Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
12.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Свобода слова
[20-04-05]

Защита авторских прав на книгу "Mein Kampf" как способ ее нераспространения

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ефим Фиштейн.

Андрей Шароградский: После падения Третьего рейха к федеральной земле Бавария в Германии перешли по наследству не только недвижимое имущество Адольфа Гитлера, но и защита авторских прав на его известную книгу "Mein Kampf" (Моя борьба). В связи с этим правительству земли Бавария регулярно приходится вести юридическую тяжбу со всеми, кто нарушает эти права.

Ефим Фиштейн: Во всех странах Восточно-Европейского региона действует закон, рассматривающий пропаганду нацизма, как уголовное преступление, направленное против основных прав и свобод граждан. Это же, впрочем, относится и к другим человеконенавистническим учениям и движениям, исповедующим расовую или классовую ненависть. Проблема в том, что понимать под юридическим термином "пропаганда". Попадает ли под него любая перепечатка, или же он относится, прежде всего, к активным действиям по распространению злокачественных теорий? Не следует ли подобные издательские начинания рассматривать скорее как чисто коммерческую деятельность, защищенную правом на свободу слова? Раскусить этот твердый орешек порой бывает не по зубам даже самым высоким судебным инстанциям. Поэтому проблему часто рассматривают, как легко доказуемое нарушение совсем другого права - права авторского.

После краха Тысячелетнего рейха по постановлению оккупационных властей правительству федеральной земли Бавария перешли по наследству не только недвижимое имущество Адольфа Гитлера, но также и защищенные авторские права на его произведения, в том числе на пресловуто известную книгу "Mein Kampf" (Моя борьба). Дело в том, что в момент самоубийства в берлинском подземном бункере Гитлер имел действительную прописку в Мюнхене, столице Баварии. Увы, это наследие до сих пор тяготеет над правительством земли Бавария, а точнее над его Министерством финансов, официальным владельцем и распорядителем всего имущества Адольфа Гитлера.

С тех пор правительство земли Бавария регулярно ведет юридические тяжбы со всеми, кто по незнанию, по наивности, а кто и сознательно нарушает авторские права и пытается издавать "Mein Kampf". Наш корреспондент Александр Манхайм беседовал на эту тему с представительницей Министерства финансов земли Бавария Юдит Штайнер.

Александр Манхайм: Госпожа Штайнер, я слышал, что ваше Министерство как раз на днях подало в суд на издателя в польском городе Вротславе за незаконное опубликование известной книги Адольфа Гитлера. Каковы ваши шансы выиграть этот процесс? Стоит ли вообще портить себе нервы, ведь рано или поздно срок авторских прав истечет?

Юдит Штайнер: Наши интересы сейчас представляет польский адвокат. Как правило, мы никому не даем право цитировать или издавать "Mein Kampf". Исключения бывают, когда речь идет о научных исследованиях или комментариях на эту тему. К сожалению, подобные процессы нередки. Но хочу отметить, что мы отнюдь не стремимся выиграть каждый процесс любой ценой, ибо наша главная цель - не допустить распространение человеконенавистнических идей национал-социализма. Нередко обвиняемые в качестве аргумента выдвигают право на свободу слова, но для меня защита человечества от пропаганды бесчеловечных идей, причинивших столько горя, имеет приоритет. Эта книга является символом и олицетворением ужаса и зла.

Совсем недавно закончился процесс в Чехии, на котором судьи оправдали издателя, но, тем не менее, он сам в добровольном порядке согласился в дальнейшем "Mein Kampf" не публиковать.

Иногда нам удается избежать судебных процессов. Так, например, в Дании нам удалось договориться с издательством о не публикации книги еще до того, как дело дошло до судебного разбирательства. Кстати, как раз сейчас мы зондируем возможности решить похожие случаи в Турции.

Что же касается срока авторских прав, то вы правы. В разных странах он трактуется по-разному. Немецкие правила в качестве исключения не распространяются на США, Великобританию, Израиль. В этих странах мы не имеем правовой основы выступить против опубликования книги "Mein Kampf". Кстати, в Германии срок защиты авторских прав истекает через 70 лет после смерти автора. В данном случае это произойдет 30 апреля 2015 года.

Александр Манхайм: Свое возмущение опубликованием "Mein Kampf" в Польше выразил депутат бундестага ФРГ от партии "зеленых", эксперт по правовым вопросам, являющийся одновременно председателем Парламентской совместной немецко-польской комиссии.

Депутат бундестага: Меня удивляет, что как раз в Польше, пострадавшей больше всех от последствий Второй мировой войны и ужасов гитлеровской идеологии, нет запрета на издание подобных книг, что местные власти ничего против этого не предпринимают. Мы, немцы, наученные горьким опытом, считаем, что для врагов свободы, а нацисты были и являются таковыми, не может быть свободы слова.

Александр Манхайм: В заключении хочу добавить, что переиздание "Mein Kampf" в Германии запрещено. Однако в антикварных книжных лавках и на блошиных рынках эту книгу можно приобрести совсем легально. Один из таких экземпляров находится у меня на руках. Однако повышенного интереса в Германии к произведениям Гитлера я как-то не замечал.

Ефим Фиштейн: К репортажу Александра Манхайма можно присовокупить опыт Чехии, приобретенный совсем недавно. 10 марта этого года Верховный суд республики оправдал издателя Михала Зитко, осужденного всеми судами низших инстанций, за издание еще в 2000 году книги "Mein Kampf".

Главное опасение демократических политиков и общественных организаций, протестовавших против этого начинания, сводилось к тому, что вредное произведение может подхлестнуть волну неонацистских выступлений, которая вроде бы была в то время на подъеме. Но именно это опасение и не подтвердилось. Сегодня неонацистская сцена в Чехии выглядит гораздо скромнее и беспомощнее, чем 5 лет назад, когда вокруг издателя складывался ореол мученика. Хотя в обосновании вердикта Верховного суда речь идет, прежде всего, о недоказуемом преступном намерении обвиняемого, в целом весь процесс стимулировал в Чешской республике полезную общественную дискуссию о целесообразности уголовного преследования за мнения, высказывания и другие вербальные акты.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Права человека"
  • Последние новости на тему "Свобода слова"
  • Специальные программы, посвященные Правам человека


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены