Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Темы дня
[03-07-04]

Прошел год со времени создания службы контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Передачу ведет Кирилл Кобрин. В передаче принимает участие екатеринбургский корреспондент "Радио Свобода" Евгения Назарец.

Кирилл Кобрин: Региональная - Екатеринбургская - тема этого часа информационной программы "Время Свободы". Исполнился год со времени создания в России Федеральной службы контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. О результатах деятельности новой службы за прошедший год в Уральском федеральном округе рассказывает екатеринбургский корреспондент "Радио Свобода" Евгения Назарец.

Евгения Назарец: В конце июня уральские таможенники остановили КамАЗ с помидорами из Средней Азии, где было спрятано 150 килограммов героина. На территории Уральского таможенного управления проходит 1600 километров российско-казахстанской границы. Через нее в Россию идет афганский героин - так считают таможенники. Уральское таможенное управление заявило, что в этом году изымает в 10 раз больше наркотиков, чем в прошлом. Изымают все больше, но не понятно: то ли таможенники работают лучше, то ли афганские экспортеры увеличили объемы. Транзитное положение Урала - не единственная особенность региона по отношению к наркоторговле. Развитие химической промышленности делает его малозависимым от аграрных соседей. Это отмечают сотрудники отдела по борьбе с нелегальным оборотом наркотиков Федеральной службы наркоконтроля по Уральскому федеральному округу оперуполномоченный Денис Коптиев и начальник отдела Владимир Вахов. В Уральском федеральном округе вам работается по сравнению с другими территориями сложнее или легче?

- И легче, и тяжелее, потому что, если мы возьмем Дальневосточный округ, возьмем округ, где Краснодарский край, там есть еще такое направление, как посевы. У нас природа так устроена, что, как правило, посевами тоже нам приходится заниматься, но они не являются прерогативой. Но зато у нас есть такое направление, как оборот прикурсоров - это химические вещества, которые входят в список № 4, и из которых, как правило, можно изготовлять те или иные наркотические вещества. В данном случае героин, кокаин даже без них не изготовить. А поскольку у нас химическое направление очень развито, особенно вот наша Сургутская область, законодательная база очень слабая по контролю за этими веществами, а требования руководителей стоят, что надо это осуществлять, и мы этот контроль осуществляем, находим эти предприятия, встречаемся с руководителями, обозначаем, что мы есть, какие у нас требования. Если руководитель, как правило, старой закваски, конечно, он с нами соглашается. Всяко бывает.

Евгения Назарец: Проводятся проверки спортивных залов, проверки хранения аптечек противорадиационных в системе гражданской обороны и на предприятиях. Также прошла операция "Рецепт". Что становится поводом для проверки или для специальной операции? Это планово происходит или нужны какие-то сигналы, какие-то признаки того, что не все в порядке в этой сфере?

- У нас есть право планово проводить эти проверки, ну, и поскольку оперативная служба, то, если мы получаем информацию, заслуживающую внимания, то мы можем провести проверку и в рамках закона об оперативно-розыскной деятельности.

Евгения Назарец: Ну, вот по рецептам это как, например, было?

- Фармацевты, которые работают в аптеках, они эти поддельные рецепты видят, но у них нет никаких правовых оснований не выдать по этому рецепту. Или порой, может быть, есть такие основания, но они бояться этих наркоманов, поскольку как бы они у них завсегдатаи. Поэтому мы и работаем со всеми предприятиями такого направления, чтоб и люди нас знали, и не боялись и информация нам поступала.

То есть суть этой работы заключается в том, что указанные сильнодействующие вещества - как правило, это эфедриносодержащие лекарственные препараты - используются при производстве наркотического средства перветин - метанфитомин он называется или жаргонное его название "винт". Наркоманы путем подделки, краж печатей, подделок самих печатей производили эти рецепты, получали в аптечных учреждениях данные сильнодействующие вещества.

До сотен фактов подделок этих рецептов, то есть подделки носили массовый характер.

Евгения Назарец: В Екатеринбурге был случай два года назад, когда трое подростков отравились выброшенным на свалку тореном. Эта статистика она имеется в вашем отделе и не является ли она поводом для проверок,

- ГО и ЧС, Министерство обороны они работают по своим приказам, приказы эти уже устаревшие. Кроме того не всегда доступно к ним попасть, как вы знаете, и сегодня как раз это взаимодействие и на уровне Главного управления, и на уровне федеральной службы мы пытаемся отлаживать, поскольку да, действительно здесь проблема существует. Если такие вещества где-то и хранятся, то должны быть такие-то, такие-то определенные условия. Что касается ГО и ЧС, то, как правило, никаких условий там не существует. Эти аптечки, может быть, хранятся в сейфе у директора. Поэтому на сегодня установка такая существует. И ГО и ЧС тоже это знают. То есть торен и остальное они просто изымаются из этих аптечек.

Евгения Назарец: Каким образом в сферу вашего внимания угодили спортзалы?

- Есть круг сильнодействующих веществ - например, ретаболил, декудабол, надралон, которые воздействуют на человеческий организм, оказывают существенное влияние на обмен веществ, вызывают физическую зависимость. Употребление сильнодействующих веществ дает повод для наращивания мышечной массы спортсменов, особенно молодежи, которая занимается в спортивных залах, занимаются тяжелыми видами спорта, как правило, бодибилдингом.

Евгения Назарец: А если иметь в виду спортсмена, который принимал те самые препараты, которые запрещены в спорте и являются психотропными веществами, он будет сам наказан как потребитель или с помощью них удается раскручивать цепочку дальше и искать того, кто им это продает, может быть, какие-то спортзалы становились целыми точками торговли этими препаратами?

- Когда мы сталкиваемся с тем, что приходят молодые ребята, все эти клубы, как правило, платные и те руководители этих клубов, которые уже порой и, может быть, сами знают, да не порой - они знают об этом, и этих ребят вот этими препаратами подкармливают. Молодого парня его ведь можно безобидно обмануть. На самом деле он подсаживается на эти препараты. Может быть, если и не физически он подсядет, то он сразу замечает, что у него мышечная масса растет быстрее, употребляя эти препараты, чем он просто бы занимался этим. И поэтому вот такая ситуация у нас в Челябинске произошла. И на сегодня один из авторитетных у них спортивных руководителей по линии бодибилдинга привлекается к уголовной ответственности и, по-моему, находится даже под арестом, насколько я помню.

Да, там был определенный фурор в Челябинске. В Министерство спорта сразу обратились, но поскольку все-таки там был умысел и умысел причем - я бы его назвал злым умыслом. Факты эти подтвердились и человек вот, авторитетный в спорте, привлекается к уголовной ответственности.

Евгения Назарец: Общественность привыкла судить об эффективности органов, подобных вашим, по так называемым громким процессам, когда они приобретают особую общественную значимость, когда там фигурируют большие сроки либо большие количества изъятого. Какие-нибудь из процессов, которые возбуждены по материалам ваших проверок, можете отнести к этой категории?

Владимир Вахов: Есть на сегодня интересные наработки, в данном случае в Челябинской области, где факты настолько увязываются, настолько они (будет непривычно на слух), когда врачи делают подпольные косметические операции. Но, поскольку это на сегодня еще только все в работе и поэтому я говорить дальше не буду, и какие здесь могли быть последствия, а, может, они и были. То есть сейчас в ходе расследования это устанавливается, когда люди платят деньги и немалые деньги и все производится в ненормальных условиях. Поэтому я думаю, что вот такие факты, когда дело до суда дойдет, я думаю, мы их озвучим.

Евгения Назарец: Начальник отдела контроля за легальным оборотом наркотиков Владимир Вахов до поры не может рассказать, каким образом деятельность подпольных пластических хирургов попала под юрисдикцию наркоконтроля, но на Урале уже привыкли, что эти полицейские находят опасные связи с наркотиками в самых неожиданных местах, включая книги. А пока Федеральная служба наркоконтроля по Уральскому фередальному округу объявила амнистию всем, кто добровольно сообщит о своих собственных нарушениях в сфере легального оборота наркотиков. В этом случае наркоконтроль обещает не искать в действиях или бездействии провинившегося злой умысел.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены