Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
28.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Свобода слова
[30-11-04]

ОБСЕ обеспокоена ограничениями свободы прессы на Украине

Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие – Егор Соболев, лидер Киевского независимого профсоюза журналистов, и Юлия Жмакина, обозреватель украинской телекомпании «Новый канал».

Андрей Шарый: Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе обеспокоена ограничениями свободы прессы на Украине. Представитель ОБСЕ заявил, что региональные власти на Востоке Украины преследуют независимых журналистов. По его словам, в Донецке, Харькове, Луганске и Ужгороде блокируются передачи «Пятого» украинского независимого телеканала.

Забастовка журналистов Государственного украинского телевидения, объявленная в Киеве на прошлой неделе, в знак протеста против вмешательства властей и руководства канала в их работу завершилась, тем не менее, фактической отменой цензуры. Однако проблема журналистской пристрастности, как считают многие киевские эксперты, на Украине существуют, в том числе и на «Пятом» канале, который безоговорочно поддерживает лидера оппозиции Виктора Ющенко.

О ситуации в украинской журналистской среде я беседовал с лидером Киевского независимого профсоюза журналистов Егором Соболевым.

Егор Соболев: К ведущим журналистам примкнули не ведущие, и около 300 журналистов добились того, что в значительной степени цензура была разрушена. Фактически с четверга прошлой недели УТ-1 выходит с «Новостями», кардинально отличающимися от того, что было в эфире до этого. Это большая радость, которая важна и для самих журналистов, и, разумеется, для зрителей.

С другой стороны, проблема не решена полностью, потому что в компании по-прежнему работают президент и редактор «Новостей», которые долгое время были проводниками цензуры, и ими остаются. В ряде сюжетов, вышедших с тех пор, им удалось изменить содержание, снять достаточно важные сюжеты. Это вызывает очень жесткое неприятие журналистов, публичные протесты, что, в свою очередь, делает «Новости» снова объективными. Фактически происходит такой шторм. Один день «Новости» можно назвать почти объективными, на другой день их можно назвать объективными, и потом снова начинаются проблемы со словом «почти».

Журналисты сейчас обсуждают то, что можно и нужно будет делать, если сегодняшние «Новости» будут проблемными. Потому что такая ситуация никого не устраивает. И журналисты чувствуют свою силу в том, что они могут добиться буквально всего в борьбе за профессиональные стандарты. Ситуация в стране просто предоставляет фантастические им возможности для этого.

Андрей Шарый: Егор, известна история с Натальей Дмитрук, сурдопереводчицей Украинского государственного телевидения, которая осмелилась еще в то время, когда цензура существовала на телеканале, на языке жестов сообщить о том, что вот то, что видели в «Новостях», это ложь. Какова сейчас ситуация с Дмитрук? Работает ли она или уволена?

Егор Соболев: Я практически говорю, что никаких проблем с ней нет. Потому что сейчас боятся менеджеры, а не журналисты.

Андрей Шарый: Как вы оцениваете работу «Пятого» независимого канала? Надо сказать, что я имею возможность смотреть постоянно его программы, и соглашусь с теми, кто считает, что «Новости» вполне объективны. Однако речь идет том, что этот канал играет роль организационного центра для оппозиции. Вам не видится здесь профессиональных проблем, в работе этих журналистов этого канала, которые так безоговорочно поддерживают линию Ющенко?

Егор Соболев: Безусловно, проблемы есть. Я скажу больше того, даже на тех каналах, которые освободились от цензуры, можно сказать, что ряд сюжетов демонстрируют симпатию к Ющенко. Наверное, эта проблема, которую мы должны понимать и решать. Но сейчас на нее повлиять невозможно. В стране происходит общенациональная революция, не только телевизионная, и, конечно же, в этих условиях идет радикализация позиций, идет радикализация самих журналистов. Самим журналистам очень тяжело отделить свое личное отношение к тому, что происходит, от профессиональной деятельности. Большинству коллег это удается, мне кажется, но меньшинству – нет. Сейчас измениться, мне кажется, невозможно, потому что есть реальные страхи, что против людей будет использована сила, есть реальные страхи, что власть найдет какие-то другие способы борьбы за незаконные результаты выборов. И, конечно, это радикализирует самих журналистов. Я думаю, что это цена за гражданскую позицию, и, наверное, это простительная проблема.

Андрей Шарый: Мне кажется, что сейчас украинская журналистика, одновременно переживая пору кризиса и эпоху небывалого подъема, когда коллеги ощущают какие-то новые возможности для работы, важность своей гражданской позиции и так далее, насколько она теперь получила прививку от цензуры?

Егор Соболев: Это чудесное время, которое показало журналистам, что они могут очень многого добиваться, если они объединены, имеют четкие цели и готовы энергично действовать. И это время, которое показало журналистам, что именно они несут ответственность за состояние свободы прессы, и именно они несут ответственность за информирование страны. Я думаю, что эта память проникла в сознание большинства коллег, и она будет жить независимо от того, как будет дальше развиваться ситуация.

Андрей Шарый: Сейчас в прямом эфире программы «Время Свободы» обозреватель украинской телекомпании «Новый канал» Юлия Жмакина.

Юлия, ваш канал формально, по крайней мере, не «голубой» и не «оранжевый», не поддерживает ни оппозицию, ни правительство Януковича. Ощущаете ли вы и ваши коллеги политическое давление в своей работе?

Юлия Жмакина: Вы знаете, я хочу парировать сразу Егору Соболеву по поводу радикализации позиций. Жаль, что он не в прямом эфире. Вы понимаете, что сейчас, и мы это очень сильно ощущаем, страшно выгодно не радикализироваться журналистам. Потому что тогда мы завоевываем аудиторию. Наши рейтинги растут от выпуска к выпуску, если мы не радикализируемся. Это я говорю как практик. Поэтому радикализация – это, видимо, проблема «Пятого» канала, и, видимо, проблемы ТРК «Украина» - это канал, который полностью освещает противную сторону «Пятого» канала, то есть «бело-голубых». Поэтому говорить о том, что гражданская... Да, безусловно, процентов 99, наверное, журналистов в Украине поддерживают новые веяния, поддерживают... ну, это совершенно понятно, потому что такая профессия вольная, и поддерживают поэтому Ющенко. Но выдержать эту грань, этот баланс, и понять, что сейчас выгодно... Потому что все-таки «Пятый» имеет проблемы с трансляцией. Например, группа каналов зятя Кучмы Пинчука – новое IC TV и СТБ... у нас с этим лучше. Поэтому мы обязаны просто держаться и не радикализироваться, говоря словами Егора.

Андрей Шарый: Юлия, я сейчас сначала повторю еще раз вопрос, на который вы прямо не ответили. Мне все-таки хотелось бы получить ответ на этот вопрос. А потом возражу вам, с вашего позволения. Так вот, что касается политического давления. Вы ощущаете политическое давление в своей работе или более-менее работаете по критериям профессии и свободно?

Юлия Жмакина: Андрей, я ответила на этот вопрос, именно что мы не ощущаем давления. Потому что сейчас... буквально у меня закончился 5 минут назад выпуск «Новостей», журналисты и редакторы работают в условиях войны. Нужно понимать, никогда украинская журналистика не находилась на передовой вот в таком нынешнем состоянии. И поэтому стандарты журналистские, они просто... Просто нельзя говорить обо всех каналах. Я говорю об отдельных каналах и отдельных журналистах. Они просто смели какое-либо политическое давление. Это я отвечают как выпускающий редактор «Новостей» «Нового канала».

Андрей Шарый: Спасибо. И теперь относительно моих возражений вашим словам, может быть, скорее это даже замечание. Вы говорили о том, что 99 процентов украинских журналистов... вот вольнолюбивая профессия и так далее, и они все поддерживают новые веяния. Вы знаете, у меня есть возможность принимать каналы из Восточной Украины, в частности, донецкое телевидение. У меня не создалось такого впечатления, что там вот эти новые веяния так уж проникли в журналистскую среду. Я подозреваю, что довольно много наших с вами коллег искренне говорят то, что они говорят, поддерживая Виктора Ющенко.

Юлия Жмакина: Вы знаете, просто донецкие каналы – это как бы отдельная история. В данном случае, когда я говорила, я говорила больше о национальных каналах, группы Пинчука, то есть о тех каналах, штаб-квартиры, офисы которых находятся в Киеве. Люди, с которыми я общалась, то есть, собственно говоря... вот об этом речь. Еще я хочу сказать, что я их называю просто военными условиями, каждый день – это новый виток кризиса в Украине, есть, конечно, очень много позитива. Потому что я надеюсь, что при любом исходе, во-первых, из нашей жизни уйдет такое понятие, как «темники» - это расписанные указания из администрации президента. При любом исходе журналисты научатся говорить «нет» своим менеджерам и собственникам, если их политическое давление, или указания, или цензура будут противоречить основам профессии или редакционным договорам, которые собираются подписать почти все, насколько я знаю, коллективы всех телеканалов.

Андрей Шарый: Юлия, я желаю вам удачи!


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Права человека"
  • Последние новости на тему "Свобода слова"
  • Специальные программы, посвященные Правам человека


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены