Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
29.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Темы дня
[11-05-05]

Российско-польские отношения переживают нелегкие времена

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Алексей Дзиковицкий.

Кирилл Кобрин: Российско-польские отношения переживают сейчас нелегкие времена. Очередное охлаждение, на этот раз вызванное различным отношением Москвы и Варшавы к причинам и результатам Второй мировой войны и роли в ней Польши. Мы уже неоднократно говорили о том, как память о войне стала причиной многих политических конфликтов и столкновений сейчас, 60 лет спустя. Сейчас мы говорим о том, как эта проблема сказывается на российско-польских отношениях, в частности, поговорим о многовековой истории польско-российских конфликтов. Об этом материал нашего варшавского корреспондента Алексея Дзиковицкого.

Алексей Дзиковицкий: В средние века виновником нарастающей волны конфликтов Московского княжества и Польского королевства стало объединение Речипосполитой с Великим княжеством литовским, которое и втянуло польское государство в постоянные конфликты с Москвой.

Говорит историк, профессор из Белостоцкого университета Олег Латышонок.

Олег Латышонок: Польша не всегда была проигрывающей стороной в этих конфликтах. Достаточно вспомнить поход войск Речипосполитой на Москву в начале XVII века. Однако во второй половине XVII века, ситуация меняется и инициатива переходит в руки противников Речипосполитой. Поляки, и конечно другие народы Речипосполитой, еще некоторое время сопротивлялись, но, в конце концов, наступили три раздела польской территории.

Алексей Дзиковицкий: Разделы Речипосполитой, в которых самое активное участие принимала Российская империя, лишили Польшу независимости более чем на сто лет. За это время российская армия не раз кроваво расправлялась с национально-освободительными восстаниями, которые народы Речипосполитой поднимали против российской оккупации. Продолжает профессор Латышонок.

Олег Латышонок: Несколько национально-освободительных восстаний, несомненно, оставили глубокий след в исторической памяти поляков, но если мы говорим о сегодняшнем дне, о политическом значении, о влиянии на современные польско-российские отношения, то это, по-моему, уже никак не влияет на нынешнюю ситуацию. Никто не имеет претензий за те далекие события. Речь идет скорее о том, что люди помнят, а это Вторая мировая война и ее результаты.

Алексей Дзиковицкий: Что качается Второй мировой войны, то к этому периоду относится практически весь спектр исторических событий, которые до сих пор отрицательно влияют на польско-российские отношения. Начать следует с пакта Молотова-Риббентропа. Олег Латышенок.

Олег Латышенок: Именно пакт Молотова-Риббентрова. Именно этот пакт является первопричиной всех политических недоразумений и противоречий до сегодняшнего дня. Можно называть то, что случилось в 1939 году освобождением западной Украины и западной Белоруссии, но факт ведь остается фактом - Советский Союз и гитлеровская Германия, предварительно договорившись за спиной у всех, напали на Польшу и разделили между собой ее территорию.

Алексей Дзиковицкий: Затем, если не считать вывоза сотен тысяч поляков и не только поляков в Сибирь и Казахстан из оккупированных территорий Западной Белоруссии и Западной Украины, наиболее сильным ударом для поляков стала Катынь.

22 тысячи пленных польских офицеров, полицейских, врачей, священников и других представителей элит расстреляны по приказу Политбюро во главе со Сталиным в Катыни, Харькове, Медном. «Мы знаем, что этих людей убивали именно за то, что они были поляками, а уничтожение людей по национальному признаку называется геноцидом», - говорит Анджэй Пшэвозьник, секретарь Совета охраны памяти борьбы и мученичества Польши.

Сын расстрелянного: Я так скажу, то, что было, то было. Нельзя всю жизнь носить зло в сердце. Но почему, скажите, те, кто отдавал приказы расстреливать моего отца и тысячи его товарищей, не могут за это покаяться. Если не они лично - ведь многие уже на том свете, то хотя бы государство. Я до сих пор не знаю даже, где покоятся останки моего отца. Чего же они ждут?

Алексей Дзиковицкий: Слова сына одного из расстрелянных в Катыни офицеров типичны. Таких призывов можно услышать тысячи, в том числе и от высшего руководства Польши. Президент Александр Квасьневский.

Александр Квасьневский: Чрезвычайно важным является вопрос о выяснении мест всех до единого жертв катынской трагедии. Мы ожидаем от властей Российской Федерации окончательного признания, что Катынское преступление было геноцидом. Ведь именно так катынское преступление было названо во время Нюрнбергского трибунала, когда Советский Союз обвинял в его совершении Германию. Необходимо назвать имена не только тех, кто принимал политическое решение о расстрелах, но и имена исполнителей.

Алексей Дзиковицкий: Заявил Александр Квасьневский. В России, однако, так не считают. После 14 лет следствия Российская военная прокуратура закрыла дело о преступлении в Катыни, так и не назвав виновных. Обещанные польской стороне материалы российского следствия до сих пор не переданы.

Различный подход оценке роли советской армии в падении Варшавского восстания, арестам партизан Армии Краевой - это очередные раны времен войны, которые продолжают влиять на современные польско-российские отношения. И, наконец, Ялтинская конференция, которая в Польше однозначно ассоциируется с предательством союзников, которые оставили поляков в сфере влияния Советского Союза. Министр обороны Польши Ежи Шмайдзиньски.

Ежи Шмайдзиньски: После войны наша страна осталась разрушенной, обескровленной, а от демократии нас отделяли еще 45 лет от даты окончания войны.

Алексей Дзиковицкий: Ветеран войны.

Ветеран: Когда окончилась война, у меня не было ощущения, что мы ее выиграли, ведь мы полностью попали под влияние Советского Союза.

Алексей Дзиковицкий: В свою очередь МИД России в 60-ю годовщину подписания ялтинских соглашений наоборот заявил, что конференция принесла Польше демократию и независимость.

Масла в огонь добавила посредническая миссия Александра Квасьневсокго на Украине, к которой в Москве отнеслись с нескрываемым неудовольствием.

И вот теперь очередное охлаждение отношений. Выступая на Красной площади 9 мая, Владимир Путин не вспомнил о Польше, как о союзнике Советского Союза по антигитлеровской коалиции, не осудил пакт Молотова-Риббернтропа, чего от него в Польше очень ждали. Нельзя сказать, что политика, прошлое сильно влияют на экономические отношения двух стран - товарооборот, который в 2003 году составлял около 7 миллиардов долларов, понемногу растет. Однако в других сферах двухсторонних отношений это влияние ощутимо. Есть ли шанс, избавиться от него, выйти из полосы постоянных охлаждений отношений? Профессор Олег Латышенок.

Олег Латышенок: Если это случится, то, я думаю, не скоро. При таком отношении российских властей к собственно истории, это проблематично. Ведь посмотрите, налицо возвращение к советской традиции. Еще недавно говорили, что это советская власть оккупировала Россию, а теперь советский и российский это как бы уже одно и то же. Если и в этом смысле Россия становится преемником СССР, то я не вижу возможностей для скорого примирения.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены