Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
10.1.2025
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Темы дня
[21-09-05]

Литва и Россия обменялись дипломатическими нотами

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Ирина Петерс и Кирилл Кобрин.

Андрей Шароградский: Литва и Россия обменялись дипломатическими нотами, в которых содержатся взаимные упреки в связи с ходом расследования обстоятельств аварии российского военного самолета "Су-27", разбившегося на литовской территории. Заявления по поводу случившегося сделали военные и политики обеих стран. Из Вильнюса передает наш корреспондент Ирина Петерс.

Ирина Петерс: Спокойствие ведущегося расследования инцидента, в котором российские эксперты выступают в роли наблюдателей, с понедельника нарушилось. Российские дипломаты выступили с нотой, в которой содержалось требование выдать не только пилота, разбившегося самолета, но и обломки истребителя. Министр обороны России Иванов заявил в этой связи, что разбившийся самолет является собственностью России, а летчик, добавили российские СМИ, как российский гражданин неприкосновенен. Обещая компенсацию за причиненный ущерб в 3 тысячи евро, российская сторона продолжает требовать выдачи летчика и самолета.

В ответ литовская сторона поспешила с собственной нотой. По словам секретаря МИДа Литвы Альбиноса Янушки, странные, как он выразился, требования российских дипломатов могли бы означать, что Россия требует права нарушать границу Литвы, кидать здесь ракеты, после этого спокойно и беспрепятственно уходить. На нашу просьбу указать, от каких норм международного права отталкивались авторы ноты, российские дипломаты не смогли этого сделать. По словам Янушки, литовская сторона будет действовать в рамках Конституции, пользоваться правами суверенитета, осуществляя правосудие на собственной территории.

"Мы заявили протест, - как сказал литовский дипломат, - по поводу начатой Россией пропагандистской кампании с целью дискредитации Литвы как члена НАТО". В свою очередь министр обороны Литвы Гедиминас Киркилас заметил, что "статус неприкосновенности есть у дипломатов, а не летчиков. А возвращение России частей самолета до завершения расследования мы не видим смысла".

Напомню, летевший в составе боевой группы из Петербурга в Калининград, российский истребитель-бомбардировщик "Су-27" сбился с курса, незаконно попал в воздушное пространство Литвы и разбился в минувший четверг на юго-западе республики в 50 километрах от Каунаса. Троянов катапультировался и приземлился на парашюте. Первыми к нему приехали полицейские из соседнего городка, вызванные местными жителями. Лишь по счастливой случайности жертв удалось избежать, так как самолет попал в поле вдалеке от населенных пунктов. Истребитель был вооружен четырьмя ракетами класса "воздух-воздух". Три ракеты уже обнаружены. Кстати, российская сторона и сам летчик вначале утверждали, что самолет совершал учебный полет и не вооружен.

Сейчас миссию охраны воздушного пространства Литвы выполняют немецкие летчики, базирующиеся на военном аэродроме в Шяуляе. Их действия, вернее отсутствие действий вызывали волну критики в Литве. Российский самолет незаконно пробыл в воздушном пространстве Литвы около 20 минут, а натовские фантомы поднялись, спустя 15 минут после сообщения, фактически в тот момент, когда нарушитель уже разбился.

Министр обороны Киркилас на критику отвечает: "Мы действовали адекватно. Наши радары вели эту группу еще с Балтийского моря. Однако, когда российский самолет пересекал границу Литвы, в этот момент он был потерян из виду".

Гедиминас Киркилас: Самолет, как мы видели, был неисправен, потерявший управление. Поэтому не требовалось экстремальных мер с нашей стороны. К тому же он летел вдалеке от стратегических объектов типа Игналинской атомной электростанции.

Ирина Петерс: Извлечение осколков и вооружения разбившегося самолета продолжается. Их экспертам приходится выкапывать с 6-метровой глубины - так истребитель ушел в землю. А спасшийся майор Троянов ждет результатов следствия. Есть ли его вина в случившемся поможет, главным образом, расшифровка показаний "черного ящика", разбившегося истребителя.

Андрей Шароградский: В чем же может заключаться действительная причина падения российского "Су-27" в Литве? Насколько частыми являются подобные происшествия в практике военно-воздушных сил разных стран? Мой коллега Кирилл Кобрин спросил об этом известного российского военного эксперта Александра Гольца.

Александр Гольц: Точно такая ситуация, когда у самолета отказала система наведения, и он оказался на чужой территории, довольно редкая. Я не могу припомнить такую. Но проблема не в этом. Проблема в том, что российские самолеты в целом отказывают довольно часто. Я просто напомню. В мае месяце разбился самолет, который нес охрану воздушного пространства Москвы во время празднования Победы. Месяцем позже при посадке разбился "Миг-31" под Тверью. В течение лета разбились два вертолета "Ми-8". Только что слетел с палубы в Атлантике самолет "Су-33" и так далее.

Проблема российской военной авиации в целом заключается в том, что, с одной стороны, техника довольно старая (она не обновлялась почти 10 лет), а, с другой стороны, только в последние годы у летчиков появилась возможность достаточно летать. Сейчас она далека от требуемого. В частности, летчик-истребитель даже сейчас летает не больше 40 часов в год.

Кирилл Кобрин: Давайте перейдем к другому аспекту проблемы. Появился российский истребитель над воздушным пространством Литвы, которая является государством НАТО. Что должны были сделать, если должны были что-то сделать, самолеты НАТО, которые патрулируют это воздушное пространство?

Александр Гольц: По идее они должны были взлететь, показать самолету-нарушителю, что он нарушил воздушное пространство и приказать ему сесть, что самолет-нарушитель и должен был бы сделать на соответствующем аэродроме.

Кирилл Кобрин: Судя по всему, этого не произошло?

Александр Гольц: Этого не произошло. По-видимому, все-таки (это много раз говорилось) эти облеты территории балтийских стран сменяющимися парами натовских истребителей носят символический характер. Надо понимать, что в отличие от Москвы НАТО уже не ждет внезапной атаки или вообще каких-либо военных действий со стороны России.

Кирилл Кобрин: В итоге все, что произошло с российским самолетом, можно описать, как технические неполадки, которые привели к такому не очень большому, но межгосударственному конфликту. Злой воли со стороны Москвы не было, то есть это не разведывательный самолет?

Александр Гольц: Я согласен с такой трактовкой. Скорее всего, действительно, произошел отказ навигационного оборудования. Единственное сомнение вызывает то, что одновременно отказало как навигационное оборудование, так и связь, по которой пилот должен был получить информацию, что он летит куда-то не туда. Эти две системы не сработали. Чего только, повторю, не случается в российской авиации.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены