Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
22.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Права человека
[13-02-04]

Правозащитники и представители чеченского центра "Вайнах" встретились с екатеринбургскими школьниками и учителями

Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Евгения Назарец, которая беседовала с лидером екатеринбургского центра культуры "Вайнах" Адамом Калаевым.

Арслан Саидов: Сегодня в одной из школ Екатеринбурга прошла не совсем обычная встреча - в гости к педагогам и старшеклассникам пришли представители общества "Мемориал" и чеченского центра "Вайнах". Организаторы встречи утверждают, что после теракта в московском метро в Екатеринбурге дети из кавказских и, прежде всего, чеченских семей стали получать оскорбления со стороны сверстников и учителей. Правозащитники зафиксировали несколько таких случаев. Рассказывает Евгения Назарец:

Евгения Назарец: Поводом для встречи стало то, что одна из учительниц школы № 149 на окраине Екатеринбурга в довольно грубой форме посоветовала детям выходцев с Кавказа убираться вместе с родителями восвояси. Педагог потеряла лицо, правозащитники потеряли терпение и решили действовать доступными им методами. Ведь подобный случай в Екатеринбурге не первый. Новую волну агрессии по отношению к чужим, а особенно к чеченцам, спровоцировал недавний теракт в московском метро. Наталья Тагильцева, сотрудник екатеринбургского правозащитного центра "Мемориал", рассказывает, в каком настроении она пребывала за час до сегодняшней встречи в 149-й школе.

Наталья Тагильцева: Мы получили информацию, нас она встревожила в свете всех событий. И, конечно, мы готовы как "скорая помощь" ехать туда и поделиться своим представлением, что мы видим, как мы видим, и действительно выяснить, насколько это серьезно. Мы во многих школах встречи устраиваем, а про эту нам сказали, что там учатся дети из Чечни и хотели бы просто с детьми побеседовать. По нашему опыту мы видим, что дети очень хорошо откликаются на это.

С чем ассоциируется у них слово "Чечня"? Это война, боль, кровь, смерть. Очень редко дети говорят про терроризм, как ни странно, хотя в них это насаждают. Мы говорим детям: ваше письмо может остановить вашего будущего друга, которому вы протянули руки. Многие дети рисуют свою ладошку в письме и говорят, что вот, я протягиваю тебе руку. Очень трогательные письма. Нам нравится с ними работать.

Возможно, мы встретимся с педагогами, потому что у них сейчас должен быть педсовет. Мы очень хотим встретиться, выяснить, как они настроены и какие у них видения будущего. В первую очередь со взрослыми надо говорить, от взрослых мы гораздо больше слышали. В этом момент точно не знаю, клянусь вам, что это будет, только после встречи могу вам рассказать, как это было и что это было.

Евгения Назарец: В той встрече, о которой вела речь Наталья Тагильцева, принимал участие и один из руководителей екатеринбургского общества чеченской культуры "Вайнах" Адам Калаев.

Скажите пожалуйста, как вы оцениваете итоги встречи?

Адам Калаев: Встреча была тяжелой, но необходимой и для той стороны, для педагогического состава, и для нас, организации общественно-правозащитного центра "Мемориал", и для чеченского культурного центра тоже эта встреча пошла на пользу. Мы планировали провести урок мира, встретиться с педагогическим составом, старшеклассниками, так не получилось. Потому что районное руководство, Управление народного образования Железнодорожного района города Екатеринбурга отсоветовало директору школы проводить такое мероприятие.

Евгения Назарец: Они не объяснили, в связи с чем отсоветовали?

Адам Калаев: Видите ли, чиновники в добрых намерениях иногда видят какой-то подвох, что мы хотим вынести на публику, на широкую общественность те проблемы, какие у них есть в школе.

Евгения Назарец: Это косвенно доказывает то, что повод для встречи был?

Адам Калаев: Да, повод был. Они признали, что проблема есть, но сказали: прежде надо было обратиться к Управлению народного образования, попросить разрешения, согласовать. Чисто чиновничий разговор.

Евгения Назарец: В какой мере все-таки удалось достигнуть результата, хоть с кем-то поговорили?

Адам Калаев: Поговорили с директором школы, туда выехала на место, в связи с тем, что мы подъехали, начальник Управления народного образования Железнодорожного района Копылова Мария Григорьевна. Мы несколько часов беседовали, все проблемы обсудили, какие есть, и они признали наличие этих проблем и решили в дальнейшем в спокойной обстановке вести совместную работу.

Евгения Назарец: Я знаю, что чеченцы, живущие в Екатеринбурге, сформировали свою позицию по отношению к подобным выпадам, о которых идет речь, об оскорблениях, о каких-то даже детских недоброжелательствах по отношению к одноклассникам и даже некорректных высказываниях педагогов. В чем состоит эта позиция?

Адам Калаев: Мы считаем и детей воспитываем, будь свои или чужие, критерий один - по национальным признакам если делить, это ни к чему хорошему ни одну нацию, ни один народ не привел и не приведет. Мы и детям своим объяснили, и директору школы, что учителя получают небольшую зарплату, и с детьми трудно работать, они жертва той политики, которую проводят на Северном Кавказе, мы так считаем. И они то, что слышат, видят по телевизору и плюс свой неустроенный быт передают на детей.

Евгения Назарец: Сегодня вам с детьми пообщаться не удалось?

Адам Калаев: С детьми мы пообщались, мы их приструнили. Они согласны. Они говорят: мы устаем, когда нам говорят, что мы нерусские, черные, если чем недовольны, езжайте к себе на Кавказ, уезжайте. Даже независимо от того, согласна или не согласна была администрация районного отдела образования и школы, тем не менее, Наталья Ивановна Тагильцева и Анастасия из правозащитного центра "Мемориал", они принесли фотографии из Чечни, которые привезли, дети посмотрели, все это разложили в коридоре. Они переписывали адреса, сказали, что мы будем переписываться с детьми из Чеченской Республики, нам нечего делить, дети есть дети. Мы хотели проводить профилактическую работу совместно с правозащитным центром "Мемориал", поскольку они не раз бывали в Чечне, видели, каково жителям Чечни от войны, каково детям Чечни, что там нормальные люди. Это мирное население, они тоже страдают от этой войны. Мы также осуждаем теракт, который произошел в Москве, там пострадали неповинные мирные граждане. Примерно такая была направленность нашей беседы. Мы видели, что надо начинать с учителей. Они вместо того, чтобы вести нормальную воспитательную работу, допускают выпады.

Евгения Назарец: Та школа, в которую вы сейчас приезжали, 149-я, можно сказать, что она расположена в окраинном районе Екатеринбурга. Зависит ли отношение в школе, которое складывается к детям других национальностей, от того, где эта школа расположена - в центре или на окраине?

Адам Калаев: Эти учителя, я им сочувствую, их можно понять. Там же рынок находится, много приезжих из стран Азии, Кавказа, чеченцев там раз-два и обчелся, мало их. Дети разных национальностей. Проблемы у них есть, но эти все проблемы почему-то переводят на чеченцев, хотя нас совсем мало. То, что именно школа там находится, видимо, какая-то раздражительность, что-то есть у учителей. Усталость в большей степени от материальной неудовлетворенности, и очень тяжелая учительская работа, мы им сочувствуем. Но, тем не менее, переводить эту злобу на детей другой национальности, разжигать это нельзя. У нас худо-бедно есть законы в стране, есть Конституция, есть Уголовный кодекс, который предусматривает уголовную ответственность за разжигание межнациональной розни, и другие законы.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Права человека"
  • Последние новости на тему "Свобода слова"
  • Специальные программы, посвященные Правам человека


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены