Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
19.4.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Темы дня
[27-10-05]

Президент Ирана поддержал идею уничтожения Израильского государства

Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Кирилл Кобрин и Аллан Давыдов.

Андрей Шарый: Ситуация на Ближнем и Среднем Востоке быстро обостряется. После обнародования доклада комиссии ООН, в котором прямо указывается на причастность высших должностных лиц Сирии к убийству бывшего ливанского премьера. Разразился новый скандал. Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад сделал вчера несколько крайне резких заявлений в адрес Израиля, фактически поддержав идею уничтожения Израильского государства. Израиль в ответ потребовал исключить Иран из ООН. Западные страны резко осудили иранского президента, США в очередной раз напомнили о ядерной программе Тегерана.

Кирилл Кобрин: Формально новый иранский президент процитировал лидера исламской революции аятоллу Хомейни. Вот, что он сказал перед участниками конференции, проходившей в Тегеране под красноречивым названием "Мир без сионизма": "Как сказал имам, Израиль должен быть стерт с карты мира". Слова Махмуда Ахмадинеджада привело официальное иранское агентство ИРНА. В своем выступлении президент Ирана также предупредил, что "любой, кто подписывает договор, который признает существование Израиля, тем самым подписывает договор о капитуляции исламского мира". Ахмадинеджад назвал основание Израиля "деянием мирового угнетателя (то есть, Запада) против мусульманского мира". Выступление иранского президента было встречено бурными овациями около трех тысяч слушателей, большинство из которых - студенты.

Напомню, Махмуд Ахмадинеджад победил на недавних президентских выборах и сменил на этом посту умеренного реформиста Мохаммада Хатами. Сам Ахмадинеджад - бывший мэр Тегерана - известен как крайний религиозный консерватор; к тому же, он принимал активное участие в исламской революции 1979 года. Интересно, что выступление Ахмадинеджада практически совпало с очередным терактом в Израиле - вчера в городе Хадера экстремист-смертник взорвал бомбу, погибли 5 человек.

Все это - на фоне продолжающегося международного конфликта вокруг ядерной программы Ирана - не могло не вызвать очень жесткую реакцию Израиля, США и европейских стран. Начнем с реакции Израиля. У микрофона - наш корреспондент в этой стране Ровшан Гусейнов.

Ровшан Гусейнов: Представитель Израиля в Организации объединенных наций Дани Гиллерман, с подачи вице-президента Израиля Шимона Переса, обратился к членам Совета безопасности с требованием исключить Тегеран из этой организации. Вице-премьер Перес обратился к главе правительства Ариэлю Шарону с официальным письмом, в котором он настаивает на проведении дипломатических шагов, направленных на вывод Ирина из ООН.

Шауль Мофаз: Мы считаем, что верным шагом со стороны США и Евросоюза было бы передать дело Ирана в Совет безопасности ООН для принятия санкций. Нужны также инспекции на всех ядерных объектах Ирана.

Ровшан Гусейнов: Заявил министр обороны Израиля Шауль Мофаз на пресс-конференции в Каире после переговоров с представителями руководства Египта.

Иран представляет собой явную и очевидную угрозу, - считает министр иностранных дел Израиля Сильван Шалом. На совместной пресс-конференции с главой российского МИДа Сергеем Лавровым в Иерусалиме Шалом сказал, что цель Ирана - лишь выиграть время для создания ядерного оружия. По мнению израильских комментаторов, существует явная связь между шиитской теократией Ирана и активизаций "Исламского джихада" - сравнительно небольшой шиитской организации, которая на протяжении последнего полугода осуществила против Израиля больше терактов, чем все остальные палестинские группировки. "Исламский джихад" также единственная палестинская организация, ставящая перед собой цель - создать по модели Ирана исламское государство Палестина путем исламской революции.

Кирилл Кобрин: Соединенные Штаты и европейские страны единодушно осудили выступление Махмуда Ахмадинеджада. Представитель Госдепартамента США Шон Маккормак сказал.

Шон Маккормак: Я полагаю, вы начинаете постигать через отдельные заявления, через намерения сущность иранского режима и можете разделить нашу озабоченность, озабоченность всего международного сообщества тем, что Тегеран - это очевидно - поставил перед собой цель обзавестись ядерным оружием.

Кирилл Кобрин: Министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази заявил: "Если такие высказывания имели место, то они неприемлемы. Я категорично осуждаю их".

А министр иностранных дел Великобритании Джек Стро назвал выпад иранского президента против Израиля "глубоко тревожным и отвратительным".

О том, как отреагировали на выступление Махмуда Ахмадинаджада в Германии - наш корреспондент в Берлине Юрий Векслер.

Юрий Векслер: Спикер Министерства иностранных дел Германии Вальтер Линдер заявил: "Если цитируемые высказывания действительно имели место, то они абсолютно неприемлемы и должны быть осуждены в самых строгих формах". С резкими заявлениями уже выступили спикер фракции ХДС-ХСС в Бундестаге Фридберт Пфлюгер, депутат Европарламента от Партии зеленых, востоковед Ангелика Бер и другие. Учитывая сообщения о том, что в Иране с согласия правительства страны находятся многие ведущие деятели "Аль-Каиды" и что на недавно закончившейся Франкфуртской книжной ярмарке на стендах Ирана находились книги с антисемитским и антиизраильским содержанием, многие в Германии задаются вопросом: насколько все это говорит об ужесточении политического курса Ирана, переговоры с которым по атомной программе, проведенные представителями Англии, Франции и Германии, как известно, закончились ничем? И вот теперь прозвучали антиизраильские, призывающие стереть это государство с лица земли высказывания иранского президента.

Говорит ведущий эксперт партии Христианско-Демократический союз по вопросам безопасности Кристиан Шмидт.

Кристиан Шмидт: По меньшей мере я исхожу из того, что президент Ирана отдает себе отчет в воздействии и последствиях своих слов, что он сознательно и целенаправленно их произнес, заявив о себе как о последователе аятоллы Хомейни. Пока, однако, непонятно, последуют ли за этими упражнениями в риторике конкретные политические шаги, но сами высказывания должны быть резко осуждены. Нельзя допустить, чтобы глава одной страны - члена ООН мог открыто призывать к уничтожению другой страны - члена ООН. Мы должны официально и внятно отреагировать. Меня порадовало, что правительство Франции отреагировало столь быстро, вызвав иранского посла и заявив соответствующий протест. Я считаю, что подобная реакция правительства Германии - страны, которая всячески поддерживает Израиль, - была бы более чем уместной.

Юрий Векслер: Возвращаясь к теме атомной программы Ирана, необходимости новых переговоров с ним и отсутствия средств давления на Иран через ООН в свете позиций России и Китая, ведущий эксперт партии ХДС по вопросам безопасности Кристиан Шмидт сказал.

Кристиан Шмидт: Если это государство завладеет атомным оружием, то политическая ситуация в регионе резко изменится. Но в этом вопросе следует опираться на факты. Если Иран действительно приблизится к созданию атомного оружия, то я тогда все же надеюсь на изменение позиции Китая и России, на роль, которую могут сыграть Международное Агентство по атомной энергии и лауреаты Нобелевской Премии мира, если действительно выяснится, что атомный потенциал Ирана может быть использован в военных целях. В такой ситуации, я считаю, ни один член Совета безопасности ООН не останется в стороне. Подобное развитие потребовало бы поиска новых аргументов, стало бы дипломатической задачей как европейцев, так и американцев.

Кирилл Кобрин: Осуждение высказываний иранского президента было единодушным - и со стороны США, и со стороны Европы. Между Соединенными Штатами и, например, Германией и Францией существуют серьезные противоречия по поводу того, как относиться к иранской ядерной программе. Вашингтон занимает более жесткую позицию в этом вопросе. Берлин и Париж пока были более склонны к компромиссу. Теперь речь Ахмадинеджада сделала возможной выработку единой позиции Запада по иранской ядерной программе. Россия ранее выступала против общих мер в отношении Тегерана.

Андрей Шарый: "Позиция Москвы по иранскому ядерному досье не претерпела изменений даже после резких заявлений президента Ирана в адрес Израиля" - это цитата из заявления главы Министерства иностранных дел России Сергея Лаврова. Он сказал это в четверг в ходе визита в Иорданию. "Наша позиция в отношении Ирана не изменилась, мы последовательно выступаем за то, чтобы взаимодействовать через МАГАТЭ для решения всех вопросов, которые возникли в связи с ядерной программой Ирана", - подчеркнул Лавров.

В то же время российское Министерство иностранных дел призвало Тегеран осознать опасность пропагандистской риторики и конфронтационного подхода к ситуации на Ближнем Востоке. Сегодня в МИД России был вызван посол Ирана в России, однако пока не сообщается, о чем конкретно говорили дипломаты России и Ирана.

Теперь чуть подробнее об американской реакции на эту неприятную ситуацию. Заявление иранского президента наш корреспондент Аллан Давыдов попросил прокомментировать регионального аналитика Радио Свобода - Свободная Европа Билла Самии.

Билл Самии: Первая реакция - это огромная озабоченность тем, что страна, разрабатывающая ядерное оружие и добивающаяся обладания другими видами оружия массового поражения, сегодня настаивает на уничтожении суверенного государства. Другой аспект - это развитие долгой истории иранской враждебности к Израилю. Заявление президента Ахмадинеджада, может быть, одно из самых значительных его публичных заявлений на посту президента, который он занял всего пару месяцев назад. То, что сказал новоизбранный президент страны, следует рассматривать, по-моему, как проявление очень дурного тона. Хотя стоит вспомнить, что такая враждебность не раз была озвучена после Иранской революции 1979 года. Ахмадинеджад повторяет заявления аятоллы Хомейни. Враждебные заявления в отношении Израиля звучали и из уст президентов Рафсанджани и Хатами.

Аллан Давыдов: Означает ли это начало новой стадии региональной напряженности?

Билл Самии: Определенно, заявление повышает уровень региональной напряженности. Мы знаем, что Израиль очень озабочен намерениями Ирана. Да и другие соседи Ирана по региону не публично, но в частном порядке высказывают тревогу ядерными амбициями этой страны. Но, повторяю, Ахмадинеджад - не первый иранский президент, выступающий с враждебными заявлениями против Израиля. И те, кто следит за событиями в Иране, знают, что каждую неделю по пятницам там устраиваются массовые официальные мероприятия, на которых звучат проклятия в адрес Израиля.

Аллан Давыдов: Пресс-секретарь Белого дома Скотт Макклеллан уже сказал, что призыв Ахмадинеджада к уничтожению Израиля подчеркивает озабоченность администрации Буша ядерными устремлениями этой страны. Как может выглядеть ответ США на заявление иранского лидера?

Билл Самии: Для США, как и для других стран, существует определенный предел возможностей таких действий. Да, заявление Ахмадинеджада предельно агрессивно, но оно не означает, что за ним немедленно последуют активные военные действия. Я бы рассматривал его заявление как проявление безответственности в своих словах. Если бы с подобным заявлением выступил американский лидер, оно имело бы куда больший вес. Речь идет о неравнозначности политических заявлений руководителей различных стран.

Аллан Давыдов: Вице-премьер Израиля Шимон Перес призвал исключить Иран из Организации объединенных наций. Является ли эта идея жизненной?

Билл Самии: В более трудные времена говорилось и не такое. Думаю, исключение Ирана из ООН только за то, что его президент выступил с очень неумным заявлением, стало бы крайне невероятным событием. Конечно, ООН предпримет какие-то меры, но не крайние. ООН в своей истории всегда проявляла терпимость к еще худшему поведению стран и организаций. Вспомним хотя бы многолетнюю терпимость ООН к выходкам Саддама Хусейна и других диктаторов.

Аллан Давыдов: Сказал региональный аналитик Радио Свобода - Свободная Европа Билл Самии.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены