Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
18.9.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Темы дня
[05-03-05]

Россия в поисках лидера оранжевой революции

Программу "Итоги недели" ведет Дмитрий Волчек. Принимают участие координатор российского движения "Пора" Андрей Сидельников и лидер башкирского отделения партии "Яблоко" Игорь Рабинович.

Дмитрий Волчек: "В Европе происходит геополитическая революция, о которой никто не предполагал. Равновесие, установившееся после падения Берлинской стены, вновь нарушается. Революции в Грузии, на Украине ускорили перемены. Россия не поняла, что постсоветское пространство хочет реформ, демократии и свобод. Возрождается целый континент. Если Путин думает остановить процесс силой, вскоре он станет свидетелем того, что процесс захлестнет и Москву". Это была цитата из опубликованного второго марта интервью президента Грузии Михаила Саакашвили итальянской газете "Реппублика". Этой цитатой я хочу предварить разговор о призраке "оранжевой революции" - в России, или хотя бы одном российском регионе - Башкирии, например, где оппозиция добивается отставки президента Муртазы Рахимова. Гости программы - координатор российского движения "Пора" Андрей Сидельников и лидер башкирского регионального отделения партии "Яблоко" Игорь Рабинович. Очень удачно, что Андрей Сидельников сейчас находится в Киеве. Андрей Александрович, сразу спрошу вас о последних бурных событиях, связанных с расследованием убийства Георгия Гонгадзе. Какие преобладают настроения в Киеве? Жаждет ли публика новых разоблачений, осуждения режима Кучмы или революционный энтузиазм угас?

Андрей Сидельников: Да, нахожусь в Киеве, очень интересная поездка. Общаюсь и с участниками революции, которая произошла на Украине, и с обычными людьми, прохожими на улицах. Всех всколыхнуло убийство или самоубийство бывшего министра внутренних дел. Все, конечно же, хотят, чтобы были изобличены убийцы и организаторы, все, кто стоит за убийством Гонгадзе. Конечно же, интересует всех Кучма, который вернулся из Карловых Вар и сказал, что готов дать показания. Все хотят услышать эти показания, хотят знать, кто стоит за убийством.

Дмитрий Волчек: Как сказал один публицист, в России "оранжевая революция" в принципе невозможна, потому что нет трех главных составляющих - Ющенко, Тимошенко и украинского народа. Поскольку вы один из основателей движения "Пора", созданного по украинскому типу, вы, очевидно, считаете, что опыт майдана применим и на Красной площади, не так ли?

Андрей Сидельников: На Васильевском спуске, скажем так. Скорее всего, такое развитие ситуации возможно. Но, естественно, не сегодня, не завтра, не в конце этого года. Но в принципе сегодня власть сама ускоряет подобные процессы, и они могут произойти в нашей стране. На Украине людям надоело, что им постоянно врут, постоянно обманывают и используют. В России такие же ощущения, но пока они не выходят в массовом масштабе на улицу. Все обсуждают это где-то у себя на кухнях, в кругу друзей. Пока у нас, как было раньше в Советском Союзе, - все обсуждали на кухне, потом это вылилось в перестройку и начались демократические процессы. Я думаю, что возможна революция по такому же сценарию бескровному, как в Киеве, если власть будет себя вести так же, как она ведет сейчас.

Дмитрий Волчек: И вы обнаружили российского Ющенко в Михаиле Касьянове?

Андрей Сидельников: Да, мы выпустили заявление в поддержку Михаила Касьянова. Причем надо учитывать, что мы с ним лично не знакомы. Но мы считаем, что это единственный человек, который мог бы стать новым президентом демократической России.

Дмитрий Волчек: Другие политики либерального лагеря сомневаются, что Касьянов - тот человек, который объединит оппозицию. Партия "Яблоко", в частности, сомневается. Движение "Пора" выпустило пресс-релиз с очень резкой критикой "Яблока". Вы действительно считаете, что "Яблоко" по приказу из Кремля отказалось поддержать Касьянова?

Андрей Сидельников: Не то чтобы по приказу из Кремля. Но нельзя назвать "Яблоко" оппозиционной структурой, оппозиционной партией. Многие лидеры "Яблока" работают во власти, они содействуют тем процессам, которые сегодня проводит власть. Поэтому, во-первых, они не являются оппозиций. Во-вторых, "Яблоко" сложно назвать демократической партией, она социал-демократическая и не совсем либеральная. Поддержала Касьянова и партия СПС, и еще незарегистрированная партия Ирины Хакамады. В принципе, я думаю, другого лидера, другой кандидатуры, кроме Касьянова, в России на сегодняшний день просто не существует.

Дмитрий Волчек: У нас гость из "Яблока". Игорь Ильич, не знаю, готовы ли вы говорить о Касьянове. Сперва я хочу вас спросить об "оранжевой революции" в Башкирии. Митинг в Уфе в прошлую субботу прошел, следующий запланирован на 26 марта. Но главное ваше требование, чтобы Муртаза Рахимов добровольно ушел в отставку, удовлетворять президент не собирается, хотя на кое-какие уступки пошел. Расскажите, пожалуйста, что у вас происходит, и как вы видите свою "оранжевую революцию"?

Игорь Рабинович: Те события, которые происходили с начала этого года в Башкирии, в частности, в Уфе, некоторые действительно сравнивают с "оранжевой революцией" на Украине. Но сходство, скорее всего, чисто внешнее, поскольку среди тех, кто выходил на улицы в январе и феврале, некоторые использовали оранжевый цвет. Конечно же, эти выступления носят характер политического протеста против того режима, который существует в Башкирии, режима власти, режима президента Рахимова. Люди протестуют, это очень широкие слои населения. Собственно говоря, в числе тех, кто организовывал митинги протеста, практически все региональные отделения политических партий, которые существуют в России. Это и "Яблоко", это компартия, даже либеральные демократы Жириновского. Кроме того, это целый ряд общественных организаций, существующих в республике. Требование у всех этих сил единое - чтобы Муртаза Рахимов ушел в отставку. Это требование связано с тем, что в республике полностью подавлены демократические права и свободы граждан. Сложившийся режим ведет дело к тому, чтобы передать власть от Рахимова, которому уже за 70, кому-то из его ближайшего окружения. В свое время даже была версия, что это может быть его сын. Я считаю, что это не совсем серьезная версия, хотя события самых последних дней в Башкирии дают основания думать о том, что эта версия могла иметь под собой реальную почву. Речь идет о том, что ряд депутатов парламента Башкирии, Государственного собрания буквально неделю назад предприняли попытку такого кулуарного переворота, смысл которого состоял в том, чтобы отправить в отставку нынешнего главу парламента, и на его место, как полагают наблюдатели, посадить сына действующего президента.

Дмитрий Волчек: Давайте послушаем первый звонок в нашей студии. Анатолий из Москвы, добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер. Можно высказать по поводу журналиста Гонгадзе? Вот там сейчас идет борьба большая, и все установили, что министр сам застрелился. Единственное, говорят, оставил записку, что-то еще. Как может человек два выстрела в голову сделать, никто не объясняет.

Дмитрий Волчек: Объясняют, Анатолий, так: он выстрелил себе в подбородок, ранение не было смертельным, после этого выстрелил в висок. Следующий звонок от Александра из Москвы. Добрый вечер.

Слушатель: Здравствуйте. Я хотел высказать свое мнение насчет убийства на Украине. Раз они не смогли сохранить этого человека, то теперь можно дело закрывать, концы обрублены. А еще я хотел высказать свое мнение насчет президента России. Явлинский, по-моему, самый подходящий кандидат. Он ратует за улучшение экономики страны и жизни народа. Он знающий, добросовестный, работоспособный.

Дмитрий Волчек: Я думаю, Андрей Александрович с вами не согласится.

Андрей Сидельников: Конечно, я не согласен. "Яблоко" существует более десяти лет, Явлинскому на разных этапах предлагалось войти в руководство страны, в правительство. Каждый раз были отказы, каждый раз ссылались на разные причины, придумывали отговорки. В общем-то, кроме как в парламенте, ничем себя партия "Яблоко" и Григорий Явлинский не проявили. Всегда он боялся брать ответственность за происходящее в стране.

Дмитрий Волчек: Игорь Ильич, как представитель партии "Яблоко", вы обязаны возразить.

Игорь Рабинович: Я не могу решать за Явлинского, будет ли он баллотироваться на пост президента. Но я согласен со слушателем, который позвонил последним, что для России это был бы шанс.

Дмитрий Волчек: Игорь Ильич, вот что я хочу у вас спросить: движущей силой "оранжевой революции" в Киеве была молодежь. Вы рассказывали о партийной принадлежности оппозиции в Башкирии; а что касается возраста, протестуют ли молодые люди?

Игорь Рабинович: Молодые люди есть, но основной контингент, который вышел на улицы - пенсионеры. Это связано с отменой натуральных льгот очень широким слоям населения, прежде всего людям пожилого возраста. В силу того, что реформа проводилась безобразным образом, люди вышли на митинги протеста. И митинги протеста оппозиции, которые требуют демократизации в республике, фактически слились с митингами пожилых людей, которые протестовали против социальной реформы.

Дмитрий Волчек: В российское движение "Пора", Андрей Александрович, приходит молодежь? Вообще много у вас общего с украинской "Порой"?

Андрей Сидельников: Наше движение считается молодежным, основной у нас возраст от 18 до 25 лет. Естественно, и представители более старшего поколения есть, у нас есть некоторые координаторы, которым 43-48 лет. Надо сказать, что движение организовано недавно, всего два месяца, и пока не так много членов движения, по России где-то 1600 всего.

Дмитрий Волчек: Звонок Аллы Павловны из Москвы. Добрый вечер.

Слушательница: Добрый вечер. Можно я возражу Андрею: что сделал Явлинский. Во-первых, Явлинский - экономист. Ему не предлагали экономический пост, а ему предлагали социальный пост министра, без команды - это раз. Во-вторых, партия "Яблоко" во главе с Явлинским единственная возражала против ввода войск в Чечню и начала второй войны. А СПС тогда были за. Явлинский вместе со своей партией были против ввоза ядерных отходов, против того, чтобы превращать в помойку территорию России. Явлинский был против вырубки элитных лесов. А что сделал СПС, кроме единого социального налога? И в отношении Касьянова. Касьянов - это представитель олигархов. Его давит СПС, потому что там очень много олигархов. Они против того, чтобы взяли компенсацию за природную ренту. Так вот Касьянов им и нужен. И чем он изменит социальную политику страны? А что делает сейчас молодежное "Яблоко" по всей стране? Пусть не Явлинский, но молодежное "Яблоко" в Петербурге, в Башкирии, они везде и всюду себя проявляют.

Дмитрий Волчек: Спасибо, Алла Павловна за ваш звонок. Интересно: у движения "Пора" и созданной сейчас коалиции молодежного "Яблока" и "Идущих без Путина" есть какие-то контакты или вы в контрах?

Андрей Сидельников: Не могу сказать, что мы в контрах. Я знаком с лидером московского "Яблока" Ильей Яшиным. Пока такого консенсуса мы не достигли. Мы сейчас больше сотрудничаем с непартийными студенческими, профсоюзными, правозащитными организациями в России. На сегодняшний день готовим достаточно большое публичное мероприятие - молодежный гражданский конгресс, который, надеюсь, в конце весны состоится.

Дмитрий Волчек: Звонок Юрия Юрьевича из Москвы. Добрый вечер.

Слушатель: Я тоже о Явлинском хочу сказать. Во-первых, среди наших политиков умнее Явлинского нет вообще, ни с кем его сравнивать невозможно. Явлинский и "500 дней" придумал, Явлинский был зампредседателя Совета министров Российской Федерации. И кроме Явлинского нет у нас никого, чтобы быть президентом. Остальные все прихлебатели.

Дмитрий Волчек: Спасибо, Юрий Юрьевич, за ваш звонок. Мы сейчас спорим о Касьянове и Явлинском, а я хочу привести данные свежего опроса общественного мнения, который ВЦИОМ провел к годовщине со дня смерти Сталина. 50% россиян считают роль, сыгранную Сталиным в российской истории, несомненно позитивной или вероятно позитивной. По словам 42% респондентов, они хотели бы или не возражали бы против того, чтобы сегодня страну возглавлял такой лидер как Сталин. Как быть, Андрей Александрович, если почти половина населения мечтает не об "оранжевой революции", а об авторитарной диктатуре?

Андрей Сидельников: Посмотрите, что происходит в стране. Ведь каждый день ухудшается положение россиян. У нас фактически возобновлен политический сыск. Этим занимается ФСБ вместо того, чтобы заниматься борьбой с терроризмом. У нас восстановлена цензура во всех средствах массовой информации. Телевидение, газеты почти все подконтрольны Кремлю. Создаются искусственные фашистские, прямо бандитские по форме работы молодежные движения. Недавно объявлено об организации движения под названием "Наши". Там бывший лидер "Идущих вместе" Якименко, по-моему, уже в открытую призывает громить всех, кто против президента, и всех, кто выступает за "оранжевую революцию" в России. Естественно, когда такая цензура в СМИ, идет и насаждение сталинского режима, и военных. Смотрите, что показывается по телевидению: фильмы про войну, фильмы про чекистов, широкая пропаганда. Так что результаты опроса огорчают, но не удивляют. Сегодня я тоже был в Интернете и видел эти данные. Движение "Пора" и создано для того, чтобы объяснить людям, что все эти процессы губительны для России, приведут к распаду страны. Уже идут вовсю призывы к изменению или отмене конституции. Поэтому, естественно, будем пытаться влиять на ситуацию, объяснять людям, что необходимы демократические перемены.

Дмитрий Волчек: Игорь Ильич, Андрей Сидельников многие из происходящих процессов упомянул, но то, что произошло у вас в Благовещенске - это все-таки и для сегодняшней России беспрецедентно: милиция жестоко избила сотни ни в чем не повинных людей. Протестное движения в Башкирии эти события, естественно, катализировали. Вы удовлетворены ходом расследования этого дела, сегодняшним решением Верховного суда республики?

Игорь Рабинович: Мы не удовлетворены и не будем удовлетворены до тех пор, пока это расследование не будет закончено. Мы считаем и надеемся, что наше мнение найдет подтверждение в ходе объективного расследования, что виновными являются первые лица в республике. Это министр внутренних дел республики Диваев, это глава администрации города Благовещенска, которые отдавали преступные приказы. Поэтому мы не можем быть удовлетворены сегодня, мы будем ждать окончания расследования, и будем добиваться, чтобы это расследование было максимально объективным.

Дмитрий Волчек: Тамара Федоровна из Москвы, добрый вечер.

Слушательница: Добрый вечер. Я постоянный слушатель этой программы и мне очень нравится, как все освещается. Но вот сейчас идет разговор в отношении Григория Алексеевича Явлинского. Он, конечно, молодой, умный человек, но для того, чтобы управлять нашей державой, не Россией, а державой, нужен очень мудрый, умный человек, который обладает большим опытом и политическим, и дипломатическим, и интеллектуальным. И поэтому я прошу, прислушайтесь, пожалуйста. Вы можете не принимать мое мнение во внимание, но, тем не менее, на этом периоде, который сейчас переживает наша держава, лучше, чем Евгений Максимович Примаков, по-моему, достойных кандидатов нет.

Дмитрий Волчек: Но Евгений Максимович вряд ли будет участвовать в выборах. По крайней мере, ничего не говорил о своем намерении. Иван Иванович из Томска, добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер. Уважаемые господа, я хочу сказать о том, что политические партии осуществляют дворцовые перевороты, а народ осуществляет революцию. А что касается Касьянова, Явлинского, - поймите, господа, все эти политические партии есть одна-единая, монолитная партия, которая называется "номенклатура", независимо от аббревиатурных вывесок, где бы они ни находились - "Единство", "Яблоко" и так далее. Ющенко - представитель этой номенклатуры на Украине. Но они были колонией России, и там, конечно, объединились. Там не будет процесса мощного революционного. 19 августа Борис Ельцин назвал путч и контр-путч революцией. Поймите, Ющенко баланду сделает чуть-чуть погуще, и процесс на этом остановится.

Дмитрий Волчек: Я хочу спросить Андрея Сидельникова: мы видим, что в Башкирии события в Благовещенске и социальные реформы переполнили чашу терпения. В Киеве, понятно, - выдвижение кандидата от партии власти с двумя судимостями. А что может послужить таким толчком в Москве?

Андрей Сидельников: В Москве - все те процессы, которые уже происходят. Сейчас отняли последнее у пенсионеров, сейчас идет реформа ЖКХ, которая коснется каждого в стране. К концу года, по нашим данным, все-таки отменят отсрочки от призыва у студентов, что выведет и студентов на улицы. Будет введен налог на землю. Все проводимые реформы коснутся каждого конкретного человека в стране и, видимо, все больше и больше будет непопулярно и правительство, и Государственная Дума, и президент, у которого, по социологическим опросам, начал падать рейтинг.


Последние материалы по теме:


c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены