Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Темы дня
[19-05-05]

Ситуация в Узбекистане продолжает оставаться сложной

Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Кирилл Кобрин, Инера Сафар, Гофур Юлдошев, Андрей Бабицкий.

Андрей Шароградский: Ситуация в Узбекистане продолжает оставаться сложной - несмотря на заверения властей о том, что они контролируют восточные районы страны, где на прошлой неделе в нескольких городах произошли массовые беспорядки, подавленные правительственными войсками. Сегодня появились сообщения о том, что военные вошли в город Карасу, где протестующие ранее захватили правительственные здания. По-прежнему неизвестно количество жертв в Андижане, в котором солдаты открыли огонь по демонстрантам, однако появились новые цифры.

Кирилл Кобрин: Международные организации и ряд западных стран требуют провести независимое расследование событий в Андижане. Министр иностранных дел Великобритании Джек Стро, который уже выступал с резкими заявлениями в адрес Узбекистана, сегодня назвал ситуацию в этом городе «ужасающей».

Джек Стро: Я считаю необходимым провести независимое международное расследование, выяснить, как случилось, что погибло столько людей и кто несет за это ответственность. Расследование должно быть прозрачным, заслуживающим доверие, возможно, с привлечением соответствующих международных организаций.

Кирилл Кобрин: Власти Узбекистана привезли группу иностранных журналистов и дипломатов и провели их по Андижану под контролем местных чиновников. В составе этой группы был глава миссии ОБСЕ в Узбекистане Мирослав Дженка. Представитель организации Кит Джинкс в интервью нашему радио рассказал об этой поездке.

Кит Джинкс: Дороги, по которым возили нашу группу, были перекрыты - им сказали, что по соображениям безопасности. Не было возможности поговорить с простыми людьми. Группе даже не разрешили посетить госпиталь.

Кирилл Кобрин: Подробнее о том, сколько все-таки человек погибло в Андижане и о развитии ситуации в Узбекистане - наш корреспондент в Ташкенте Инера Сафар.

Инера Сафар: Оппозиционные силы Узбекистана настаивают на том, что количество погибших в Андижане на порядок выше объявленного властями, и готовы представить соответствующие списки. Председатель оппозиционной партии "Озод дехконлар" Нигора Хидоятова говорит, что уже есть промежуточный, а не окончательный итог опросов, которые проводятся в Андижане.

Нигора Хидоятова: Точно мы можем заявлять о 745 погибших, потому что прошли похороны и похоронные церемонии все. У нас работает группа, и мы сразу же задействовали человек 25. Мы раздали им деньги, средства, они ходили по похоронам и записывали имена и фамилии погибших. Списки есть, и теперь мы их просто уточняем, сводим это все сейчас. Очень много беженцев. И очень много людей, которых еще не опознали в моргах. И очень много людей, которых уже захоронили в двух братских могилах.

Инера Сафар: Ряд партий движений сформировали демократическую коалицию, главная задача которой - добиться смещения власти президента Каримова.

Нигора Хидоятова: Мы будем предлагать прежде всего диалог. И мы будем просить правительство США быть посредником в этом. То есть в нашу коалицию войдут все члены оппозиционных партий и демократических движений, которые есть в Узбекистане, мы уже создали эту структуру. Мы требуем отставки всего правительство, создания нового коалиционного правительства народного единства и, третье, отставки президента, перевыборов президента в трехмесячный срок на конституционной основе.

Инера Сафар: Нигора Хидоятова уверена, что уже через 2-3 месяца Каримов вынужден будет оставить свое кресло.

Кирилл Кобрин: Между тем правительственные войска продолжают брать под контроль мятежные города восточного Узбекистана. Сегодня военные вошли в город Карасу, который находится в 35 километрах к западу от Андижана. Именно в Карасу в субботу было захвачено здание городской администрации. Протестующие также тогда заставили мэра выступить с критикой президента страны Ислама Каримова. О том, как город перешел под контроль правительства, - по телефону из Карасу корреспондент Радио Свобода Гофур Юлдошев.

Гофур Юлдошев: Солдаты на автомобилях контролируют город. Кружат вертолеты. Что касается моста на границе с Киргизией, то пограничники ушли оттуда еще 14 мая - во время восстания. Но они вернулись вместе с армией. Многие вооружены. Здесь также находятся люди в черной униформе - видимо, сотрудники Министерства внутренних дел, у них есть автоматы и они готовы открыть огонь.

Кирилл Кобрин: Подробнее о том, что происходит в этом городе и как складывается политическая ситуация в Узбекистане, я побеседовал с нашим специальным корреспондентом Андреем Бабицким, который находится сейчас в Ташкенте.

Андрей, поступают сообщения о том, что узбекские военные, правительственные войска взяли под контроль город Карасу.

Андрей Бабицкий: Действительно, они взяли под контроль, и скорее всего это произошло еще вчера, когда утром через Андижан в сторону Карасу проследовала большая колонна армейских грузовиков с военнослужащими. Насколько я знаю, сейчас блокирована граница, восстановлена работа пограничной службы. Собственно говоря, этого и следовало ожидать. Дело в том, что собственно в Карасу местные жители не участвовали в волнениях, волнения там были организованы группой из Андижана, которая добивалась разрешения перейти через границу. Когда я бы в Карасу два дня назад, там было все достаточно спокойно.

Кирилл Кобрин: В чем стратегическое значение Карасу? Это город на границе, через который бежали беженцы из Андижана на территорию Киргизии, насколько я понимаю.

Андрей Бабицкий: Совершенно верно. Они уходили через два населенных пункта - через Карасу и через Тешиктош. И сейчас есть два лагеря беженцев в Киргизии, один находится примерно в 50 километрах от Карасу вглубь Кыргызстана, а другой - прямо в 500 метрах от границы с Узбекистаном, возле села Тешиктош.

Кирилл Кобрин: Можно ли оценить число беженцев, которые там находятся?

Андрей Бабицкий: Называют цифру порядка тысячи человек, примерно по 500 человек в каждом лагере беженцев.

Кирилл Кобрин: Можно ли сказать, что это люди, которые принимали участие в антиправительственных выступлениях в Андижане, или это просто местные жители, жители Андижана, которые бежали от насилия?

Андрей Бабицкий: Главным образом те, кто бежал из Узбекистана, - это лидеры андижанского мятежа и члены их семей.

Кирилл Кобрин: Политическая активность и в Ташкенте, и на территории всего Узбекистана будет возрастать. Ощутимо ли это сейчас?

Андрей Бабицкий: В столице Узбекистана введен особый режим охраны, заметно прибавилось на улицах сотрудников милиции, которые стоят буквально через каждые 50-60 метров вдоль основных дорог. Фактически ежедневно проводятся пикеты. События в Андижане подтолкнули политическую жизнь, которую, в принципе, Исламу Каримову удалось нейтрализовать, свести фактически к нулю. Все оппозиционные движения пытаются найти какую-то новую форму борьбы.

Кирилл Кобрин: То есть можно сказать, что это кровопролитие подтолкнуло оппозицию к объединению в том или ином виде?

Андрей Бабицкий: Да, совершенно верно. Оппозиция объединяется, и надо полагать, что это объединение будет продолжено. Сейчас в координационный совет не вошли две основные партии - "Бирлик" и "Эрк", но, насколько я понимаю, они находятся на пути к тому, чтобы войти в этот блок движений и присоединиться к требованиям отставки Каримова и роспуска правительства.

Кирилл Кобрин: Я беседовал с нашим специальным корреспондентом Андреем Бабицким, который находится сейчас в Ташкенте.

Сегодня в Москве состоялась пресс-конференция специального представителя генерального секретаря НАТО на Кавказе и в Центральной Азии Роберта Симмонса. Касаясь ситуации в Узбекистане, он подчеркнул, что руководство НАТО сможет дать оценку происходящему в этой стране лишь на основе всей необходимой информации.

Роберт Симмонс: Известно лишь, что в Узбекистане происходило насилие, но, я думаю, никто точно не знает, что именно там произошло и кто несет ответственность. Я считаю очень важным получить больше информации - перед тем, как будут выноситься оценки.

Кирилл Кобрин: Спецпредставитель Североатлантического союза заявил также, что позиции НАТО и России в отношении событий в Узбекистане совпадают.

Роберт Симмонс: И я, и мои российские коллеги обеспокоены ситуацией в Узбекистане. И генеральный секретарь НАТО, и Ассамблея союза выражают надежду, что насилия больше не будет, и обе стороны разрешат свои противоречия мирным путем.

Кирилл Кобрин: Сказал представитель НАТО на Кавказе и в Центральной Азии Роберт Симмонс.

Андрей Шарый: У посольства Узбекистана в Вашингтоне прошла акция поминовения жертв событий в Андижане. Из столицы Соединенных Штатов - корреспондент Свободы Аллан Давыдов.

Аллан Давыдов: К узбекскому посольству в столице США пришли лишь те, кто накануне успел прочесть объявление на веб-сайте узбекских правозащитников. Всего, включая журналистов, собралось до 30 человек. На самодельных постерах по-узбекски, по-русски и по-английски было написано: "750 погибших в Андижане - неужели этого недостаточно? Андижан утонул в рыданиях. Убийцы детей! Каримова под суд!" Тут же - фотографии из Интернета, запечатлевшие десятки завернутых в белое трупов. Координатор митинга - молодая женщина по имени Нигина Маликова.

Нигина Маликова: Мы не связаны ни с какой политической партией или оппозиционной группой. Мы просто озабочены тем, что произошло здесь. Потому что хоть мы и вдали от нашей родины, когда мы видим такие события, это слишком близко к сердцу мы принимаем. Мы хотели бы попросить господина Камилова, посла Узбекистана в Соединенных Штатах Америки, чтобы они приспустили национальный флаг республики Узбекистан. Все-таки было очень много погибших.

Аллан Давыдов: К посольскому зданию на оживленной Массачусетс-авеню подъезжают двое офицеров полиции. Выяснив причину и предполагаемую длительность скорбной акции, они понимающе кивают и просят по возможности не мешать прохожим. Среди митингующих обращает на себя внимание импозантный молодой человек - это Фархат Инагамбаев, бывший финансовый поверенный старшей дочери узбекского президента.

Фархат Инагамбаев: Хорошо, забудьте о тех радикальных элементах, которые начали этот штурм, мятеж, в 20, 30, 40 человек, которые вышли на улицы, которые требовали отставки президента. Почему правительство молчит об этом? Почему президент Каримов не признает, что одним из главных требований протестующих в Андижане была отставка правительства? Но он отмалчивается и продолжает врать.

Аллан Давыдов: Из наглухо закрытых дверей узбекского посольства к землякам не вышел никто.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены