Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
10.9.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Темы дня
[29-11-05]

Что еще может скрывать польская часть архивов Варшавского договора?

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Алексей Дзиковицкий.

Андрей Шарый: Новый министр обороны Польши Радослав Сикорский распорядился рассекретить архивы Организации Варшавского договора. Создана специальная комиссия, которая займется анализом и обработкой этих документов. В первые же дни в архивах найдена карта с планами нападения на Западную Европу с применением ядерного оружия. О том, что еще может скрывать польская часть архивов Варшавского договора, почему их рассекретили только сейчас, рассказывает корреспондент РС в Варшаве Алексей Дзиковицкий.

Алексей Дзиковицкий: Подготовленная в 1979 году карта с планом военной операции против стран Западной Европы, операции, которая предусматривала применение ядерного оружия, это только один из более чем полутора тысяч архивных документов, которое до сих пор хранились в недоступных для исследователей архивах польской армии.

Радослав Сикорский: Из этой карты хорошо видно, к чему в то время готовились войска Варшавского договора. Здесь указаны пункты, по которым должны были быть нанесены ядерные удары.

Алексей Дзиковицкий: Заявил министр обороны Польши Радослав Сикорский.

Даже этой одной карты, по мнению ряда польских ученых, достаточно, чтобы понять, что советское командование не считалось со своими союзниками по Варшавскому договору. Оказалось, что в Москве рассчитывали, что в результате ответного ядерного удара неприятеля в Польше сразу же погибнут около 2 миллионов людей, а более 40 крупнейших городов будут разрушены.

Леон Керес: Мы жили в той стране и не знали, что наши жизни, жизни миллионов поляков, ничего не значили и были предметом для военных игр.

Алексей Дзиковицкий: Заявил Леон Керес руководитель Института национальной памяти Польши, организации, которой будут переданы архивные документы. Уже известно, что среди них - тайный устав Варшавского договора, протоколы заседаний министров обороны стран-членов пакта, а также документы, связанные с вторжением войск Варшавского договора в Венгрию и Чехословакию. Вопрос в том, насколько это важные документы, можно ли на их основании узнать что-либо существенное, ведь большинство основных документов хранилось и хранится в Москве? Вот мнение историка, профессора Павла Вечоркевича.

Павел Вечоркевич: Все наиболее важные документы оставались в Москве. В Варшаве детальных стратегических планов не хранили. Я ожидаю, что это будут главным образом документы о польско-советских отношениях. Интересно, например, посмотреть, были ли в состоянии польские генералы хотя бы в минимальной степени отстаивать национальные интересы.

Алексей Дзиковицкий: Специалист по военной истории, доктор Лех Ковальский настроен более оптимистично.

Лех Ковальский: Я думаю, что нам удастся многое узнать из этих документов прежде всего что касается истории Польской Народной Республики. Во время событий в декабре 1970, когда пролилась кровь участников демонстраций протеста, генерал Ярузельский многократно связывался с Москвой. Интересно, с кем он консультировался - с партийными начальниками в Кремле, или со своими коллегами по варшавскому договору? То же самое касается и событий 25-летней давности, когда в Польше было введено военное положение. Есть шанс, что Войцех Ярузельский, наконец, перестанет оправдывать свое решение тем, что Польше угрожала советская интервенция.

Алексей Дзиковицкий: Именно угрозой введения дополнительного количества советских войск и войск Варшавского договора в Польшу для того, чтобы задушить массовые акции протеста «Солидарности», членом которой к тому времени был уже каждый четвертый поляк, Войцех Ярузельский и другие бывшие члены коммунистического руководства Польши и объясняют введение военного положения.

В 1968 году в Чехословакию вошли 450 тысяч солдат из стран Варшавского договора и 6 тысяч, в том числе и польских танков. В Варшаве есть документы, которые относятся к этому периоду. По мнению специалистов, в данном случае ценными могут быть протоколы заседаний министров обороны стран договора накануне вторжения в Чехословакию. Однако, по мнению бывшего министра обороны Польши Бронислава Коморовского, что касается событий 1968 года, историки вряд ли найдут в тех документах, что находятся в Варшаве, что-либо существенное.

Бронислав Коморовский: Все наиболее секретные документы, а к таковым наверняка относятся те, которые касаются принятия решения о вводе войск в Чехословакию и кровавой расправе с антикоммунистической оппозицией, остались в Москве. Иначе быть не могло, поэтому вряд ли здесь стоит ожидать каких-то сенсационных открытий.

Алексей Дзиковицкий: Сказал Бронислав Коморовский.

В эти дни в Польше многие задаются вопросом, почему архивы Варшавского договора рассекречиваются только сейчас, ведь Польша уже 6 лет является членом НАТО? По мнению специалистов, в Польше даже после 1989 года эти и другие важные документы, касающиеся деятельности коммунистических властей, продолжали держать в своих руках бывшие сотрудники спецслужб, всячески стараясь не допустить их рассекречивания. Доктор Лех Ковальский.

Лех Ковальский: Когда Тадеуш Мазовецкий стал первым некоммунистическим премьером в Польше, ему казалось, что он все контролирует, но на самом деле это было не так. В первую очередь, что касается спецслужб, армии, то там у власти оставались те же люди. До сих пор высокие должности в армии и других службах занимают выпускники московских академий. Тот же Бронислав Коморовский, или другие гражданские министры обороны, были не в силах сломать сопротивление этих «бывших».

Алексей Дзиковицкий: Другие же считаю, что все гораздо проще, поскольку именно сейчас вступило в силу новое законодательство, которое дает возможность рассекретить архивы, несмотря на то, что ранее Польша, вместе с другими странами, бывшими членами Варшавского договора, обязалась этого не делать. Министр Радослав Сикорский, однако, категоричен.

Радослав Сикорский: Это документы, которые были составлены и подписывались в Польше, поэтому все операции с ними будут проводится, согласно польским законам.

Алексей Дзиковицкий: По мнению Сикорского, независимо от того, что находится в архивах Варшавского договора, день, когда они были рассекречены, имеет огромное значение для Польши:

Радослав Сикорский: Это означает конец периода посткоммунизма в Польше, периода, в котором так очевидны вещи, как рассекречивание документов давно не существующего военного блока, были невозможны и эти документы держали в тайне.

Алексей Дзиковицкий: Сказал министр обороны Польши Радослав Сикорский.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены