Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
25.4.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Темы дня
[12-07-05]

Право на необходимую оборону

Алексей Кузнецов: Практика решений российских судов показывает, что крайне редко выносятся оправдательные приговоры в отношении людей, которые были вынуждены убить, защищая свою жизнь.

Почему так слабо работает 37-я статья Уголовного кодекса "Необходимая оборона"? Этим вопросом задались политики и правозащитники на пресс-конференции "Без права на необходимую оборону".

Максим Ярошевский: В России самый низкий процент вынесения судьями оправдательных приговоров, всего 0,4 процента от всех рассматриваемых уголовных дел. В этой статистике отдельное место занимает 37-я статья Уголовного кодекса "Необходимая защита". У всех на памяти дело Александры Иванниковой: девушка, защищаясь, убила ножом насильника. Люблинский суд Москвы приговорил Иванникову к двум годам лишения свободы условно. О сложностях, с которыми столкнулась защита в ходе рассмотрения дела, рассказывает адвокат обвиняемой Алексей Паршин.

Алексей Паршин: Обстоятельства этого дела достаточно очевидные. Необходимая оборона, превышение необходимой обороны, любая оборона в этом деле даже не рассматривалась. Эта версия практически следствием не проверялась. Изначально была вменена статья "Причинение тяжких телесных повреждений, повлекшее смерть по неосторожности", предусматривающая лишение свободы от 5 до 15 лет. Эта статья из разряда особо тяжких. Дело в итоге было переквалифицировано на статью более мягкую, то есть убийство в состоянии аффекта.

Максим Ярошевский: Закон о необходимой защите вполне нормальный, такого мнения придерживается бывший судья Дорогомиловского суда Александр Маликов. Совсем другое дело - профессионализм самих судей.

Александр Маликов: Думать судье, сейчас это не приветствуется. Любой оправдательный приговор, мягкое наказание, переквалификация с более тяжкой статьи на менее тяжкую, прекращение дела - всегда этот случай находится под каким-то подозрением, почему такие мысли у вышестоящих инстанций, что здесь что-то не так.

Максим Ярошевский: Бороться за право защищать свою жизнь законными путями, безусловно, нужно. По мнению политиков и правозащитников, есть два способа. Первый - необходимо вмешательство общества в эти дела: показательное дело Александры Иванниковой. О втором методе рассказывает сопредседатель комиссии по правоохранительным и судебным органам московского отделения партии "Яблоко" Владимир Химаныч.

Владимир Химаныч: Необходимо создать рабочую группу на самом высоком уровне, с участием депутатского корпуса, с участием сотрудников Генпрокуратуры, которая позволила бы разработать четкие критерии действий по 37-й статье, какие-то методические пособия и методические инструкции для правоохранительных органов.

Максим Ярошевский: Итог подводит заместитель председателя московского отделения партии "Яблоко" Андрей Бабушкин.

Андрей Бабушкин: Истина никому не интересна. Состязательность сторон, кто бойчее владеет языком, кто лучше знает законодательство, кто обладает более сильными волевыми и финансовыми способами давления на правосудие - вот, что сегодня на самом деле интересует нашу судебную власть, и это фактически заложено в уголовно-процессуальный закон.

Алексей Кузнецов:О том, как обстоят дела в Турции, рассказывает Елена Солнцева.

Елена Солнцева: Из-за большого количества смертей на улицах Стамбула в результате перестрелок, оружие разрешили носить только турецким военным аскерам. У микрофона юрист, специалист по уголовному праву Айла Лиле.

Айла Лиле: Во времена Османской империи для ношения оружия необходимо было получить специальное разрешение. Подобные правила действуют до сих пор. Нелегальное ношение оружия карается денежным штрафом и тюремным заключением сроком от года до трех лет. Купить пистолет или другое холодное оружие можно в специальных магазинах. Для покупки необходимо разрешение от властей, которое получить очень трудно.

Елена Солнцева: Однако, по данным турецкой прессы, несмотря на запреты, количество оружия на руках у турков одно из самых высоких в мире. По словам газеты "Хюриэт", на руках у населения находится более 5 миллионов пистолетов и ружей. В некоторых районах Центральной Турции пистолет имеет каждый второй житель мужского пола. Одной из причин такого большого количества оружия на руках у граждан называют отсутствие чувства защищенности. Продолжает журналист Эрдан Анур.

Эрдан Анур: Государство не может защитить людей. На юго-востоке страны, в так называемых взрывоопасных районах, курдские сепаратисты ведут настоящие боевых действия. Почти каждый день происходят взрывы. Мирные граждане просто вынуждены покупать оружие в целях самообороны.

Елена Солнцева: Еще одним опасным районом называют черноморское побережье Турции. По некоторым данным, на руках у местного населения находится около 3 миллионов пистолетов и ружей. Продолжает ведущая колонки новостей газеты "Поста" Мелис Арман.

Мелис Арман: Черноморское побережье Турции лидирует во всех полицейских отчетах по количеству уличных перестрелок. Почти каждый житель городов Торабзон или Синод имеет пистолет или ружье. В местных отделениях ресторана "Макдоналдс" можно увидеть следы пуль на стенах, водители устраивают перестрелки на улице чуть ли не ежедневно.

Елена Солнцева: По данным, которые опубликовали в прессе турецкие медики, каждый третий нелегальный владелец огнестрельного оружия страдает хроническим душевным расстройством и легко теряет контроль над собой в нестандартных ситуациях.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены