Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
19.4.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[05-09-03]

Российское кино на Венецианском фестивале

Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева и кинокритик Андрей Плахов.

Андрей Шарый: В конкурсной программе 60-го международного Венецианского кинофестиваля в среду вечером с большим успехом был представлен российский фильм Андрея Звягинцева "Возвращение", который многие кинокритики считают одним из фаворитов конкурса. Во внеконкурсной программе "Новые территории" показана картина Алексея Германа-младшего "Последний поезд", которая тоже вызвала по большей части восторженные отклики специалистов. Оба режиссера фактически дебютанты. Похоже, Европа имеет шанс открыть для себя новое поколение российских кинорежиссеров. Об Андрее Звягинцеве и Алексее Германе-младшем – Марина Тимашева:

Марина Тимашева: Об Андрее Звягинцеве до того, как началась драка из-за его картины четырех международных фестивалей, никто ничего не знал. С трудом удалось установить, что он родился в 1964-м году в Новосибирске, то есть ему 39 лет, что он закончил актерский факультет Российской Академии театрального искусства в Москве, что он снял три короткометражных фильма для канала "РЕН-ТВ" в рамках цикла "Черная комната". Новеллы назывались "Бусидо", "Обскура" и "Выбор". Рецензий на фильмы "РЕН-ТВ" нет, театральные критики не припомнят спектаклей по "Игре в классики" Хулио Кортасара или "Месяцу в деревне" Тургенева независимых групп, в которых Андрей Звягинцев играл. Андрея Звягинцева называют черной лошадкой.

Алексею Герману-младшему в этом смысле проще. Он - потомок прославленной династии, внук Юрия Германа, сын Алексея Германа и Светланы Кармалиты, закончил ВГИК и в 2000-м году на первом фестивале молодого кино "Дебют-Кинотавр" показал короткометражку "Большое осеннее поле", а в 2001-м году на втором форуме его картина "Дурачки" получила спецприз жюри за изобразительное решение. К тому же, Алексей Герман-младший уже был лауреатом фестиваля студенческих фильмов "Святая Анна". Новый его фильм о войне "Последний поезд" показывают в Венеции во внеконкурсной программе, в отличие от фильма "Возвращение" Андрея Звягинцева, и молодому Герману пеняют за следование кинематографическим заветам отца, любовь к черно-белому кино, гиперреализм и сюжетную неразборчивость. С этим можно спорить или соглашаться, существенно иное: несколько самых громких фамилий дебютантов последних лет - Алексей Мурадов, Рамиль Салахутдинов и Алексей Герман-младший - являются прямо или косвенно учениками Алексея Германа.

Еще мы знаем об Алексее Германе-младшем, что он - мужчина, как и его отец. У всех на слуху история, когда старший Герман вступился за своих знакомых в Доме творчества Репино и его избили местные хулиганы, тогда сын встал на защиту отца - его чуть не лишили зрения. Отец и сын могут гордиться друг другом.

Отношениям отца и сыновей посвящена как раз лента Андрея Звягинцева. Занятно, что Звягинцев с этой темой оказался в одном ряду с фильмами последних лет - начиная с "Отца и сына" Александра Сокурова, заканчивая фильмом "Коктебель" Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова - лауреатом последнего ММКФ.

"Возвращение в Венецию" - под такими заголовками, в которых обыграно название фильма Андрея Звягинцева, вышла добрая половина статей о Венецианском фестивале. Вообще-то возвращаться в Венецию издалека не пришлось, в прошлом году Гран-при фестиваля взял фильм Андрея Кончаловского "Дом дураков". Дело не в возвращении, а в появлении талантливых фильмов, сделанных или совсем молодыми режиссерами или режиссерами-дебютантами. Стоит заметить, что и "Кинотавр", и ММКФ, в этом году взявшие дебютные фильмы в основной конкурс, обнаружили эту тенденцию.

Андрей Шарый: О российском кино на Венецианском фестивале я беседовал с московским кинокритиком Андреем Плаховым. Он вышел на связь по телефону из Венеции:

Андрей Плахов: На фестивале показываются три российских фильма, есть еще короткометражная российская картина "Нефть" режиссера Мурада Ибрагимбекова, которая показывается в конкурсе короткометражных картин. Она уже показана, но результатов пока мы не знаем, можно только зафиксировать тот факт, что фильм участвует в конкурсе. Что касается картины Германа, то этот фильм уже прошел на венецианских просмотрах, и прошел достаточно успешно. Конечно, это не картина широкого спектра зрительского, это картина достаточно сложная по киноязыку и даже, я бы сказал, достаточно экстремальная. Она собственно и показывается в программе "Новые территории", где собраны главным образом картины такого рода. Тем не менее, реакция на нее была очень неплохая. Я разговаривал со многими людьми, представителями разных международных фестивалей. зарубежными кинокритиками, и многие из них отмечают, что это одна из самых интересных в творческом плане, в плане художественного поиска киноработ на Венецианском фестивале. Конечно, с российской точки зрения, эта картина связана очень многими нитями с традицией нашего кинематографа о войне, и в частности с картинами Алексея Германа-старшего. Тем не менее, и внутри этой традиции режиссер находит совершенно новые средства, чтобы выразить свое отношение. Это очень неожиданно для молодого 26-летнего человека, сам факт, что сделан такой фильм, фильм жестокий, резкий и, как я уже сказал, экстремальный. Наверное, он будет нравиться далеко не всем, но, думаю, найдет тех, кто оценит его высокое качество.

Андрей Шарый: Андрей, это режиссерский дебют Алексея Германа-младшего?

Андрей Плахов: Да, это режиссерский дебют, первая картина, если не считать короткометражки, которую он сделал до этого, и тем более удивляет вот это действительно очень высокое мастерство. В этом фильме мы, во-первых, видим высочайшее качество изображения, черно-белого, очень сложно составленного, со вторым и третьим планом, то, что, в общем, мы знаем и по работам Германа-отца, но здесь эти средства подчинены несколько иной задаче. Также звуковое решение интересно: у всех персонажей слышатся кашель, потому что они постоянно больны, дело происходит на той стадии войны, когда немцы отступают, когда силы уже истощены у обеих сторон воюющих. И мы видим эту ситуацию - страшную жестокость с обеих сторон и страшную безысходность этой ситуации. Люди больны, они уже находятся на грани просто физического уничтожения. Речь идет уже не о том, чтобы жить, а о том, чтобы просто элементарно выжить. И это физиологическое состояние Герман передает очень сильно через звуковое и изобразительное решение картины. При этом она, конечно, достаточно жестока, не только по отношению к персонажам, которые буквально умирают, погибают, аннигилируются на наших глазах, но и по отношению к зрителю, тоже потому. что смотреть этот фильм довольно трудно. Это испытание своего рода. Если Герман-старший пришел к такого рода эстетике только в последней своей картине - "Хрусталев, машину!", предыдущие его картины кажутся очень мягкими и лиричными в сравнении с тем, что сделал Герман-младший, но этот режиссер начинает с этого. Куда он будет двигаться дальше - вопрос. То есть, эта картина порождает и ряд вопросов тоже. Тем не менее, я признаю ее действительно выдающиеся достоинства.

Андрей Шарый: Андрей, я слушал вас и подумал, что вы. да и не только вы, а все, будут сравнивать работы Алексея Германа-старшего и младшего. Я вспомнил, например, как Герман-старший рассказывал мне, что он использовал этот прием - кашель, сухой, болезненный кашель, в фильме "Проверка на дорогах", который тоже посвящен войне. Что говорит ваш опыт кинокритика – насколько сложно молодым режиссерам детям знаменитостей проторить собственную дорогу в киноискусстве? Ведь фактически теперь над Алексеем Германом-младшим мощная тень его отца будет нависать еще очень долго.

Андрей Плахов: Да, наверное, я, как и многие другие, испытываю естественный скепсис, когда возникает известная фамилия с черточкой - "младший". Это вызывает целый ряд серьезных опасений, прежде всего, за судьбу самих этих людей. Даже если они талантливы, им достаточно трудно бороться с этой самой тенью предков. Но в данном случае я не берусь, конечно, прогнозировать. У меня у самого, как я сказал, вызывает ряд вопросов будущее Алексея Германа-младшего. Мне было бы интересно посмотреть его второй фильм, тогда уже может что-то стало бы яснее. Вместе с тем, мне кажется, что он достаточно крепок и силен, чтобы от этой тени освободиться. Такое ощущение возникает после просмотра первого фильма. Потому что я думаю, что некоторые моменты в этой картине, некоторые сцены не смог бы снять Герман-старший, и в этом смысле молодой режиссер движется куда-то дальше, не знаю пока куда.

Андрей Шарый: Андрей, как был воспринят фильм Андрея Звягинцева "Возвращение", участник конкурсной программы, и как он выглядит на фоне других престижных ее участников?

Андрей Плахов: Сегодня уже можно сказать, что фильм "Возвращение" по существу вошел в число главных лидеров фестиваля, а может и стал его главным лидером. Я держу перед собой газету "La Repubblica", где сказано что появился совершенно неожиданно претендент и, может, главный на "Золотого Льва" - картина "Возвращение" Андрея Звягинцева. Вчера она прошла с настоящим триумфом в большом зале Венецианского кинофестиваля. Овации длились больше 15 минут, публика не отпускала создателей фильма. Очень хорошо прошла пресс-конференция, великолепные отзывы прессы. Вчера уже вышла статья в "Corriere della Sera", где известный критик Тулио Кезич также пишет о том, что "Возвращение" - выдающийся фильм, лучший фильм фестиваля, и невозможно себе представить, чтобы создатели фильма уехали из Венеции без каких-то очень существенных призов.

Сегодня, по оценкам киножурналов, есть два киножурнала, в которых печатаются оценки итальянских критиков в виде звездочек или баллов, один я еще не успел достать, а во втором "Возвращение" идет на втором месте после фильма Такеси Китано "Затойчи". Вообще на фестивале три лидера. До вчерашнего дня их было два - фильм "Затойчи" Такеси Китано, знаменитого японского режиссера, и картина режиссера с Тайваня Цай Миньляня под названием "Прощай отель "Дракон". Собственно, по оценкам разных критиков, то один, то другой фильм выходил на первое место. А теперь в оценках экспертов появился фильм "Возвращение". Но не только эксперты, а и фестивальная публика, и люди, которые купили билеты, принимали картину действительно с восторгом, мы были этому свидетелями, и, видимо, у нее есть очень серьезные шансы на успех.

Андрей Шарый: Андрей, у вас, у киноспециалистов, в общем, достаточно неблагодарная задача: сравнивать иногда несравниваемые фильмы разных режиссеров, школ, направлений. Тем не менее, вы, очевидно, видели все эти три фильма-лидера. Сколько звездочек бы вы поставили фильму "Возвращение", и по каким причинам?:

Андрей Плахов: Я думаю, что все три фильма, о которых мы говорим, отличаются очень высоким профессиональным качеством и способностью доставить удовольствие аудитории. Я думаю, это одно из главных преимуществ картины Звягинцева, в частности, перед картиной Алексея Германа, потому что, конечно, там говорить об удовольствии можно только в неких эстетических кавычках, а что касается "Возвращения", то здесь гораздо больше режиссер апеллирует к эмоциям, хотя тоже пропускает их через призму эстетики. Фильм Такеси Китано - это чистое удовольствие, это абсолютно развлекательная картина, в которой режиссер не ставит перед собой никаких задач особенных гуманитарных или каких-то еще, а больше сосредотачивается на том, чтобы сделать настоящее развлечение. Достаточно сказать, что фильм заканчивается тем, что Такеси Китано в роли слепого самурая танцует степ в духе Джина Келли. И это действительно фильм великолепный. Но мне кажется, что новых каких-то горизонтов он не открывает. Я, наверное, поставил бы ему оценку "4", хотя осознаю, что он сделан великолепно. Фильм Цай Минляня я бы поставил, наверное, на первое место, поскольку считаю его очень выдающимся и недооцененным режиссером, который уже давно и очень продуктивно работает, но считаю, что фильм Звягинцева тоже вполне способен конкурировать, и тоже достаточно высоко я бы его оценил. Это действительно три лидера фестиваля.

Андрей Шарый: Андрей, два слова о сюжете фильма "Возвращение", о чем эта картина?

Андрей Плахов: Это психологическая драма, история отношений отца, который возвращается после 10-12 лет отсутствия в семью, забирает двух подростков сыновей на озеро, на рыбалку, чтобы установить с ними контакт и преподать, так сказать, урок мужского воспитания. Из этой запоздалой попытки ничего не получается, фильм кончается трагически. Вот, пожалуй, все, что можно сказать о сюжете, хотя этот сюжет абсолютно не объясняет того восторга, который испытывает публика, в частности, венецианская, перед картиной Андрея Звягинцева. Дело в том, что в ней великолепно снята природа, передано ощущение такого постоянного присутствия каких-то таинственных, мистических сил, которые как бы вторгаются в этот сюжет и поднимают его на новый уровень, придают ему другое измерение, создают некое мифологическое пространство вокруг простой, казалось бы, даже простейшей истории. Вот это умение создать атмосферу и раскрутить это мифологическое пространство вокруг сюжета - это действительно свойство очень хорошего режиссера. Видимо, Андрей Звягинцев таким является, во всяком случае, так его здесь восприняли, и будем надеяться, что картину ждет серьезный успех.

Андрей Шарый: Андрей, я вспоминаю, что международная кинокарьера и успех Эмира Кустурицы начались в свое время именно на фестивале в Венеции, где он получил первую крупную международную награду. Приоткройте нам закулисье Венецианского фестиваля. Традиционно здесь привечают дебютантов, или в выборе, скажем, между Звягинцевым и маститым Такеси Китано выбор будет сделан, скорее всего, в пользу известного режиссера?

Андрей Плахов: Предсказывать результаты любого фестиваля очень сложно, в а данной ситуации, может, сложно особенно. Не будем забывать, что председателем жюри является почти 90-летний Марио Моничелли, это классик итальянского кино, каковы его сегодняшние вкусы, предпочтения, ориентации - сказать крайне сложно. На фестивале показываются фильмы очень разные. Например, вчера был показан фильм француза Бруно Дюмона "29 пальм". Абсолютно экстремальная история, наполненная сексом, насилием и тем, что можно назвать существующим по ту сторону добра и зла. Публика свистела, вопила, уходила, возмущалась, некоторые все-таки остались, были и поклонники у этого фильма. То есть, я хочу сказать, что есть картины, которые вызывают самые экстремальные реакции, и понять, как будет в этой ситуации вести себя жюри, очень трудно. Единственное, что можно сказать: фильм Звягинцева безусловно вошел в число фаворитов. Безусловно, это будет иметь какое-то влияние на жюри, жюри видело, как публика принимала этот фильм. Кроме того, существует второе жюри, которое присуждает приз за лучший дебют. В этом конкурсе участвуют как фильм Звягинцева, так и фильм Алексея Германа. Насколько я знаю, фильм Звягинцева является фаворитом и этого жюри тоже на данный момент, но если он получит какой-то из важных призов в основном конкурсе... Тут могут быть самые разные варианты, самые неожиданные. Единственное в чем я почти уверен, бывают, конечно, какие-то роковые обстоятельства и случайности, но я почти уверен, что фильм "Возвращение" без какого-то хорошего приза не уедет.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Культура"
  • Программы, посвященные событиям культуры


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены