Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
25.4.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Темы дня
[13-07-05]

Местонахождение и судьба заключенных Льгова, нанесших себе увечья, неизвестны

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Лиля Пальвелева и Александр Добин.

Кирилл Кобрин: В конце июня в колонии города Льгов несколько сотен заключенных в знак протеста против жестокого обращения нанесли себе увечья. Сейчас часть из них вывезена за пределы исправительного учреждения. Правозащитники заявляют, что местонахождение и судьба этих людей неизвестны.

Лиля Пальвелева: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин заявил во вторник, что «ситуация в льговской колонии в основном нормализовалась». У курских адвокатов Елены Коробейниковой и Бориса Заксенберга иные сведения. Они посетили четырех заключенных, содержащихся сейчас в следственном изоляторе города Льгова, и те сообщили: медицинская помощь нанесшим себе увечья до сих пор не оказывается! В знак протеста Виталий Князев недавно вторично поранил себя - порезал живот и руки, а инвалид второй группы Алексей Шатунов объявил голодовку. При этом, руководитель Федеральной службы исполнения наказаний Курской области Иван Пылев угрожает заключенным изолятора, настаивая на отзыве показаний против сотрудников колонии, обвиняемых в жестоких побоях.

«Ситуация там чудовищная! Я никогда такого в своей жизни не встречала», - говорит московский адвокат Елена Липцер.

Елена Липцер: Это исключительная была акция протеста, совершенно беспрецедентная. Ранее таких акций не было, чтобы такое большое количество заключенных нанесли себе телесные повреждения с целью привлечения внимания, в общем-то, общественности к той проблеме, которая у них возникла в этой колонии. Заключенные подвергались издевательствам со стороны администрации колонии. Такое поведение администрации любой нормальный человек считает недопустимым и нарушающим права заключенных, поскольку они не приговорены к тому, чтобы над ними издевались сотрудники учреждения.

По этому поводу мною была подана жалоба в Европейский суд по правам человека от имени двоих заключенных, с которыми мне удалось встретиться в четверг, когда я посещала город Льгов.

Лиля Пальвелева: А вы с ними встречались на территории колонии?

Елена Липцер: Нет, я с ними встречалась на территории следственного изолятора, поскольку большинство заключенных, которые подали заявления о привлечении к уголовной ответственности начальника колонии и администрации, были вывезены за пределы колонии, и вот в четверг пятеро из них содержались в следственном изоляторе города Льгова. Им было показано постановление о том, что они содержатся в следственном изоляторе в целях их личной безопасности, поскольку они дают показания против администрации колонии, то есть якобы их таким образом охраняют как свидетелей. И встречались мы с ними именно в следственном изоляторе. Куда вывезли остальных заключенных... По мнению этих двоих заключенных, с которыми я общалась, вывезли около 300 человек. Сотрудники ГУИН говорят, что это число составляет 136 заключенных. На сегодняшний момент местоположение большинства из них неизвестно, то есть ни родители их не могут найти, ни адвокаты, которые пытаются с ними встретиться в следственном изоляторе.

Лиля Пальвелева: И что с ними происходит - неизвестно тоже.

Елена Липцер: Неизвестно. И те, с кем нам удалось встретиться, сказали, что, действительно, они дают сейчас показания в качестве свидетелей против администрации, но постоянно на них оказывается давление сотрудниками УИН, ГУИН и, может быть, каких-то других организаций, потому что они не представляются. Буквально по 10 человек в день им угрожают и заставляют их забрать свои показания обратно, угрожая тем, что в противном случае против них самих будет возбуждено уголовное дело по статье 321-ой Уголовного кодекса "Дезорганизация работы учреждений изоляции от общества".

Вчера была встреча у Эллы Александровны Памфиловой, где присутствовали родители, которые возглавляют родительский комитет в помощь заключенным. Был один освободившийся бывший заключенный, который освободился в пятницу. Были два представителя движения "За права человека" и два адвоката - я и адвокат Михеев, которые были в следственном изоляторе. Нами был поставлен вопрос о том, чтобы сообщили нам сотрудники ГУИН, где же находятся те заключенные, которых оттуда вывезли, для того чтобы с ними можно было установить контакт, чтобы к ним могли прийти адвокаты и их могли найти родственники. То есть самое главное - понять, где они находятся. И немаловажный момент - это то, что им не оказывается надлежащая медицинская помощь, поскольку у них у всех имеются телесные повреждения, и очевидно, что она им необходима.

Лиля Пальвелева: И последний, может быть, самый важный вопрос. Руководство колонии заявляло неоднократно, что все эти события произошли из-за подстрекательства криминальных авторитетов. Как вы относитесь к этой версии?

Елена Липцер: Я считаю, что эта версия просто не выдерживает никакой критики, потому что никакой криминальный авторитет не смог бы подстрекать к тому, чтобы несколько сотен человек нанесли себе увечья. Бывший заключенный Сошников, который присутствовал на встрече у Эллы Александровны Памфиловой, он говорил о том, что ему оставалось до выхода буквально несколько дней - и он, тем не менее, все равно в знак протеста порезал себе вены, и только таким образом и мог протестовать. И он говорит: "Конечно, меня бы заставить это сделать никто не мог".

Лиля Пальвелева: А теперь - материал нашего курского корреспондента Александра Добина.

Александр Добин: В среду 13 июля из Москвы вернулась делегация курского регионального Комитета "За гражданские права", которая накануне встретилась с председателем Комиссии по правам человека при президенте России Эллой Памфиловой, предоставив ей документы о реальном положении дел в льговской колонии. Вот как комментирует нынешнюю ситуацию о ходе расследования координатор регионального комитета "За гражданские права" Игорь Михалевич.

Игорь Михалевич: Я все-таки считаю, что они пытаются любыми путями свести инцидент на нет. Постоянно скрывается вся информация, они говорят о том, что "у нас ранее этого не было". Ну как не было, если к нам конкретно в мае месяце обратился еще один осужденный?

Александр Добин: Официальная информация о ходе расследования областной прокуратурой Курской области не оглашается. Известно только, что неделю назад отправлен в отставку Юрий Пушин, начальник льговской колонии. Двум другим сотрудникам льговской колонии, обвиняемым по статье "Превышение должностных полномочий с применением насилия", - заместителю начальника исправительного учреждения Владиславу Двоеносову и старшему инспектору отдела Виктору Реутову - избрана мера пресечения подписка о невыезде. От более подробных комментариев хода расследования происшествия областная прокуратура отказывается, ссылаясь на тайну следствия.

Вместе с тем, заведены уголовные дела на некоторых заключенных, которых как раз и обвиняют в организации массового членовредительства в льговской колонии. Рассказывает Игорь Михалевич.

Игорь Михалевич: Против четверых человек пытаются возбудить уголовное дело по факту склонения к бунту и так далее. Никто из заключенных не виновен в том, в чем их обвиняют. Ни о каком бунте речь не может идти. Если систематически применять пытки и насилие к любому человеку, если постоянно по больному месту бить, естественно, он не выдержит, начнет что-то делать. Значит, довели. Прежде всего виновата администрация данного учреждения, которая не смогла стабилизировать обстановку.

Александр Добин: Отказывается от общения с журналистами и правозащитниками и другой чиновник, который, по слухам, должен был лишиться своего кресла, - начальник Управления исполнения наказаний по Курской области Виктор Федичев. В пресс-службе прокуратуры Курской области говорят о том, что расследование продлится около трех месяцев. Кто будет наказан в результате больше - заключенные или служащие управления исполнения наказаний - сегодня прокуратура говорить не берется.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены