Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
29.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Темы дня
[03-10-05]

В Донском монастыре готовятся принять прах генерала Антона Деникина

Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Кристина Горелик и Татьяна Вольтская.

Дмитрий Морозов: В Донском монастыре готовятся принять прах генерала Антона Деникина, лидера Белого движения, главнокомандующего Вооруженными силами Юга России.

Кристина Горелик: Перезахоронение праха Деникина, как надеются российские власти, будет способствовать национальному примирению и согласию в обществе. Но не станет ли это перезахоронение использовано сторонниками монархизма в России? Такие опасения высказал Леонид Кацва, учитель истории московской гимназии на Юго-Западе.

Леонид Кацва: Нынешний монархизм мне представляется в России совершенно искусственным, театрально-балаганным. Если даже говорить о позиции самой семьи Романовых, то, по-моему, достойнее не позиция потомков Владимира Кирилловича, а позиция других членов Дома Романовых, которые говорят о том, что о восстановлении монархии в России речи быть не может. Но с другой стороны, ведь дочь Деникина об этом и не ставит вопрос, она просто хочет, чтобы отец лежал в родной земле.

Кристина Горелик: Что касается заявлений о росте социальной напряженности в связи с перезахоронением праха генерала Деникина, то тут Леонид Кацва не видит причин для опасения.

Леонид Кацва: Сегодня тема Гражданской войны для общества уже не является такой драматической. Вряд ли такое решение может вызвать серьезное возмущение в обществе. Вряд ли найдутся силы, которые будут принципиально возражать против перезахоронения в России праха Деникина. Тем более что из участников Гражданской войны, кстати сказать, с обеих сторон Деникин был как минимум не худшим. Другое дело, что мне вообще кажется идея вот такого перезахоронения в какой-то степени искусственной. Все-таки что-то тут есть языческое. Может быть, памятник стоило поставить. Памятник генералу Андрею Власову, во всяком случае, сегодня невозможен, мне так кажется, я был бы ошеломлен, если бы такой памятник в России появился. Но это другая война, это гораздо ближе к нам. То, что сделали на "Соколе" - это, мягко говоря, шаг непродуманный. На "Соколе" поставили памятник людям, которые виновны в соучастии в нацистских преступлениях. Перезахоронение праха Деникина - это совсем другое дело.

Кристина Горелик: Среди вождей Белого движения и казачьих атаманов, увековеченных в Мемориале национального примирения и согласия на "Соколе" в Москве, числятся казаки 15-го кавалерийского корпуса, входившего в состав вермахта, а позже в состав СС. Упомянуты на памятнике и казненные как военные преступники казачий атаман Краснов, деникинские атаманы Доманов, Султан Клыч-Гирей и Шкуро, служившие немцам, в отличие от самого Антона Деникина, который отказался сотрудничать с нацистами. Вряд ли даже его враги могли бы причислить Деникина к коллаборационистам, а о его настоящем, не показушном патриотизме будут вспоминать теперь уже на могиле в Донском монастыре в Москве.

Дмитрий Морозов: Перезахоронение праха Деникина в Москве, как и сама его личность, по-разному воспринимаются в сегодняшней России. Вот точка зрения петербургского историка, ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа Юлии Кантор.

Юлия Кантор: Кладбище - не место для политических дискуссий. А свежая могила - не повод для исторических нотаций. И вообще, о покойниках - либо хорошо, либо ничего. Потому в день перезахоронения останков генерала Деникина имеет смысл поговорить о живых, тех, кто почему-то считает, что перенос праха из одной могилы в другую способен восстановить историческую справедливость. На самом же деле это до боли знакомое стремление подкорректировать, переписать, перекопать, наконец, историю, распорядившуюся именно так, а не иначе.

Генералу Антону Ивановичу Деникину, возглавившему знаменитый ледовый поход добровольческой армии и написавшему не менее знаменитые "Очерки русской смуты", суждено было быть похороненным на чужбине - такова истинная и безусловно трагическая история, история России и ее граждан. И сам Деникин был одним из главных участников и, если угодно, одним из самых главных ваятелей этой самой трагедии. Смешно и грустно наблюдать, как околоисторическая интеллигенция и так называемая политическая элита покрывают образ белого генерала сусальным золотом и обливают елеем: кристальной души человек, гуманист и даже демократ. Все это ох как похоже на время советское, где того же Деникина с не меньшим рвением поливали липкой грязью, называя палачом российской свободы. Знак поменялся - модуль и задор остались.

Репрессивная политика, проводимая Деникиным, была характерной для белых военных диктаторов и мало чем отличалась, если отличалась вовсе, от карательной политики красных. Грабежи, погромы, устроенные добровольческой армией, приводили к тому, что "даже совершенно не сочувствующие коммуне люди все же ждут большевиков как меньшее зло", - честно доносило Деникина осведомительное агентство его армии. Да и сам Деникин много лет спустя не отрицал того, то его армия применяла тотальное насилие, грабежи и погромы. Признал и не осуждал: так белые помогали красным.

Генерал Деникин, как утверждают, хотел быть похороненным на родине, освобожденной от большевизма. Охотно верится, желание быть похороненным в родной земле объяснимо и заслуживает всяческого уважения. Но желал ли генерал, которому было суждено умереть на чужбине, чтобы его прах потревожили полвека спустя и с квазибольшевистским по градусу рвением перезахоронили вновь? Ответ, как минимум, не очевиден. "Воспринятая через революционных вождей психология толпы, - писал генерал Деникин, - не обнаруживает никакого стремления подняться до более высоких норм". Происходящее сегодня на Донском кладбище Москвы не выше толпы...

Дмитрий Морозов: Прах Антона Деникина был в минувшие выходные перевезен в Москву из Соединенных Штатов, где в эмиграции умер генерал. Однако известно, что Деникин хотел, чтобы его похоронили на родине. Генерал завещал перевезти гроб со своим прахом в Россию, когда там падет коммунистический режим. Решение о перезахоронении было принято месяц назад. Дочь генерала, Мария Антоновна Деникина, рассказала о том, что дала российским властям разрешение.

Мария Деникина: Я дала свое разрешение на это перезахоронение после разговора с Путиным, личного разговора в Париже. Когда он мне сказал, что генерал Деникин должен быть похоронен в Москве, а не на чужбине, я тогда согласилась. Я, конечно, рада, потому что я думаю, что он всегда мечтал почивать в русской земле.

Дмитрий Морозов: Моя коллега Татьяна Вольтская попросила прокомментировать нынешние события в Москве известного петербургского историка Игоря Иванова.

Татьяна Вольтская: Я хочу, Игорь Борисович, прежде всего спросить у вас - кто такой Антон Деникин, какую роль он сыграл в русской истории?

Игорь Иванов: Я думаю, что большинство слушателей прекрасно знают, кто такой Антон Иванович Деникин. Это один из лидеров белого движения, главнокомандующий Вооруженными силами Юга России. Иван Александрович Ильин, прах которого сегодня тоже перезахоранивают в Москве, это крупнейший русский философ и идеолог русского белого движения. Печально мне, конечно, слушать выступление Марии Антоновны Деникиной, обманутой чекистами сегодня, но такова жизнь, ничего здесь не поделаешь.

Татьяна Вольтская: А как вы вообще относитесь к этой акции, зачем это понадобилось делать именно сейчас? В принципе, такие перезахоронения известных деятелей русской истории и культуры уже проходили раньше. Почему именно сейчас понадобилось перезахоронить Деникина?

Игорь Иванов: А зачем все эти перезахоронения нынешняя власть делает? Я могу бесконечно критиковать предыдущий режим Бориса Николаевича Ельцина, и было за что, но при всех его ошибках и недостатках это был достаточно бесхитростный режим по внешней и по внутренней политике. Иное дело - чекисты, которые сегодня стоят у власти в Российской Федерации. Давайте говорить прямо, у власти в России сейчас стоит КГБ, то есть это люди, профессией которых является фальсификация, мистификация, воровство секретов, например, или обман противника. И нынешнее перезахоронение Антона Ивановича Деникина и профессора Ильина как раз в русле этой мистификации и обмана и протекает.

Зачем нужно перетаскивать сейчас гробы в Российскую Федерацию лидеров белого движения? Ну, здесь несколько причин. Я бы назвал две основных. Во-первых, белая идея, идеологом которой был Ильин, и вождем военным которой был Деникин, одним из вождей, необыкновенно актуальна в сегодняшней политической ситуации. И режим, конечно, сегодняшний прекрасно дает себе в этом отчет. Белая идея страшна для Путина, она страшна для режима наследников ленинской банды, это понятно. Поэтому желание поскорее похоронить эту идею вместе с костями ее лидеров - это одно из важнейших желаний этого режима, конечно, сегодня.

И конечно, есть еще другая причина. Что такое сегодняшняя Российская Федерация? Это прямой юридический наследник СССР и Коммунистической партии, юридический наследник. И в этой стране не осуждены преступления большевизма, не запрещена деятельность коммунистической партии. Более того, они поощряются, они прикрываются сегодняшними властями. Но на своем бандитском прошлом КГБ далеко не уедет, и они это прекрасно понимают. Значит, это бандитское прошлое надо как-то приукрасить. А как его приукрасить? Другого-то у них нет, они - наследники "железного Феликса", Владимира Ильича Ленина и палача Сталина. Для того чтобы его приукрасить, нужно что-то украсть у исторической России. А это сейчас сделать очень легко - взять и перевезти несколько гробов из-за границы. И устроить спектакль, политическое шоу. Вот это одна из основных причин того, что сегодня происходит в Москве.

Татьяна Вольтская: Игорь Борисович, когда говорят об этом перезахоронении, очень часто звучат такие слова, что это будет знаком окончательного примирения двух сторон - красных и белых, революции и контрреволюции. О каком примирении в наше время может идти речь?

Игорь Иванов: Вот эти все разговоры о примирении мы слышим уже давно. Давайте говорить честно и откровенно, кто и с кем сегодня примиряется. И насколько сегодня удалось эта самая политическая мистификация Путина. Давайте скажем сразу: она наполовину уже провалена. Потому что первоначальной идеей было похоронить в Москве прах Деникина и генерала Врангеля. Дочь Деникина, к сожалению, дала согласие, это на ее совести, а потомки генерала Врангеля категорически отказались дать согласие чекистам на перезахоронение своего отца. В частности сын, Алексей Петрович, выступил вовремя с заявлением, честно объявив о том, что Россия, за которую боролся Врангель, еще не существует, что преступления КПСС и КГБ еще не осуждены в Российской Федерации, и что тот режим, который ныне существует, это совсем не тот идеал, за который боролись белые, а как раз наоборот.

Татьяна Вольтская: То есть вы имеете в виду, что Деникин завещал себя похоронить в России, если она будет не коммунистическая, а вы считаете, что она еще не освободилась от коммунизма, поэтому это не его воля.

Игорь Иванов: Конечно, это нарушение его воли. Кстати говоря, родина Деникина - это Варшавская губерния, а не Москва. Конечно, рано еще. И поэтому многие белые организации - я, в частности, представляю Русский Общевоинский союз, старейшую белую организацию, - выступили и дали соответствующую оценку сегодняшней этой вот политической мистификации.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены