Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
16.4.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Темы дня
[17-11-05]

Американские сенаторы предлагают ускорить утилизацию советского оружия массового уничтожения

Владимир Абаринов, Вашингтон

В США развернулась новая дискуссия о контроле за запасами оружия массового уничтожения (ОМУ) на территории бывшего Советского Союза. Политики и эксперты предлагают ускорить работу по обеспечению безопасности этих арсеналов – иначе террористы могут добраться до них первыми.

Недавно сенаторы Ричард Лугар и Барак Обама внесли в верхнюю палату американского конгресса проект новой редакции закона о контроле за неконвенциональными вооружениями бывшего Советского Союза. Этот закон известен как программа Нанна-Лугара. В соответствии с ней США вот уже 14 лет финансируют ликвидацию запасов ОМУ на постсоветском пространстве.

«Аль-Каида» и другие террористические организации усиленно ищут оружие массового уничтожения и применят его без малейших колебаний, - говорит Барак Обама. - Нам рассказывают о попытках безответственных режимов завербовать специалистов советского оборонного сектора, о террористах, покупающих (расщепляющиеся) материалы оружейного качества на черном рынке". Барак Обама считает, что программа Нанна-Лугара нуждается в резком ускорении – иначе, по расчетам некоторых экспертов, уже в ближайшие 10 лет террористы получат в свое распоряжение ядерную бомбу.

Перед тем, как представить свой законопроект законодателям и прессе, Лугар и Обама совершили поездку по нескольким странам СНГ - они посетили Россию, Украину и Азербайджан. Особое беспокойство сенатору Обаме внушает сохранность биологического оружия: "Помимо ущерба, который такое оружие может нанести гражданскому населению, оно представляет собой эффективный асимметричный ответ американским войскам. Его сложно использовать, но легко перевозить, и трудно обнаружить. Мы видели здесь в Вашингтоне, к чему может привести отправка всего двух писем с несколькими граммами спор сибирской язвы. Пятеро работников почты убиты, целые здания сената закрыты на несколько месяцев – и это только два письма".

Барак Обама был избран в сенат в прошлом году и впервые побывал в России. Для него были в диковинку действия российских пограничников и сотрудников Федеральной службы безопасности, задержавших вылет их спецрейса из пермского аэропорта в Киев. По взаимной договоренности, такие рейсы освобождены от таможенных формальностей, однако, как заявил российский МИД, в Перми этого не знали. Барак Обама объясняет инцидент тем, что бывшем Советском Союзе еще остаются силы, которые хотели бы прекратить действие программ нераспространения оружия массового поражения.

В отличие от коллеги Ричард Лугар является ветераном разоружения: "В течение последних 14 лет, что я бываю в России, наши отношения с этой страной на уровне госдепартамента и министерства обороны бывали и "никакими", и даже откровенно плохими. Причина, по которой мы продолжаем туда ездить, заключается в том, что русские чуют нутром, что (эта) программа жизненно важна. Если у вас по стране разбросано без надлежащего присмотра столько оружия, вам требуется помощь. 40 тысяч тонн нервно-паралитического газа, хранящегося в семи разных местах и все еще дожидающегося уничтожения – это знаете ли, много. Я видел эти устаревшие снаряды, лежащие, как гробы в могиле. На каждом есть надпись, когда он выпущен, как долго служил, когда дальнейшее хранение станет опасным. Но ведь это не спортивный инвентарь на магазинной полке".

Сенатор Лугар считает, что финансируемые американским правительством программы по разоружению (а кроме ОМУ, они рассчитаны на уничтожение запасов противопехотных мин, устаревшего стрелкового оружия и переносных зенитных комплексов) страдают от недофинансирования, распылены по разным ведомствам и не всегда имеют поддержку на высоком уровне.

"Каждый такой склад - это приманка для террористов и искушение для охраны, которая может поддаться соблазну продать оружие на черном рынке. Чем больше хранилищ мы защитим от хищений или ликвидируем, тем в большей безопасности мы будем сами. Мы не хотим, чтобы после нападения на американскую военную базу, посольство или пассажирский самолет встал вопрос, почему мы не воспринимали угрозу всерьез".

На днях свой очередной доклад опубликовала комиссия по изучению террористической угрозы под руководством Томаса Кейна. Представляя его публике, глава комиссии подчеркнул необходимость ускорения работы по укреплению безопасности на российских ядерных хранилищах.

Томас Кейн отмечает двойственность картины. С одной стороны, налицо позитивные сдвиги. Американские инспектора получили доступ к ранее закрытым для них хранилищам оружия. Частично сняты юридические препятствия, тормозившие уничтожение плутония из демонтированных боезарядов. Защита многих уязвимых ядерных объектов в России усилена. Но с другой, масштаб проблемы во много раз превышает ответ на нее. За те 14 лет, что действует программа Нанна-Лугара, обеспечена безопасность лишь половины объема ядерных материалов, имеющихся у России.

Неужели кто-то и впрямь думает, что у США есть в запасе еще 14 лет, задается вопросом Томас Кейн. По его мнению, эта задача должна стать «абсолютным приоритетом» для американского правительства.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены