Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
27.7.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Темы дня
[11-10-05]

Ходорковского и Лебедева этапировали в неизвестном направлении

Арслан Саидов: Где станут отбывать наказание Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, по-прежнему, неизвестно. Вчера их этапировали из следственного изолятора "Матросская тишина", но место назначения не сообщили. Выдвигается несколько версий, вплоть до Ямало-Ненецкого автономного округа и Читы. Адвокаты заявляют о недопустимости этапирования Ходорковского в места столь отдаленные. По закону он должен быть отправлен в колонию, расположенную недалеко от Москвы. Вот что сообщил моей коллеге Марьяна Торочешниковой руководитель правового отдела фонда "Общественный вердикт" Павел Чиков.

Павел Чиков: Есть такое правило, такое требование инструкции, что осужденные отбывают наказание преимущественно по его основному месту жительства, то есть в том же субъекте Федерации, где они проживали. Но там есть соответственно исключения.

Марьяна Торочешникова: Тут, например, написано, что в исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности, либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации. Я правильно поняла, что если действительно верна информация о том, что Михаила Ходорковского отправляют в Ямало-Ненецкий автономный округ, Платона Лебедева - в Читинскую область, то значит либо они сами об этом просили (как предусматривают правила), либо таким образом обеспечивают их личную безопасность, либо что-то не так с состоянием здоровья?

Павел Чиков: Верно. Понятное дело, вряд ли они этого захотели, понятное дело, насколько я знаю, проблемы со здоровьем есть у Платона Лебедева. Соответственно, достаточно трудно обосновать направление по этой причине его аж в Читинскую область. Как следствие, стоит предполагать именно вариант, связанный с безопасностью. Понятное дело, что под угрозу безопасности осужденного администрация учреждения может подогнать все, что угодно. Но важен тот момент, что любое решение может быть обжаловано. Адвокаты имеют полное право это решение обжаловать.

Марьяна Торочешникова: Кстати, до сих пор ни адвокаты, ни родственники не знают, куда все-таки отправляют Ходорковского и Лебедева, в какие конкретно колонии. Между тем, статья 75-я Уголовно-Исполнительного кодекса Российской Федерации 2-й пункт гласит, что администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он отправляется для отбывания наказания.

Павел Чиков: Здесь очень интересная ситуация. Эта норма об уведомлении родственника появилась из благих намерений с целью гарантировать дополнительные права и законные интересы осужденных. Но как водится, трактуется она на практики совершенно не так, как предполагалось. Трактуется она буквально. А буквально означает, что там нет сроков, в течение которого необходимо уведомить родственника, в какой момент необходимо уведомить родственника. Соответственно, нет никаких формальных нарушений в действиях администрации в том, что они направят это уведомление после того, как каждый из осужденных будет уже доставлен в колонию по месту пребывания.

Марьяна Торочешникова: Статья 80-я Уголовно-Исполнительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Как это происходит на практике? Действительно ли Михаил Ходорковский и Платон Лебедев попадут в окружение таких же первоходок?

Павел Чиков: Вообще, это правило достаточно жесткое. Оно безусловное, то есть не предполагается никаких изъятий из этого правила. Я, откровенно говоря, полагаю, что подобных нарушений из-за двух человек не будет. Это все-таки дело большого общественного резонанса.

Марьяна Торочешникова: А как это выглядит? Их привозят в колонию. Они пройдут 15-дневный карантин. А потом они будут в каком-то отдельном отряде?

Павел Чиков: Безусловно, все осужденные в одной колонии делятся на различные отряды. Более того, там есть различные локальные зоны, так называемые для тех, кто впервые осужден. Они содержатся в одном отряде. Они проживают отдельно, но при этом на прогулках, на работе, где-то еще они пересекаются и с осужденными из других отрядов.


Марьяна Торочешникова: История с этапированием Михаила Ходорковского и Платона Лебедева из "Матросской тишины" в колонию все больше становится похожа на игру - "угадай, куда сошлют". Только если сначала журналисты применяли метод исключения, публикуя сообщения вроде: "Ходорковский не будет отбывать наказание в Московской области" со ссылкой на заявление представителя соответствующего управления Федеральной службы исполнения наказаний, к полудню информационные агентства распространили утверждение, добытое из некоего источника, близкого к семье осужденных: Ходорковского везут в Ямало-Ненецкий автономный округ, Лебедева - в Читинскую область. Впрочем, там пока ничего не знают. В неизвестности пребывают и родственники заключенных, которым по закону администрация следственного изолятора обязана была сообщить о месте их нахождения. Нам удалось дозвониться до Марины Филипповны, матери Михаила Ходорковского, вот, что она рассказала.

Марина Филипповна: Закон этот не для нас. Приписали нам, что мы знаем, куда их пошлют, а мы, конечно, понятия никакого не имеем. Также сидим и слушаем радио. Адвокаты не знают, мы не знаем.

Марьяна Торочешникова: Михаил Борисович, предполагал, может быть, в разговорах, куда его могут перевести?

Марина Филипповна: Нет. Он считал, что вряд ли его куда-нибудь, скорее всего, оставят тут. Ничего не исключено, могут увести, а потом обратно привести и начать что-то новое. Непредсказуемый вопрос.

Марьяна Торочешникова: Пока адвокаты ничего обжаловать не могут. Они сами не знают, где сейчас их подзащитные. Адвокаты же Платона Лебедева опасаются, что длительное этапирование (ведь по последней информации из Москвы Лебедева везут в Читинскую область) плохо скажется на его и так плачевном состоянии здоровья. Говорит адвокат Елена Липцер.

Елена Липцер: Еще 25 января ПАСЕ в своей резолюции указала властям Российской Федерации о том, что необходимо обеспечить доступ к Платону Лебедеву независимого врача для его обследования. Этого до настоящего времени так и не случилось, хотя защита неоднократно обращалась с ходатайствами в суд и к начальнику учреждения. Именно поэтому этот вопрос еще раз стал предметом обсуждения в ПАСЕ 6 октября. Еще раз рекомендовали Российской Федерации все-таки обеспечить медицинское обследование Лебедева. А состояние здоровья у него, естественно, плохое. Лучше оно не становится. Оно стало еще хуже после помещения его в карцер. По мнению защиты, конечно, необходимо обследование врачом. Вообще, этапирование - это очень тяжелый процесс для заключенных. Естественно, те люди, которые страдают какими-либо заболеваниями, они чувствуют себя хуже, чем остальные, скажем так. Конечно, может ухудшиться состояние здоровья.

Марьяна Торочешникова: О том, как происходит перемещение к месту исполнения наказания рассказал адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт.

Юрий Шмидт: Обычно всех заключенных отправляют по этапу в специальных вагонах. Этап может идти не прямым путем к назначенной колонии, а чуть ли не через экватор, потому как много людей сразу этапируются в разные места.

Марьяна Торочешникова: Впрочем, Юрий Шмидт, сообщил также, что колония (где бы она ни была) все же лучшая альтернатива следственному изолятору.

Юрий Шмидт: Естественно, в колонии легче. Там значительно больше свободы. Там есть хотя бы свобода передвижения по территории, то есть человек не сидит в 20-30 квадратных метрах, где известное количество шагов от двери до окна, а человек хотя бы может находиться большее время на открытом воздухе. В колонии общего режима ему положено 4 продолжительных свидания, когда может приехать жена на несколько дней с ночевкой, с готовкой в специальном помещении. 6 свиданий продолжительностью по 4 часа в течение года. Попробуйте сравнить это с тем, что в "Матросской тишине", где он два раза в месяц по 40 минут через стекло по телефону может поговорить со своими родными. Естественно, следственный изолятор приравнивается к тюрьме. Условия содержания несравнимы.

Марьяна Торочешникова: Рассказал адвокат Юрий Шмидт. Первые 15 дней по прибытии в колонию Михаил Ходорковский и Платон Лебедев проведут в "карантине", за это время их ознакомят с правилами внутреннего распорядка, расскажут о том, какие права у них остались и какие обязанности появились. После чего Ходорковский и Лебедев будут отправлены в отряды для "первоходок", каждый в своей колонии.

Между тем, недавно представители Генеральной прокуратуры сообщили о том, что в ближайшее время Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву будут предъявлены новые обвинения. Так что не исключено, что в скором времени их вновь вернут в "Матросскую тишину" для участия в судебном процессе по делу о легализации незаконно нажитых средств.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены