Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
29.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Темы дня
[06-05-05]

Королева Великобритании поручила Тони Блэру формировать новое правительство

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына.

Андрей Шарый: Сегодня королева Великобритании Елизавета II поручила премьер-министру Тони Блэру формировать новое правительство страны. На парламентских выборах партия Тони Блэра, лейбористская, впервые в истории одержала третью победу подряд. Сейчас в прямом эфире моя коллега Наталья Голицына, корреспондент Радио Свобода в Лондоне.

Наталья, скажите, как отмечали победу лейбористов избиратели? Что творилось минувшей ночью в избирательном штабе лейбористской партии?

Наталья Голицына: Наблюдатели отмечают, что прошедшие выборы, несмотря на историческую победу лейбористов, которые впервые пришли к власти третий раз подряд, вряд ли можно назвать триумфом Тони Блэра и его партии. Да и сам Блэр был довольно сдержан в оценке своих достижений на выборах. К примеру, победив в своем избирательном округе, он сразу же отметил, что иракский фактор расколол британское общество и серьезно повлиял на результаты выборов.

Естественно, что и празднование этой победы было довольно скромным. Лейбористы отмечали свою победу не традиционным в таком случае шампанским, а пивом.

Андрей Шарый: А что было у избирателей? Были какие-то праздничные гулянья в Лондоне или в других британских городах?

Наталья Голицына: Гулянья были, но довольно локальные. Если учитывать, что лейбористов поддержало всего 22 процента всех зарегистрированных избирателей, а таких избирателей в Британии 44 миллиона, то можно себе представить, что эти гулянья не были очень обширными.

Андрей Шарый: На какие особенности выборов обращают внимание британские обозреватели? В частности, за кого, например, голосовали, скажем, не коренные британцы, а представители многочисленных национальных меньшинств из стран, которые входили прежде в Британскую империю? Кого они поддержали?

Наталья Голицына: Прежде всего, хотела бы сказать, что лейбористское большинство, то, что оно уменьшилось намного - почти на сто мест в парламенте, во многом стало результатом влияния иракского синдрома. Дело в том, что в Британии проживает чуть ли не самая крупная в Европе мусульманская община, она насчитывает почти 2 миллиона человек. Чаще всего мусульмане проживают компактно. Есть города, где мусульманское население просто превалирует. Такой пример. Население исконно английского города Ланкастера сейчас на 55 процентов состоит из мусульман.

В ночь объявления результатов выборов буквально настоящий шок вызвала победа такой одиозной фигуры, экстремиста и друга Саддама Хусейна, который недавно был исключен из лейбористской партии. Он одержал победу в одном из избирательных округов Лондона, где в основном проживают мусульмане.

Есть еще одна особенность этих выборов. Предварительные результаты показывают, что лейбористская партия и Тони Блэр вернулись к власти, хочу это повторить, получив поддержку всего 22 процентов голосов всех зарегистрированных избирателей.

Андрей Шарый: Наталья, а вот люди в вашем окружении, ваши знакомые британцы, люди, с кем вы общаетесь, ваши соседи, как они относятся к выборам?

Наталья Голицына: К сожалению или к счастью, меня окружают в основном люди, не заинтересованные в политике. А вообще я бы сказала, что англичане народ скорее футболизированный, чем политизированный. Во всяком случае, если судить о политизированности по активности избирателей, а она на этих выборах была довольно низкой - чуть выше 60 процентов, то политизированным народом англичан, пожалуй, не назовешь. Правда, на прошлых выборах активность была еще меньшей - 59,4 процента. Но я бы объяснила это не безразличием и апатией избирателей, а их уверенностью, что результаты выборов никак не повлияют на их базовые и фундаментальные основы образа жизни, тем более что идеология и предвыборные программы главных политических партий в основном близки.

Андрей Шарый: Одновременно с выборами в палату общин проходили и местные выборы. Как они закончились в Уэльсе, в Шотландии? Есть ли рост тенденции сепаратизма? Не развалится ли Соединенное Королевство?

Наталья Голицына: Думаю, что нет. Во всяком случае, о сепаратизме в Британии лучше говорить с осторожностью. Серьезную угрозу сепаратизма политологи пока не отмечают, и опасности распада Соединенного Королевства тоже пока не отмечают. Конечно, есть очаги сепаратизма, но сама эта идея не пользуется широкой поддержкой наций, которые составляют королевство - шотландцев, валлийцев и ирландцев. Естественно, что один из давних очагов сепаратизма - это Северная Ирландия. Террористическая Ирландская Республиканская Армия и ее политическое крыло выступают за присоединение Ольстера к Ирландской республике. Однако надо сказать, что большинство населения провинции активно этому противится.

В Шотландии, где уже действует собственный парламент, угроза сепаратизма исходит, в основном, от шотландской национальной партии, которая ратует за отделение Шотландии от Великобритании. Правда, ее влияние трудно назвать широким. На прошедших выборах шотландская национальная партия несколько улучшила свое положение и получила 6 мест в палате общин.

Что же касается Уэльса, то надо сказать, что у валлийцев нет особой тяги к созданию собственного независимого государства. Их, видимо, вполне удовлетворяет тот уровень автономии и та национальная ассамблея, которая у них уже есть. Кстати, на прошедших выборах национальная валлийская партия получила только 3 места в парламенте, а лейбористы - 29.

Так что, я думаю, что в целом сепаратистский фактор не сыграл на выборах существенной роли.

Андрей Шарый: В основном все эти дни окончания избирательной кампании в Британии мы говорили о трех главных партиях. Однако есть ведь и другие партии. Их даже на Би-би-си показывают отдельной серой колонкой. Что это за партии? Есть ли там кто-то интересный? Например, упоминание о Коммунистической партии, как о каком-то факторе политическом в Великобритании сейчас существует или нет?

Наталья Голицына: Андрей, прежде всего, в Англии зарегистрировано 61 политическая партия. Это, естественно, говорит о разнообразии и политических верований и идеологий. Что касается Коммунистической партии, то нет. Я очень внимательно следила и за предвыборной кампанией, всю ночь следила за итогами результатов голосований, нет, никто о Коммунистической партии не говорил.

Вот интересный момент Партия зеленых, которая в Европе пользуется довольно широкой популярностью, здесь она не получила ни одного места в парламенте, хотя во время голосования они улучшили свои показатели. Тем не менее, они не смогут влиять на политическую жизнь Британии. Еще одна партия - это партия Независимости Соединенного Королевства. У нее есть теперь дочерняя партия, которая называется "Веритаса". У нее результаты очень неважные. Она ратует за то, чтобы Великобритания вообще вышла из Европейского Союза.

Андрей Шарый: Тони Блэр не приедет в Москву 9 мая на торжества, посвященные 60-летию Победы. Как говорится в сообщении пресс-службы президента России, в телефонном разговоре с Владимиром Путиным Блэр сказал, что вынужден отказаться от поездки, ввиду напряженного графика работы по формированию нового кабинета министров.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены