Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
6.11.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Темы дня
[17-08-05]

Взаимоотношения церкви и литературы

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына и журналист Алексей Букалов.

Кирилл Кобрин: Сегодня речь пойдет о сегодняшних взаимоотношениях церкви и литературы, точнее - христианской церкви и популярной, коммерческой литературы. Эти отношения, особенно на фоне таких драматических историй как фетва, объявленная британскому писателю Салману Рушди иранскими айтоллами, кажутся вполне мирными, однако это не совсем так. Нынешний Папа Римский Бенедикт XVI резко отозвался о популярнейших романах о Гарри Поттере, а другой бестселлер «Код да Винчи» Дэна Брауна вызвал у католической церкви не только возмущение, но и ответную реакцию. Скандал разгорелся сейчас в Великобритании, где происходят съемки фильма по книге Брауна. У микрофона наш корреспондент в Лондоне Наталья Голицына.

Наталья Голицына: Американский режиссер Рон Хауард, как это и описано в романе Дэна Брауна, хотел снять часть фильма в Вестминстерском аббатстве, однако ему было отказано в разрешении на съемки под тем предлогом, что роман «Код да Винчи» обвиняет церковь в преступной лжи, в том, что она якобы скрывает подлинные подробности жизни Иисуса Христа. Как известно, по версии Дэна Брауна Христос был женат на Марии Магдалине и у них был ребенок. Настоятель Вестминстерского аббатства в Лондоне (главного храма англиканской церкви) отверг просьбу съемочной группы, несмотря на предложенную в качестве пожертвования очень значительную сумму.

Настоятель Линкольновского собора в графстве Линкольншир преподобный Алек Найт оказался не столь разборчив и не устоял против предложенной суммы в сто тысяч фунтов (180 тысяч долларов) за пять дней съемок. Главную роль в фильме играет Том Хэнкс. Перед началом съемок престарелая монахиня Мэри Майкл в течение 12 часов молилась коленопреклонённой у стен Линкольновского собора в знак протеста против съемок еретического, по ее мнению, фильма. Американская съемочная группа и Том Хэнкс в том числе были свидетелями этого протеста. Надо сказать, что авторам фильма удалось склонить к сотрудничеству настоятелей еще двух британских храмов - Винчестерского собора и Росслинской часовни, находящейся неподалеку от Эдинбурга. Им были пожертвованы не менее значительные суммы. Соблазнившиеся немалой дотацией настоятели соборов объясняют свое согласие на съемки тем, что «Код да Винчи» - художественное произведение, то есть по сути дела авторский вымысел, не имеющий отношения к реальной действительности.

Несмотря на негативное отношение к роману Брауна литературной критики и историков, он был удостоен в Англии литературной премии за 2005 год и провозглашен «Книгой года». Впрочем, в этой категории литературных премий решающее значение имеет не художественное качество книги, а ее популярность. Как известно, «Код да Винчи» разошелся во всем мире в количестве 17-ти миллионов экземпляров.

Кирилл Кобрин: О взаимоотношениях популярной литературы и Ватикана я побеседовал с римским журналистом Алексеем Букаловым.

В чем причина такого, мягко говоря, подозрительного отношения Католической церкви к популярным книгам последнего времени - "Гарри Поттер" и "Код Да Винчи".

Алексей Букалов: Думаю, что в отсутствии специальных запретных списков книг, которые существовали в Римской католической церкви многие века. Тем не менее, нужно как-то влиять на настроения и на отношение паствы, поэтому особенно заметные литературные явления вызывают соответствующие оценки. Правда, другое дело, что эти оценки, прямо скажем, расходятся с большинством читателей. В частности, из упомянутых вами книг реакция на "Гарри Поттера" была совершенно неожиданной, потому что очень много говорилось еще во время Иоанна Павла Второго причем не только католическими священниками, но слышал такие высказывания из уст православных священников, что книги эти безобидные, что они учат отличать добро и зло.

И вдруг такая резкая оценка, которая принадлежит не кому бы то ни было, а самому Папе Римскому Бенедикту XVI. Правда, она сделана еще, когда он был кардиналом в частном письме к немецкой писательнице. Он отметил тогда, что эти книги содержат скрытые совращения, которые действуют подсознательно, а потому существенно смещает христианские ориентиры в молодых душах. Больше того, в одном из последующих писем он, правда, еще будучи кардиналом, дал разрешение опубликовать это его мнение.

Что касается Дэна Брауна, то здесь, по моим предположениям, главной причиной неприятия этих книг, я думаю, являются все-таки не легендарные рассуждения о Марии-Магдалине, о скрытом сыне Христа, что само по себе является богохульством, с точки зрения современных священников, но речь идет об очень серьезных нападках Дэна Брауна на "Опус Деи". Тут не шутят, потому что в авторском предисловии к роману "Код да Винчи" Браун просто объявил "Опус Деи" главной мишенью своего повествования. Должен сказать, что последнее время Иоанн Павел II, а сейчас и Бенедикт XVI окружают себя представителями этого ордена. Практически "Опус Деи" является сейчас самой влиятельной организацией внутри Римско-католической церкви.

Кирилл Кобрин: Давайте продолжим литературную тему. Почему "Гарри Поттер" и "Код да Винчи", а не, скажем, "Власетин колец" Толкиена, где тоже волшебство, отсутствует фигура Спасителя, и мир как бы нехристианский изображен, или "Фауст" Гете?

Алексей Букалов: По поводу "Фауста" Гете Католическая церковь уже давно все сказала. Диалог между Гете после его смерти и христианством продолжается до сих пор. Что касается "Властелина колец", то, я думаю, что какого-то рода высказывания, конечно, были. Просто они не остались на памяти общественного мнения, потому что они были сделаны не на соль высоком уровне.

Кирилл Кобрин: Есть ли в Ватикане какой-либо орган, который ведает литературной цензурой?

Алексей Букалов: Формально нет, хотя эта конгрегация защиты веры уже не составляет индексов запретных книг, но, я думаю, что она составляет какого-то рода закрытые рекомендации, которые доводятся до сведения священников. Просто раньше попасть в индекс - это значит оказаться преступником. Такого сейчас не происходит, но, тем не менее, всевозможные разъяснения и рекомендации делаются.

В том, что касается Дэна Брауна, то они используют для этого свои собственные издательства. В одном из римских издательств, близкое к католическим кругам, опубликован так называемый критический путеводитель по роману. А крупная епархия проводит разъяснительные собеседования с верующими. Другую книгу, насколько я знаю, в этом же духе подготовил директор Ватиканского центра новых религий.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены