Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
29.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[07-09-02]

Два авангардистских художественных проекта в Санкт-Петербурге

Андрей Шароградский: В Санкт-Петербурге в эти дни представлены два авангардистских художественных проекта. Объединяет их то, что основаны они на новых технологиях, фантазии и нетрадиционном взгляде на мир. Из Петербурга передает наш корреспондент Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Дмитрий Гельфанд и Эвелина Домнич живут и работают в Нью-Йорке. В петербургском Музее Сновидений Фрейда они показали несколько своих кинофильмов. Создают их они весьма своеобразно. В мастерской работает нечто вроде паровой установке, изображения накладываются на клубы пара. Например, статуя Будды, то появляющаяся, то исчезающая в языках пламени. Весь этот фильм состоит из такого пульсирования. Основания идея художников - соединение искусства с наукой. Дмитрий Гельфанд называет свой проект "метафорической таблицей Менделеева", Эвелина Домнич озабочена барьерами между разными областями знаний.

Эвелина Домнич: У нас есть какая-то идея, мы приходим к физику или химику, говорим: вот мы хотим такой-то эксперимент осуществить. И нам говорят, вы знаете, такого никогда не было. То есть наука стала настолько специализированной, что никто не знает, что происходит в какой области. Но при этом каждый ученый может нам дать сверхтехнологию, которую знает только он.

Татьяна Вольтская: Работа в этом направлении заводит художников далеко. Например, к отрицанию того факта, что вечный двигатель невозможен, к созданию междисциплинарных аудиовизуальных инсталляций. Одна из таких инсталляций называется "Просыпающиеся саваны" и моделирует закаты или восходы. В галерее летают микрооблака, подобно приведениям в темной комнате. Другая инсталляция была создана после 11-го сентября.

Эвелина Домнич: В таком заброшенном доме были сотни художников, туда пришли, все почистили и выставили свои работы как акт, что город живет, город не сдается, мы продолжаем творить.

Татьяна Вольтская: В здании не было электричества и предметом, продуцирующим свет, оказалась медицинская капельница. Художники используют не только кинопленку и музыку, но и пар, свет, электроны и даже вибрацию молекулы. Это трудно вообразить, но, оказывается, вибрируя, молекула звучит. После просмотра фильмов, художники рассказывали о них, сидя босиком на коврике, изображающем тигровую шкуру. Авторы другого проекта явились публике отнюдь не босиком и не в обители снов, а в клубе "Астория", и представляли не облака или языки пламени, а вполне конкретные предметы. Например, электронную медузу, танцующую в стеклянной колбе под музыку. Или радиоуправляемый домкрат: ставишь под машину и, не пачкая рук, любуешься, как он сам ее поднимает. Все эти вещи объединены одной идеей - проектом "Ни у кого. Нет", цель которого осчастливит нас возможностью дарить друг другу то, чего нет и не может быть у соседа. В руках у менеджера проекта Андрея Фантона таинственная ложка с дисплеем.

Андрей Фантон: Скажем, есть проблема - пришло много гостей, и вы не знаете, сколько надо положить ложек кофе на десять чашек. Вы набираете "10 чашек". Все гости любят кофе покрепче, я набираю "крепкий кофе", надо положить 8 ложек.

Татьяна Вольтская: За ложкой, естественно, появляется чашка, тоже непростая.

Андрей Фантон: Предположим, вы залили кофе, залили сливки, положили сахар. Зачем размешивать ложкой, когда можно нажать на кнопку, и чашка за вас все размешает.

Татьяна Вольтская: Собираются данные о новинках во всем мире, узнают, есть ли российские аналоги, и если нет - такую вещь закупают и сертифицируют. Сейчас в каталоге "Ни у кого. Нет" 150 названий, от двухдолларовой зажигалки до прогулочной яхты за 30 тысяч долларов. Лично меня пленило умное мусорное ведро.

Андрей Фантон: Зачем ставить в офисе обычное мусорное ведро, которое испачкается, сломается, вы будете какую-то педальку дергать, которая тоже сломается. К нашему мусорному ведру можно поднести руку, оно само откроется, и когда вы руку уберете, оно закроется. Можно даже в баскетбол по сути дела играть, то есть вы бросаете бумажку, она летит, ведро открывается, потом раз - оно захлопывается.

Татьяна Вольтская: А еще есть дрессировщик домашних животных. Допустим, собака повадилась спать на новом диване, так на этот случай изобретено устройство, испускающее ультразвуковой сигнал, пугающий собаку. И животному никакого вреда, и диван чистый. А еще есть говорящий фотоальбом: открываешь страничку, а она тебе сообщает, кто там веселится на фотографии и по какому поводу. А еще совсем уж таинственная, радужная вещь с кнопками, нажал одну - птички поют, нажал другую кнопку - волны плещут. С одной стороны, это вроде как игрушки, с другой игрушки довольно серьезные. В парящем кубе для фотографий, например, использован тот же принцип, что и на немецких железных дорогах, где колесо как бы зависает над рельсами. Наука больше не кажется высоколобой, она как бы присела на корточки и решила поиграть с простыми смертными, как с детьми. Петербург город мрачный, спасаться можно, только веселясь. В конце концов, разве не весело смотреть на танцующую медузу или держать в руках кочергу, которая, когда шевелит угли, сама же их и раздувает.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Культура"
  • Программы, посвященные событиям культуры


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены