Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[15-01-05]

Современные певцы-гусляры

Александр Гостев: Гости нашего эфира сегодня – музыканты из содружества певцов-гусляров «Калики» Андрей Байкалец и Юрий Стрельников. Андрею Байкальцу 41 год, в школе он был страстным битломаном, играл на барабанах в местном вокально-инструментальном ансамбле «Ностальгия», был актером иркутского театра народной драмы. В 91 году, приняв православное крещение, посетил в качестве паломника Дивеево, Оптину пустынь и начал учиться игре на гуслях. В 2001 году стал одним из организаторов содружества певцов-гусляров «Калики». Сорокалетний Юрий Стрельников имеет классическое музыкальное образование, работал в московской филармонии. После знакомства с Андреем Байкалцом – член содружества певцов-гусляров «Калики». В екатеринбургском бюро Радио Свобода с музыкантами беседовала Светлана Толмачева.

Светлана Толмачева: Здравствуйте, Андрей, и здравствуйте, Юрий. Андрей, по каким признакам можно отличить калику-профессионала от калики-любителя?

Андрей Байкалец: Наверное, то определяется публикой по мастерству исполнения. Сразу приведу живой пример. Был знаменитый раскрученный юбилей Александра Сергеевича Пушкина. И у нас есть в Москве парк Коломенское, где мы очень часто любим выступать в погожие теплые дни. В арочке перед входом в храм Иконодержавной Божьей матери мы садимся и играем. В этот же день пригласили профессиональных музыкантов из Гнесинки, которые играли на подиуме, специально для них устроенный, профи-гусляры. А мы, можно сказать, хотя давно занимаемся этим делом, мы себя как таковыми профессионалами не считаем, люди из народа. И когда люди кругом шли, подходили к ним, подходили к нам и говорили такие интересные вещи: «Ребята, странное дело - и там гусляры, и вы гусляры, а музыка разнится как земля и небо». Их называли землей, а нас почему-то в небо записали.

Светлана Толмачева: А чем современный калик похож и не похож на тех, которые упоминаются в былинах, в сказаниях?

Андрей Байкалец: Древние калики, былинные калики они жили в очень интересную эпоху, которая была напитана самим содержанием, духом. Нам сегодня сложнее. Мы жили в советское время, воспитывались в советское время, когда о духовности, о душевности часто забывалось. И мы теперь по крупицам пытаемся восстановить то состояние калика, который ходил в старые времена и приблизиться к этому духу, чтобы через песни, через свое мастерство передать это настроение. И чтобы люди, когда слушали наши песни, не просто радовались, получали удовольствие, а чтобы они погрузились в ту эпоху, в которой жили древне калики.

Светлана Толмачева: На концертах, на фольклорных фестивалях вы калик, а в жизни вы кто?

Андрей Байкалец: Я и в жизни такой же человек. Я не обременен семьей и странствую по Руси. Меня даже назвали странствующим гусляром, это я не брал себе такой эпитет. Единственное, когда выходил мой первый альбом каличьих песен из сборника Кирши Данилова, кстати, уральского знаменитого сказителя, я взял псевдоним Андрей Байкалец. Так как я сам сибиряк, родом с озера Байкал. И сегодня я осуществляю миссию и пытаюсь жить в шкуре калика, странствуя по Руси и сочиняя, складывая сам музыку, собирая былины, духовные стихи и даже пою современные песни.

Светлана Толмачева: Если не секрет, откуда берутся средства на перемещение по стране? Ведь не пешком ходите?

Андрей Байкалец: Конечно. Хотя на моем выпущенном диске с помощью подворья Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге написали, что я пешком пришел из Иркутска в Москву. Конечно, я не смог бы этого сделать. Во-первых, и амуниция немаленькая. У нас помимо гуслей есть в арсенале и колесная лира, и костюмы у нас очень интересные этнические, и целый арсенал инструментов – там и сопели, и свирели, и варганы. Мы с собой носим термосы, завариваем фирменный чай. Я собираю лечебные травы на Байкале. Поэтому с таким арсеналом тяжело пешком ходить. И, знаете, время не то. Если в старину можно постучаться в любое подоконье и сказать: «Пустите Христа ради», и тебя обогреют, накормят, напоят, то сейчас, извините, мы знаем, что постучись к кому-нибудь, в лучшем случае тебя куда подальше отправят, а в худшем могут и дырку в голове сделать.

Светлана Толмачева: И как же вы решаете эту проблему?

Андрей Байкалец: Мы решаем очень просто. В последнее время нас стали часто приглашать, потому что большой интерес проявляется к этнической музыке. Мы люди православные, часто ездим по приходам, по монастырям. Когда деньги кончаются, мы просто становимся на улице, достаем инструменты, ставим шляпу и начинаем играть. И через буквально два часа у нас есть и на поезд деньги, и нас в гости пригласят, дают телефоны, где можно пожить, куда можно приехать. Слава богу, мы в России, а с голоду в России не помрешь.

Светлана Толмачева: Юрий, сейчас Андрей рассказал, что сам о с Байкала. Вы же, насколько мне известно, долгое время жили в Новгороде, потом перебрались в Москву. Как ваш дуэт сложился, как вы познакомились?

Юрий Стрельников: Познакомились совершенно логично. На Арбат когда я пошел в очередной раз играть «на шляпу», я увидел на том месте, где я раньше играл, еще одного гусляра. Удивился и возрадовался, что не один я. Потом вместе музицировали, на концертах выступали.

Светлана Толмачева: Вы сейчас в студии со своим инструментом. Насколько мне известно, в магазине музыкальных товаров такой штучный товар не продается - это авторская работа. Есть ли история вашего инструмента, вашей гуслей?

Юрий Стрельников: Я хотел бы упомянуть этого доброго человека, который помог приобрести этот инструмент. Потому что, очередной раз музицируя на Арбате, ко мне подошел человек: «Мне очень нравится, как звучат гусли, как ты поешь. Я хотел бы, чтобы твои гусли звучали по всей России». Я дал чертеж мастеру, он сделал инструмент, и этот человек выплатил этому мастеру серьезную сумму. Когда мы встретились, я подарил ему свою кассету, и он был очень рад.

Светлана Толмачева: Чтобы оценить звучание ваших гуслей и познакомиться с репертуаром калик, я предлагаю вам исполнить что-то, что было бы созвучно сегодняшнему предпраздничному настроению.

Андрей Байкалец: На Руси на Рождество любимое исполнение, особенно ребятишек – это особый детский рождественский праздник, святки шли в Рождество, десять дней святые дни были. Дети ходили колядовали, а во время колядования они пели святочные песни. И мы исполним колядку «Днесь Христос родился». Это колядку я нашел в сборниках духовных стихов и положил на музыку, это уже моя музыка. Ее исполняют сейчас очень многие.

Светлана Толмачева: Андрей, скажите, как встречаются Новый год и Рождество калики?

Андрей Байкалец: У нас такая поговорка – «им песня строить, нам жить помогает». Мы, естественно, в Рождество имеем много приглашений. Нас много знают, мобильная связь помогает принимать заказы. Очень много приглашений именно на Рождество и Новый год. Мы разучиваем новые песни, новые рождественские песни, новогодние, праздничные. По приглашениям приходим в те места, где собирается побольше ребятишек, и стараемся им принести эту радость. То есть мы встречаем ударным трудом наши праздники.

Светлана Толмачева: Эту беседу мне хотелось бы завершить одной из ваших песен. Скажите, что это будет?

Андрей Байкалец: Нам бы хотелось исполнить благодарственный духовный стих, это так называемый Гимн каликов перехожих. Этим стихом мы всегда заканчиваем наши выступления. Сегодняшнюю встречу на уральской земле, собравшись в стенах вашего радио, мы бы хотели исполнить для всех ваших радиослушателей.


Последние материалы по теме:


См. также:

  • Последние новости на тему "Культура"
  • Программы, посвященные событиям культуры


  • c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены