Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
25.4.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Темы дня
[08-12-04]

Трудовые отношения и профсоюзы в России

Программу ведет Сергей Соловьев. Гость программы - Тамара Лукичева, председатель профсоюза "Торговое Единство".

Сергей Соловьев: В гостях у нас Тамара Лукичева, председатель Свердловского обкома профсоюза "Торговое Единство". Этот профессиональный союз объединяет работников торговли, общественного питания и потребкооперации. Тема нашего разговора сегодня - взаимоотношения между наемным работником и его работодателем, участие профессиональных союзов в этих взаимоотношениях.

Тамара Алексеевна, торговля и общественное питание занимают, как я понимаю, значительную, если не сказать, основную долю в малом и среднем бизнесе в нашей области. Как, с вашей точки зрения, исполняется закон? Как вы оцениваете трудовые отношения в этой отрасли?

Тамара Лукичева: Вы знаете, исполнение закона трудового законодательства, Трудового кодекса России оно оставляет желать лучшего. Дело в том, что должны работать механизмы взаимодействия работодателя, власти и наемных работников. Вообще-то, оно должно быть на двух уровнях. Если проще объяснить, то это выглядит так. Соглашения должны быть на уровне России, субъекта Федерации, муниципалитета, соглашения отраслевые, тарифные по каждой отрасли, которые регулируют уровень оплаты труда. То есть работодатель, кто занимается любым видом бизнеса, не может платить наемному работнику заработную плату меньше определенно установленного договоренного этим соглашением размера.

Есть второй уровень взаимоотношений, это, когда конкретно на каждом предприятии торговом, не торговом, где угодно, существует коллективный договор, существует соглашение у индивидуального предпринимателя, в котором конкретно указываются и расписываются правила взаимоотношения работодателя с наемным работником. Повторяются некоторые положения кодекса, добавляются какие-то особые совершенно условия, которые присущи этому предпринимателю на этом предприятии. И этот документ является нормативным актом, которым руководствуются при взаимоотношениях.

Дело том, что трудовые отношения медленно строятся. Почему? Потому что трудовое законодательство наше на 100 процентов несовершенное. Права профсоюзов умаляются, от этого профсоюзы слабы. Если власти задумаются, то слабо и государство наше сейчас. Сила любой государственной власти, муниципальной именно в налаживании социального партнерства, в формировании его, затем это социальное партнерство пускается на второй уровень - уровень взаимоотношений работодателя и наемного работника. Коллективные договоры должны быть обязательно. Очень хорошо, когда стороной в коллективном договоре выступает профсоюз, потому что практически только он может по-настоящему отражать не какой-то иной орган, а интересы наемных работников, поскольку независим от работодателя и существует на деньги членов профсоюза.

Сергей Соловьев: Тамара Алексеевна у нас есть звонок от нашего слушателя. Давайте его послушаем. Здравствуйте.

Слушатель: Кузнецов Валентин Николаевич, правозащитник из Омска. Я эту проблему знаю не понаслышке и не совсем согласен с представителем профсоюза, так как уже два года сужусь. Меня исключили за то, что я создал и вступил в другой профсоюз.

Во всех профсоюзах имеется статья, которая запрещает работнику быть членом другого профсоюза, хотя это противоречит и Конституции, и Законам о профсоюзах и общественных организациях. Работодатель подбирает в руководство профсоюза своих людей, и они уже защищают свои номенклатурные интересы. И если кто-то из работников попытается переломить вот эту номенклатурную позицию, то они его исключают, в связи с тем, что есть такие дискриминационные нормы.

Да, профсоюз - единственная организация, которая имеет возможность защищать права работающего. Однако вот руководство этих профсоюзов не выполняет своих функций и не отстаивает, так как положено, интересы работников. Они в основном отстаивают свои интересы. И вот пока не будут изменены в уставах вот такие дискриминационные пункты, я считаю, что у нас профсоюзы не будут выполнять свои функции.

Тамара Лукичева: Я считаю, что вопрос совершенно правомерный. Он совершенно грамотно задан. Мне хочется ответить вот что. В Уставе российского профсоюза "Торговое Единство" уже давно существует такая возможность - двойное членство. Человек свободен. На взгляд нашего российского профсоюза "Торговое Единство", человек может быть в профсоюзе и другом, это двойное членство. Мы договариваемся об уплате профвзносах, это право. За это наш профсоюз из своих рядов не исключает людей, которые пользуются своим законным правом.

Сергей Соловьев: Вот такой еще вопрос. Он вытекает из тезиса, который Валентин Николаевич попытался оспорить. Любые отношения предполагают, как минимум, две стороны. Если наемный работник в этих отношениях страдает от своего работодателя, так уж очевидна выгода, которую преследует хозяин этого предприятия?

Тамара Лукичева: Не соблюдать законодательство, а конкретно трудовое законодательство очень жестко, много нарушений. Нарушения существовали и при социализме. Но сейчас они особую остроту приняли. На первом месте это как раз теневая заработная плата. Иные нарушения законодательства, вообще, честно говоря, не выгодны всем сторонам - работодателю не выгодны, не выгодны наемному работнику, и не выгодны власти, которая сейчас столкнулась с проблемой теневой заработной платы. Существует по 2-3 ведомости, у нас изобретательный работодатель, он грамотен, пытается минимизировать налогообложение, сократить расходы, на фонде оплаты труда экономит. Упрекнуть его в этом трудно.

Знаете почему я бы не стала хаять наших работодателей так огульно всех? Они, в основном, заботятся о выживаемости своей. Если сейчас соблюдать Трудовой кодекс на 100 процентов, то причина всех этих нарушений - экономическая. Мы же живем в рынке. Пока выгодно нарушать трудовое законодательство, это оборачивается определенной пользой, хотя работодатели постепенно поворачиваются к кодексу лицом и строят взаимоотношения по закону. Такие попытки я могу вам как бы озвучить. Вот у нас фирма "Пятерочка". Совсем недавно по их инициативе мы создали профсоюз. Фактически председатель профкома сейчас работает над проблемами, которые имеются с нарушением трудового законодательства. Строятся взаимоотношения с торговой сетью "Купец". Мне кажется, все работодатели, которые грамотные, они все равно будут выстраивать взаимоотношения законные. Над этим надо работать, нужно честно защищать интересы наемных работников профсоюзам, власти заботиться о том, чтобы все-таки бизнес был социально ответственным, соблюдал закон относительно граждан, которые эту власть выбирают на всех уровнях, чтобы был порядок, который должен быть в нормальном сильном хорошем государстве. Это наша задача.

Сергей Соловьев: У нас есть звонок. Здравствуйте.

Слушатель: Александр Васильевич из Екатеринбурга. Труд – это товар на рынке труда. Право предпринимателя покупать его у того продавца (работника), который более квалифицирован, честен и продает дешевле. Нужно ликвидировать уравниловку по оплате в коллективе, так как предприниматель не имеет права передавать плоды труда, то есть часть зарплаты, от честно работающего к плохо работающему. Уравниловку надо ликвидировать, так как она ведет к минимальной производительности труда, что мы ранее и получали.

Сергей Соловьев: Спасибо, Александр Васильевич. Тамара Алексеевна, в среде предпринимателей результаты социологических опросов определяют два типа законопослушных руководителей. Первый тип считает, что их долг перед обществом ограничивается созданием рабочих мест и аккуратной платой налогов. Чаще всего в этой группе как раз представлены представители малого и среднего бизнеса. Насколько эта позиция, с вашей точки зрения, приемлема для общества?

Тамара Лукичева: Можно даже расширить как бы понятие таких предпринимателей, потому что они очень часто при беседах, встречах говорят, что есть еще и третий параметр, что «мы оказываем социальную поддержку власти - муниципальной и федеральной – в виде благотворительности». Так вот такое представление законопослушного предпринимателя неверно, на мой взгляд, потому что законопослушность предполагает участие этого предпринимателя в подписании соглашения трехстороннего отраслевого тарифного, который прописывается законодательством, а затем у себя допускать образование профсоюза и иметь коллективный договор, которые регулирует эти взаимоотношения. Безусловно, это хорошее качество, которое предприниматель считает, но, тем не менее, я считаю, что такое представление должно быть шире. Нужно участвовать предпринимателю в этих отношениях.

Сергей Соловьев: Вы считаете, что в этом случае отношения между работником и работодателем будут достаточно цивилизованными? Или все равно будет некое противоречие, которое будет требовать участия какой-то третьей стороны?

Насколько я помню, в новой редакции Кодекса Закона о труде роль профсоюзов в защите прав трудящихся оказалась просто какой-то настолько неопределенной, что большинство предпринимателей, по сути дела, могут эти профсоюзы не замечать. Почему это могло случиться и как?

Тамара Лукичева: Согласна с вами. Как я уже сказала ранее, социальное партнерство на уровне муниципального образования субъекта Федерации предусматривает обязательное участие профсоюзов. Это прописано в законе. Но, к сожалению, не смогли профсоюзы в кодексе отстоять при его принятии очень важную вещь, что стороной в коллективном договоре является только профсоюз. Но этот вопрос, в общем-то, очень сложный. На 100 процентов я, как юрист, не могу представить, что только профсоюз будет стороной при коллективном договоре, поскольку мы все-таки демократическое общество строим. Вправе люди выбирать сами профсоюз у них будет или иной орган.

Отсутствие профсоюза как участника коллективного договора через какой-то иной орган, более четкое законодательство как в западных странах, необходимость в этом есть. Права профсоюза на этом этапе были ущемлены очень серьезно. Поэтому трудно работать. Часто не имеешь тех мотивационных моментов, государственном не отпущены нам мотивационные моменты, которые бы подталкивали к сближению и созданию подлинного социального партнерства работодателя, власть, профсоюз. А от этого зависит в большей степени благополучие государства. Взаимоотношения, которые прописаны в социальном партнерстве – это основа, сила государства. И чем они раньше сформируются, чем раньше власть профсоюзам даст часть полномочий, вызывающих уважение бизнеса, тем результативнее будет социальное партнерство, тем лучше будет наемному работнику работать, он будет защищен в своих трудовых правах, которые ему гарантировало государство, но, к сожалению, не обеспечило.

Сергей Соловьев: Мы говорили, что первая группа работодателей считает, что их долг перед обществом ограничивается созданием новых рабочих мест и аккуратной платы налогов. А вот вторая группа, это, как правило, руководители крупных и достаточно устойчиво работающих предприятий, а в Свердловской области это, как правило, предприятия градообразующие, они видит для себя возможным участие в городских программах, которые не под силу небольшим муниципальным бюджетам. Как правило, на таких предприятиях работники чувствуют себя достаточно защищенными. С точки зрения рынка рабочей силы, вы можете оценить какие изменения можно представить, если на чашке весов перед работником оказываются незаконные выплаты в конвертах, с одной стороны, а, с другой стороны, законный комплекс социальных гарантий?

Тамара Лукичева: Я не знаю, что вы имеете в виду, называя «социальные гарантии». Очень часто видно, когда нанимают людей, объявление о работе – такая-то зарплата плюс соцпакет.

Сергей Соловьев: Я не знаю такого юридического термина.

Тамара Лукичева: Да. Такого термина не существует. Мне кажется, что изобретать работодателю какие-то свои правила взаимоотношений с наемным работником некорректно, потому что государство оставило эти полномочия за собой, написало Трудовой кодекс, приняло его, какой бы он ни был, но нужно его соблюдать, соответственно, жить по этим правилам, а не выдумывать какие-то свои правила, собственные на своем предприятии.

Сергей Соловьев: Тамара Алексеевна, давайте вернемся к вашей профсоюзной организации. Сколько у вас сейчас рядовых членов?

Тамара Лукичева: У нас 17,5 тысяч членов профсоюза в Свердловской области. Наш Российский профсоюз насчитывает около миллиона, численность профсоюзов, практически работающих в нашей отрасли – в торговле, около 20 миллионов. Поэтому у нас есть задачи и проблемы, которые мы решаем, по увеличению численности своих рядов, по совершенствованию своей работы, по формированию тех социально-трудовых отношений, которые, в общем-то, должны быть в нашем государстве.

Сергей Соловьев: Скажите, есть какие-то примеры таких вполне лояльных и взаимовыгодных отношений «Торгового Единства» с какими-то работодателями в Свердловской области?

Тамара Лукичева: Да, мне бы очень хотелось обратить внимание на то, что присутствие профсоюза абсолютно не вредит бизнесу, оно полезно власти, потому что интересы вот этих сторон они взаимосвязаны, крепко переплетены. И одно то, что без участия труда капитал сам по себе не заработает, говорит о том, что все-таки, если, грамотно выстроив трудовые отношения, на одну цель направить достижения прибыли, а из этой прибыли через коллективный договор направить на проблемы наемных работников, это даст очень хороший экономический результат. Я считаю, что со временем, совершенствую кодекс, профсоюзы, отстаивая свои права на всех уровнях, сможет взаимодействовать так, как положено это в государстве.

Сергей Соловьев: Тамара Алексеевна, скажите, можно ли распространить опыт такого сотрудничества законодательно?

Тамара Лукичева: Законодательная инициатива – вещь хорошая. Дело в том, что все законы, которые сейчас есть, я предпочитаю ими пользоваться сейчас, потому что какие бы они ни были, их бессмысленно ругать, их бессмысленно обсуждать. Они достаточно медленно принимаются, такого уровня законы. Федеральный закон и областной закон не просто принять. У нас есть резерв профсоюзов все-таки, чтобы постепенно налаживать социальное партнерство первого уровня, о котором я говорила, и затем переносить договоренности с первого уровня социального партнерства соглашений трехсторонних отраслевых на конкретные коллективные договоры на каждом конкретном предприятии. Для этого нужно понимание власти, а оно в Свердловской области есть. Постановление правительства области нашей Свердловской нацеливает на развитие коллективных договорных отношений, социального партнерства в муниципальных образованиях. Сейчас идет трехстороннее соглашение формирования, обсуждение в прессе городского екатеринбургского отраслевого, трехстороннего соглашения в сфере потребительского рынка. Чиновники прекрасно понимают роль таких соглашений в развитии нашей отрасли, потребительского рынка в области.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены