россией, я думаю, процесс чрезвычайно интересный. И, я думаю, что нужно немного времени и те изменения, которые буквально на наших глазах происходят в мире, они могут привести к очень интересной гармонизации и этих систем безопасности, которые были сформированы, которые существуют, но которые могут быть инкорпорированы тем или иным способом, в той или иной глубине друг с другом. Очевидно то, что здесь нет противостояния, вот это самое главное, а есть очевидная тенденция к сближению, к взаимопроникновению.

Сергей Данилочкин: Это был президент Армении Робрет Кочарян. Соседняя с Арменией Грузия, напротив, выразила намерение присоединиться к НАТО. По словам президента Эдуарда Шеварднадзе, для этого потребуется определенный срок, поскольку Грузия должна будет выполнить ряд политических, экономических, военных и прочих условий.

Эдуард Шеварднадзе: Мы не совсем готовы к вступлению в НАТО. Мы сначала должны приблизиться к так называемым "натовским стандартам", и это определенно произойдет. В конце концов, Грузия станет страной-членом НАТО.

Сергей Данилочкин: Эдуард Шеварднадзе объяснил причины, по которым его страна приняла решение о стремлении стать членом Североатлантического Союза:

Эдуард Шеварднадзе: Участие в НАТО означает для Грузии безопасность. Это означает, что у нас будут окончательные гарантии безопасности. На протяжении нашей истории у нас с этим было много проблем и трудностей. Поэтому я думаю, что сегодня единственным правильным решением для Грузии является вступление в НАТО.

Сергей Данилочкин:Это был президент Грузии Эдуард Шеварднадзе.

Латвия получила на пражском саммите НАТО приглашение вступить в Союз. Президент этой страны Вайра Вике-Фрейберга во время встречи с журналистами объяснила значение момента:

Вайра Вике-Фрейберга: Сегодня здесь, в Праге, наконец были стерты остатки последствий Второй мировой войны. Я имею в виду раздел Европы на сферы влияния, разделение Европы, при котором некоторые страны – потому что они оказались больше или сильнее – видят как данное им Богом право навязывать свою волю другим.

Сергей Данилочкин: На протяжении почти полувека концепция европейской безопасности базировалась на соглашениях, достигнутых лидерами антифашистской коалиции в Ялте. После распада Советского блока ситуация в Европе изменилась. По словам Вайры Вике-Фрейберги, впредь гарантией долгосрочной политической и военной безопасности Латвии является ее участие в НАТО.

О новых отношениях между Латвией и Россией, которая ранее активно выступала против принятия в НАТО стран Балтии, президент Вике-Фрейберга сказала:

Вайра Вике-Фрейберга: Как вы знаете, Польша имеет прекрасные отношения с Россией, и я убеждена, что Латвия также сможет установить прекрасные отношения со своим восточным соседом. Мы желаем России всего доброго и надеемся, что ее народ продолжит движение по пути к демократии и процветанию, точно также как это делаем мы уже в течение нескольких лет.

Сергей Данилочкин: Это – мнение Вайры Вике-Фрейберги. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе разделяет оптимизм латвийской коллеги. Он считает, что вступление в Североатлантический Союз новых членов не угрожает безопасности России. И при этом высоко оценивает стремление России сотрудничать с НАТО.

Президенты Латвии и Грузии, выступая в штаб-квартире РСЕ-РС, отмечали, что Североатлантический Союз базируется на том, что участвующие в нем страны разделяют единые демократические ценности и идеалы гуманизма. По их мнению, с течением времени эти ценности и идеалы принимают глобальный характер.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "В Мире"
  • Последние новости на тему "СНГ"
  • Последние новости на тему "Международные отношения"


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены