Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
7.10.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Темы дня
[27-09-04]

"Что случилось с Россией?" - статья Григория Явлинского в "Интернэшнл геральд трибьюн"

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Жигалкин.

Андрей Шарый: "Что случилось с Россией?" - так называется статья лидера партии "Яблоко" Григория Явлинского, опубликованная газетой "Интернэшнл геральд трибьюн". Явлинский считает сложившуюся в России систему власти губительной для страны, поскольку власть не способна защитить граждан от терроризма, создать современную конкурентную экономику и обеспечить достойную жизнь. Война в Чечне уничтожает Россию и сливается с международным терроризмом, делает вывод российский политик. Беседу с Григорием Явлинским, который находится сейчас в качестве гостя на съезде Либеральной партии в английском городе Брайтон, я начал с сегодняшней актуальной темы - попытки оппозиции оспорить итоги выборов в парламент.

Григорий Явлинский: У меня нет особой надежды, что Верховный суд удовлетворит этот иск, но я знаю другое, что это делать совершенно необходимо. Потому что нарушения в ходе выборов, связанные с нечестностью доступа к СМИ, разными стартовыми условиями для всех, разными возможностями различных партий, нарушений всех видов законов, с точки зрения возможности в одинаковой мере представлять свои позиции, были настолько очевидны всем, что если не заявлять протест по этому поводу абсолютно официально, то это значит - смириться с этим положением, что совершенно недопустимо.

Андрей Шарый: В том случае, если иск не будет удовлетворен, как заявили сегодня оппозиционные российские политики, планируют они подать иск в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Вы находитесь сейчас в Западной Европе. По вашим ощущениям, вот эти нарушения в демократическом процессе российском последних месяцев каким-то образом воспринимаются западной общественностью?

Григорий Явлинский: Было заявление ОБСЕ относительно хода наших парламентских выборов, в ходе которых были большие достаточно нарушения. Общая формула, которую наблюдатели ОБСЕ сформулировали, звучала так, что "выборы не являются справедливыми, не являются честными". Я думаю, что в этом смысле это имеет перспективу. Но все же хотелось бы отстоять свои права в российском суде, это более важно.

Андрей Шарый: В последние дни Кремль и Россия, как государство, ведут довольно активную пропагандистскую кампанию или внешнеполитическую кампанию, можно как угодно это называть, связанную с разъяснением своей позиции в области борьбы с международным терроризмом. Я имею в виду заявление министра иностранных дел Лаврова на сессии Генеральной ассамблеи ООН, я имею в виду недавнее выступление Владимира Путина на первом Всемирном конгрессе директоров информационных агентств. Вы выступили с публикацией в газете "Интернэшнл геральд трибьюн", и там по-своему объясняете то, что происходит сейчас в России. Как вы считаете, в какой степени то, что говорит Кремль, и то, что говорят критики Кремля, будет воспринято на Западе?

Григорий Явлинский: Мне трудно это сказать, потому что вообще есть большой разрыв между общественным мнением, газетами, интеллектуалами, аналитиками и политическими лидерами Запада. И в Германии, и в Соединенных Штатах, и в других странах различается линия поведения, у прессы, например, ее оценки, и линия поведения политических лидеров. До выборов в Соединенных Штатах никаких изменений, вообще говоря, в целом, не будет. Что же касается после выборов, то не думаю, что здесь следует особенно чего-то ожидать. Потому что политики проводят линию реал-политик, так называемую линию, довольно циничную. Она связана с тем, что Россия - огромная страна, у нее положение номер один в смысле природных ресурсов, газа и нефти особенно, это страна, имеющая оружие массового поражения, страна для них опасная, непонятная. И они предпочитают иметь дружбу с номер один в Кремле, независимо от того, что происходит в стране в принципе. У общественности, у газет несколько другая точка зрения и она далеко не всегда совпадает.

Андрей Шарый: В ваших выступлениях последнего времени, как кажется мне, заметна попытка выстроить какой-то концептуальный подход к тому, что происходит в России сейчас. Верно ли я это заметил? Если да, то почему вы так делаете?

Григорий Явлинский: Это совершенно необходимо, потому что ситуация полностью сформировалась, она совершенно уже очевидна, элементы системы уже укрепились и сложились. Они характеризуют эту систему как авторитарную систему, систему, которая появилась еще в середине 30-х годов. Но делаю я это вот почему. Дело в том, что если эту систему сохранять в таком виде, то становится совершенно очевидно, что она не может решить ключевые задачи России, она не может защитить Россию от терроризма, она не может противостоять этому терроризму. Эта система не может создать современную свободную, конкурентную экономику. Эта система не может обеспечить людям достойную жизнь, в том числе современное образование и современную, скажем, демографическую политику. Это совершенно ясно. И эта система контрпродуктивна. Это грубая, серьезная ошибка, которая ведет Россию в тупик - попытка выстраивания в начале 21-го века снова авторитарной системы. Поэтому об этом нужно говорить абсолютно внятно. Кроме того, демократические силы в России, которые, конечно, не очень мощные после того, что происходило в последние 10 лет, они требуют все-таки ясности. Какова программа их действий. Я считаю, что они должны сегодня, все те, кто считает себя демократической оппозицией, они должны объединяться на основе простого и ясного лозунга.

Андрей Шарый: Так или иначе, но Кремль более внятно для российской общественности пытается сформулировать свое отношение к событиям последнего времени: отправная точка, конечно, это трагедия в Беслане, серия других терактов. В то же время это все сопровождается, как мне кажется, точно инспирированной государственными СМИ довольно заметной антиамериканской кампанией. Как вам кажется, каким образом сочетаются эти два процесса? С одной стороны, расчет на то, чтобы администрация Джорджа Буша прислушалась к проблемам Владимира Путина, с другой стороны, попытка игры для разжигания антиамериканских настроений.

Григорий Явлинский: Я думаю, что это просто правая рука не знает, что делает левая. Это движение в разные стороны. Одна вещь основана на желании вполне советском и очень хорошо нам известном, отвратительном желании искать врагов и найти, кого можно было бы обвинить, и знают, что есть почва для этого и всегда это можно, как вы выразились, инспирировать, и всегда можно эту истерию нагнетать. Это такой способ консолидации - внешний враг. Причем, указывать на него пальцем. А другое, в то же время просить помощи, просить, чтобы вас пожалели, чтобы вам что-то дали. Это же традиционно. Думаю, что это плохое сочетание. Я думаю, что все, кто катается на горных лыжах, должны знать, что когда лыжи едут в разные стороны, то можно и упасть.

Андрей Шарый: Говорил российский политик Григорий Явлинский. И еще об одной заметной публикации. Бывший заместитель государственного секретаря США, а ныне президент Института Брукинса, известный эксперт по российской проблематике Строуб Тэлбот опубликовал в газете "Файнэншл таймс" статью под названием "Стиль путинского закручивания гаек". Вот цитата из этой публикации.

Юрий Жигалкин: "Неоспоримым и неоднозначным фактом в нынешней ситуации является то, что Путин до сих пор очень популярен не только вопреки своим авторитарным инстинктам, но и частично благодаря им. Его закручивание гаек не сильно повлияло на жизнь простых россиян. Путин пытается реализовать российскую версию китайской модели: усиление политического контроля на фоне открытия страны для рыночных сил. Но ему и России, возможно, не удастся убить двух зайцев. Экономическая и политическая свобода неразрывно связаны между собой. Общество, основанное на истинной законности, которая является предварительным условием экономического прогресса, требует системы взаимоконтроля ветвей власти, которая невозможна, когда власть сконцентрирована в одном кабинете.

В то время как Путин олицетворяет широко распространенное среди россиян сопротивление поучениям представителей Запада, он до сих пор хочет, чтобы к нему относились как к полноправному члену глобального клуба ведущих демократий, и он считает США фактическим председателем этого клуба. Россия, которая правит своим собственным народом силой и приказами, а не согласием, ущемляет гражданские права, практически наверняка рано или поздно начнет устрашать своих соседей и станет одной из международных проблем мира, а не союзником в разрешении этих проблем".


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены