Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
27.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Свобода слова
[19-08-03]

Как вице-губернатор засудил журналиста. Дело Германа Галкина

Программу ведет Владимир Бабурин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Марьяна Торочешникова, Сергей Куклев и Лиля Пальвелева, которая беседует с членом политсовета партии "Либеральная Россия" Аркадием Янковским и юристом Борисом Золотухиным.

Владимир Бабурин: Главным достижением августа 91-го года всегда считалась свобода слова. Что изменилось? Самый демократический в Европе, а, может быть, в мире, закон о печати не отменен, а цензура также запрещена законом. Но споры хозяйствующих субъектов возвратили журналистику на много лет назад. А такой жанр как журналистское расследование и вовсе становится редкостью, потому что как он и трудный, и далеко небезопасный. На прошлой неделе челябинский журналист Герман Галкин был приговорен к году тюрьмы за серию статей о злоупотреблениях в администрации региона. Суд признал статьи клеветническими.

Лиля Пальвелева: Обвинительное заключение началось со слов: "Герман Галкин не разделяет проводимую исполнительной властью Челябинской области социально-экономическую политику". Вот в этом-то подлинная причина преследования, считает опальный журналист, который убежден – его дело политическое. Виновным Герман Галкин себя не признает, в выступлении на суде он заявил: "Я, как журналист, более десяти лет пишу о действиях губернатора Сумина и его окружении, начиная с 93-го года, когда данная команда дважды грубо нарушила закон: сначала приостановила чековые аукционы на территории Челябинской области, потом пыталась захватить власть в области на основании незаконно проведенных выборов главы администрации. В последние 6-7 лет я многократно писал о незаконных действиях в прокуратуру области, администрацию области, в частности, передела собственности в нашем регионе с помощью сфабрикованных уголовных дел, которые в дальнейшем прекращались одно за другим Генеральной прокуратурой за отсутствием состава или даже события преступления. Похоже, теперь со мной решили поквитаться за все сразу". На судебном заседании, рассматривавшем дело Галкина, побывал наш челябинский корреспондент Сергей Куклев.

Сергей Куклев: За напечатанную в газете клевету осудили известного в Челябинске журналиста Германа Галкина. Он приговорен к одному году лишения свободы в колонии-поселении. Приговор зачитали в суде Калининского района 15 августа в три часа дня. Сам Галкин в зал суда не пришел, зато кроме государственного обвинителя, адвокатов сторон и журналистов были потерпевшие – вице-губернатор Андрей Косилов и Константин Бочкарев. Скандал разгорелся после выхода в свет тиража "Рабочей газеты", издателем который был Герман Галкин. 13 июня 2002-го года Андрей Косилов сообщил работникам правоохранительных органов следующее: "Меня вынудили обратиться с заявлением о возбуждении уголовного дела грязные статьи о губернаторе, которые печатаются из номера в номер в "Рабочей газете". Сам губернатор Петр Сумин заявление в правоохранительные органы не подавал. "Рабочая газета" издавалась под эгидой Союза потребителей России, которой до своей гибели руководил сопредседатель "Либеральной России" Владимир Головлев. Газета была зарегистрирована в Москве, а распространялась в Челябинской области. Обвинение считает, что в газете озвучена клевета в адрес представителей областной власти. После оглашения приговора уже на улице Андрей Косилов сказал журналистам, что осужденный нарушил подписку о невыезде, сбежав в Екатеринбург. Однако его разыскали и везут в суд. Еще вице-губернатор отметил, что "пока главные "кукловоды" остались в тени, но скоро их вытащат на солнышко". Через 20 минут к зданию суда подкатил черный автомобиль с тонированными стеклами, оттуда вышел высокий мужчина атлетического телосложения в штатском и буквально вытащил следом за собой Галкина. Герман, пока его вели подписывать приговор, объявил представителям СМИ, что человек, доставивший его, даже не представился. Примерно через полчаса осужденного журналиста в наручниках увезли отбывать наказание. Его адвокат Анатолий Арастович сообщил прессе, что считает наказание за клевету в виде лишения свободы на один год необоснованным, так как в последние годы даже за грабежи дают условные сроки.

Лиля Пальвелева: Здесь следует обратить внимание на фразу о "кукловодах". Герман Галкин помимо журналисткой деятельности занимался еще и политической. Рассказывает член политсовета партии "Либеральная Россия" Аркадий Янковский.

Аркадий Янковский: Наш товарищ по партии, известный челябинский журналист Герман Галкин, с партийной точки зрения хочу сказать, что он был один из активных людей, готовился к выборам, планировался на должность начальника штаба в избирательной кампании, сконцентрировался на подготовке к выборам. Но прежде всего он известен как журналист, занимающийся такими острыми темами, разоблачительными темами.

Лиля Пальвелева: Преследованиям, утверждает Аркадий Янковский, Герман Галкин подвергался и раньше до нынешнего суда.

Аркадий Янковкий: Нужно сказать, что он был общественным помощником убитого сопредседателя депутата Государственной думы Владимира Головлева, у которого были непростые отношения с руководством Челябинской области, и у него была масса информации от Головлева. На него было покушение, он был избит примерно год назад. Это было сигналом, наверное, но, тем не менее, свою борьбу Герман продолжал. И сегодня мы можем говорить о том, что состоялась по сути дела расправа.

Лиля Пальвелева: Не могли бы вы поподробнее рассказать, о чем были статьи этого журналиста, что так сильно возмутило истцов?

Аркадий Янковский: Возмутило, наверное, то, что он делал это постоянно, он работал в нескольких газетах, в первую очередь речь идет о публикациях в "Рабочей газете", и о публикациях, к которым Герман имел косвенное отношение. Проводились экспертизы сомнительного свойства, доказывались и приписывались ему в том числе и материалы, к которым он не имел отношения. Но его политическая и гражданская позиция, конечно, она была встречена в штыки давно. И впоследствии, несмотря на нюансы, Герман продолжал свое дело.

Лиля Пальвелева: Какие-то шаги по его защите будут предприняты?

Аркадий Янковский: Я думаю, что это дело не только партийное, сколько дело, которое может взволновать всех людей с гражданской позицией. И мы будем апеллировать не со стороны партии, а обращаться к нашим союзникам в других организациях общественных, в журналистские круги. Поскольку, если посмотреть статистику наказаний, то за клевету человека "припаяли", извините, год в условиях, когда он открыто борется с коррупцией и идет против высших должностных лиц в регионах, наверное, таких случаев немного, за последнее время это единственный.

Лиля Пальвелева: С просьбой прокомментировать приговор суда над челябинским журналистом мы обратились к известному юристу. Сопредседателя партии "Либеральная Россия" Борису Золотухину. По вашему мнению, тяжесть наказания Герману Галкину соответствует его деянию?

Борис Золотухин: Я думаю, что нет. Более того, за последние два года суды рассмотрели семь дел по обвинению журналистов в клевете. Ни одного за два года приговора к лишению свободы журналистов по этой статье не было. Поэтому на сегодня мы можем считать, что этот приговор беспрецедентный по своей жестокости.

Лиля Пальвелева: А в принципе, вы считаете, Герман Галкин виновен в клевете?

Борис Золотухин: Судя по приговору, с которым я ознакомился, он не виновен в клевете. Но для того, чтобы говорить об этом более компетентно, нужно было бы рассмотреть все материалы дела. Там приговор производит на меня впечатление мало и слабо мотивированного. Прежде всего потому, что суду не были представлены доказательства того, во-первых, что Герман Галкин был автором некоторых публикаций, Герман это отрицает. Доказательства весьма сомнительные. А более того, мне представляется, что немотивирован основной признак по которому квалифицированы его деяния по третьей части. Там не было обвинений в отношении тех лиц в совершении тяжких преступлений. А такое наказание может быть только в том случае, если клевета сопровождается обвинением в тяжких преступлениях. Мы считаем, что это дело направлено не только против Германа Галкина, оно направлено против свободы слова всего журналистского сообщества.

Лиля Пальвелева: А апелляция будет готовиться?

Борис Золотухин: Да, апелляция будет подана в ближайшие дни. Апелляция должна быть подана в течение 10 дней, мы постараемся, чтобы апелляция была подана раньше.

Владимир Бабурин: Однако еще в июле Герман Галкин решил обратиться за защитой к гаранту конституции президенту Владимиру Путину. В своем письме он написал: "У меня есть все основания утверждать, что истинной причиной привлечения меня к уголовной ответственности является боязнь областных властей рассказать населению правду о реальном положении дел в экономике, социальной сфере. Я больше других журналистов писал о незаконной деятельности высокопоставленных должностных лиц области. Поверьте, процесс надо мной является показательным для всех журналистов Челябинской области. Именно так это преподносится в губернаторской прессе с выводом о том, что можно писать про областные власти, а что нет. Являясь гражданином России, искренне не хочу выносить сор из избы, однако в случае продолжения незаконного и преследования оставляю за собой право просить политического убежища в одной из цивилизованных стран, где перед законом действительно все равны. Владимир Владимирович, поймите меня правильно – в сложившихся условиях я не в силах противостоять попытке неприкрытой политической расправы". Неизвестно, прочитали ли в Кремле письмо, и какая была реакция. Зато в администрации Челябинской области с письмо Галкина знакомы хорошо. "Никакой травли журналистов нет – заявил изданию "Газета" вице-губернатор Челябинской области Андрей Косилов. - Наоборот в издании, где работает Герман Галкин, травят работников областной администрации. Меня, например, в стихах назвали "изувером". Я, как представитель администрации Челябинской области, выиграл уже десяток судов. Считаю, что Герман Галкин шел к совершению преступления, в котором его обвиняют, совершенно сознательно. Журналистам нашей области, как я считаю, пришла пора задуматься об эффективном и плодотворном сотрудничестве с властями". Это была публикация в сегодняшней газете "Газета", и для того, чтобы сотрудничество, о котором написал вице-губернатор, было еще более плодотворным, он выразил желание возбудить уголовное дело и против депутата Виктора Яревича, чьи правки были обнаружены на черновиках статей Германа Галкина признанных судом клеветническими. И еще несколько слов о журналистских расследованиях в России. Во вторник на глазах корреспондентов в Доме журналистов была организована новая Гильдия, которая как раз и должна объединить журналистов, которые занимаются этим жанром. Правда, если толковать сочетание "журналистское расследование" очень и очень широко.

Марьяна Торочешникова: По мнению руководителя этой организации обозревателя газеты "Московский комсомолец" Александра Хинштейна, журналисты – члены Гильдии будут более защищены от нападок чиновников во время разоблачительных статей.

Александр Хинштейн: По крайней мере то, что Гильдия берет обязательство защищать своих в том числе и в судах уголовных – это безусловно. У нас есть задумка сделать постоянную горячую линию, на которой всегда будет дежурить юрист, куда члены гильдии, члены их семей в каких-то острых ситуациях могли бы звонить и консультироваться. Потому что люди у нас абсолютно не знают законов, абсолютно беззащитны. Что касается Галкина, я не знаю материалов уголовного дела, я не знаю публикаций, но сам факт того, что человек осуждается по статье, которая не может быть доказана никому, для меня говорит о многом. Меня самого несколько раз пытались привлечь к уголовной ответственности за клевету. Видимо, в силу того, я-то живу в Москве, а не на периферии, все эти суды были прекращены за отсутствием состава преступления, а людям, работающим в провинции, которые осмеливаются критиковать местную власть, им как бы тяжелее.

Марьяна Торочешникова: Но правовая поддержка журналистов, занимающихся собственными расследованиями, отнюдь не основная задача Гильдии. Каждый из ее создателей видит в ней свои резоны. Так для Минюста стоит на первом месте правовая пропаганда, о чем, собственно, и заявил в ходе собрания министр юстиции Российской Федерации Юрий Чайка.

Юрий Чайка: Поскольку именно Министерство юстиции в соответствии с положением о нем определяет государственную политику всей юстиции, одно из основных направлений работы Министерства – это правовой всеобуч, работа на повышение правовой культуры населения, в том числе или, может быть, прежде всего через средства массовой информации.

Марьяна Торочешникова: Союз журналистов, переживающий не лучшие времена, в лице его председателя Всеволода Богданова, вероятно, возлагает на Гильдию большие надежды. Возможно, господин Богданов считает, что привлечение к работе этой организации таких известных российскому читателю и телезрителю деятелей тележурналистики как Ларисы Кислинской из газеты "Совершенно секретно" и Алексей Пиманов - "Человек и закон", Первый канал, мог бы поднять авторитет Союза журналистов в глазах обывателей. Несоклько непонятна роль участвующего в этой затее декана журфака МГУ Ясена Засурского. Впрочем, такое направление деятельности как учеба журналистов заявлено создателями Гильдии. Замечу, что существующая в России с 1997-го года Гильдия судебных репортеров не пожелала видеть в своих рядах многих из участвующих в новом проекте журналистов. А присутствовавших на собрании журналистов, не имеющих непосредственного отношения к происходящему, интересовал другой вопрос, а именно: насколько велика вероятность того, что Гильдия правовой и расследовательской журналистики превратиться в контору, занимающуюся так называемым черным пиаром. Вот как ответил на него Алексей Пиманов.

Алексей Пиманов: Я не думаю, что именно эта Гильдия превратиться в нечто подобное. Потому что все основные решения по тому, что делать, что не делать, естественно, будут приниматься далеко от этой Гильдии. У каждого есть своя стезя, своя компания, своя газета, свой главный редактор, в конце концов. Поверьте, здесь никаких юридических и правовых возможностей повлиять на журналистов этой Гильдии ни у кого не будет.

Марьяна Торочешникова: О том, чем же в действительности займется Гильдия правовой и расследовательской журналистики мы узнаем с началом ее деятельности. А пока вдохновители создания организации несколько напоминают героев известной басни Ивана Крылова.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Права человека"
  • Последние новости на тему "Свобода слова"
  • Специальные программы, посвященные Правам человека


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены