Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
7.5.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Свобода слова
[29-01-03]

Приговор казахстанскому оппозиционному журналисту Сергею Дуванову

Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспондент Радио Свобода в Алма-Ате Сергей Козлов и ведущий программы "Кавказ и Центральная Азия" Тенгиз Гудава.

Андрей Шарый: Казахстанский оппозиционный журналист Сергей Дуванов приговорен во вторник к 3 с половиной годам тюрьмы за изнасилование несовершеннолетней. Незадолго до завершения процесса Дуванов отказался от защиты: он в очередной раз заявил, что дело против него сфабриковано, а судебное разбирательство ведется с грубыми нарушениями.

Из Алма-Аты передает наш корреспондент Сергей Козлов:

Сергей Козлов: Независимый журналист Сергей Дуванов признан судом виновным в изнасиловании 14-летенй Кристины Капелюшиной и приговорен к трем с половиной годам лишения свободы. Арестованный два месяца назад на своей даче под Алма-Атой, Сергей Дуванов обвинялся на основании заявления потерпевшей и ее матери, которые незадолго до этого поселились в дачном поселке в доме соседа Дуванова, переехав туда из Караганды. Сам переезд матери и дочери, как и их поведение в поселке, наводят на мысль, что они появились здесь неслучайно, так же как и неслучайно упорно добивались от Дуванова приятельских отношений. Накануне ареста 27-го октября Сергей Дуванов перекладывал печь на своей даче, а Капелюшины помогали ему в этом. Каково же было его изумление, когда разбуженный полицейскими утром следующего дня, он узнал, что его, 50-летнего отца взрослой дочери, известного в стране журналиста и политика обвинили в изнасиловании 14-летней соседки.

Начавшееся следствие, проведенное на редкость оперативно, моментально нашло улики, свидетельствующие якобы о совершенном преступлении. Начался закрытый суд. Однако, все эти доказательства были либо полностью опровергнуты адвокатами обвиняемого, либо, что также было довольно убедительно доказано, добывались с такими нарушениями закона, что были оставлены без рассмотрения даже судом. Например, привлеченные эксперты проводили экспертизы без лицензий, либо делали заключения на основе исследования предметов, к происшедшему не имеющих никакого отношения, иными словами, немалое число вещественных доказательств было просто подброшено обвинением. Понятые и свидетели бесконечно меняли свои показания, а потерпевшая вела себя столь странно и вызывающе, что сам судья Шошекбаев открыто засомневался в ее честности и первоначальной невинности.

В результате адвокаты Дуванова обратились с ходатайством о том, что все доказательства в деле сфальсифицированы, что и было наглядно продемонстрировано в ходе судебного следствия, что данное уголовное дело нужно прекращать и начинать расследование в отношении тех, кто инсценировал весь этот спектакль, что нарушений уголовно-процессуальных норм в этом процессе накопилось уже столько, что впору начинать служебное расследование в отношении самого судьи. Ходатайство было отклонено, и тогда Сергей Дуванов и вовсе отказался от юридической защиты, заявив, что она в таком судебном процессе не имеет никакого смысла. Через три дня после этого, за день проведя прения сторон, в которых обвиняемый участвовать также отказался, суд вынес журналисту обвинительный приговор. Тут же возле здания суда были арестованы несколько сторонников Дуванова, которые устроили стихийный митинг. По их мнению, журналист попал в колонию за свои публикации, в которых он изобличал коррумпированную казахстанскую власть. За два месяца до ареста Дуванова избили в подъезде его дома и предупредили - если он не остановится, будет хуже. Дуванов не остановился, а продолжал писать и публиковать на оппозиционных Интернет-сайтах статьи о коррупции в среде высших чиновников и о произволе власти в Казахстане. И за ним, по мнению оппозиции, началась планомерная тщательная охота, закончившаяся инсценировкой изнасилования несовершеннолетней девушки. Адвокаты осужденного между тем все-таки собираются подавать апелляцию в областной суд. Но в том, что сегодняшний приговор будет оставлен в силе, практически ни у кого здесь не вызывает сомнения.

Андрей Шарый: Приговор Сергею Дуванову независимые обозреватели восприняли как знак того, что казахстанские власти продолжат гонения на независимую прессу. У микрофона автор и ведущий программы Радио Свобода "Центральная Азия" Тенгиз Гудава:

Тенгиз Гудава: Трюк с малым сроком наказания придуман не в Казахстане. В соседней, еще более "либеральной" Киргизии диссидентам дают 16 лет, а потом освобождают "условно". Это более "продвинутый" способ борьбы со свободой слова. Убивается сразу много зайцев: показывается одновременно и кнут и пряник родной власти.

То, что "дело Дуванова" от начала и до конца сфабриковано - лично у меня сомнений никогда не вызывало. Почему? Я в свое время отсидел в советских тюрьмах и знаю о чем говорю. Насильник - это особая психика, случайно или неосознанно изнасиловать невозможно. Убить можно, а изнасиловать нет. Оправдаться в деле об изнасиловании, если нет презумпции невиновности, практически невозможно. Это во-первых.

Во-вторых, слишком грязная статья, - она как слишком большая ложь, которая по Геббельсу - всегда проходит, подавляет. В-третьих, фон, на котором происходит это, якобы, преступление - Дуванов оппозиционный журналист номер один в Казахстане, не просто оппозиционный, а именно выступающий против президента Назарбаева в самом болезненном для того вопросе - Казахгейте - деле о многомиллионных финансовых махинациях. Против Сергея Дуванова уже возбуждали уголовное дело по "оскорблению чести и достоинства" президента Назарбаева. Мала оказалась ложь - не прошла, посему воспользовались советом "доктора Геббельса": обрушились на честь и достоинство самого журналиста. Дуванова уже избивали неизвестные у подъезда, и угрожали. Не помогло - поэтому угрозы привели в исполнение. И, наконец, четвертая причина быть убежденным в фабрикации "дела Дуванова": сам приговор, эти три с половиной года. "Изнасилование несовершеннолетней" - статья особо тяжкая и такой пионерский срок наказания не предполагает. Отсюда, как говорил товарищ Саахов, два пути: либо в загс, либо к прокурору, то есть, либо человека оправдывают и освобождают с извинениями и компенсациями ущерба, либо наказывают соответственно тяжести содеянного.

В Казахстане что-то назревает. С приближением "парада президентов", то есть, физического окончания в ближайшие 2-3 года президентских сроков повсеместно в республиках Центральной Азии наступает пора турбулентности и завихрений. Задача не из легких: как сделать так, чтобы сохранить демократическую, то есть, избирательную форму правления и само понятие "президент", и в то же время продлевать президентские полномочия всеми мыслимыми и немыслимыми способами, сделавшись по сути падишахом? Все центрально-азиатские президенты, (они же бывшие коммунистические боссы), сегодня колдуют над тем как быть одновременно президентом и падишахом, демократом и диктатором, белым и черным, беременным и целомудренным. В Туркменистане ситуацию на доске предельно упростили, сделав Туркменбаши пожизненным баши. В Киргизии под это дело меняют конституцию. А в Казахстане пошли на силовые меры - "дело Дуванова" яркое свидетельство тому, что в предстоящих политических баталиях команда (или "семья") президента Назарбаева будет опираться на грубую силу, на насилие.

Три с половиной года - это приговор, но приговор не журналисту Дуванову, а тем, кто это грязное дело соорудил. Ясно, что вынесение обвинительного приговора известному журналисту нанесет немалый ущерб престижу президента Назарбаева, уже и без того подмоченному Казахгейтом. И тут неважно, мягок приговор или суров, он не приемлем в цивилизованном сообществе.

Очень жаль, все-таки у меня оставалась надежда на чудо. Увы, чудес не бывает: диктатура не способна ни на какую оригинальность. Она смертельно однообразна и предсказуема. Тоска.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Права человека"
  • Последние новости на тему "Свобода слова"
  • Специальные программы, посвященные Правам человека


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены