Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
16.4.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Liberty Live
[11-06-01]

Памяти Савва Кулиша

Говорят директор музея истории и кино Наум Клейман и литовский актер Донатас Банионис

Ведущий итогового информационного часа Сергей Данилочкин:

9 июня умер кинорежиссер Савва Кулиш. Предположительно, его похороны состоятся 14 июня. Корреспондент Радио Свобода Илья Дадашидзе дозвонился людям, знавшим Савву Кулиша и попросил их поделиться своими чувствами и воспоминаниями. Говорит директор музея истории и кино Наум Клейман:

Наум Клейман:

Смерть Саввы Кулиша - для нас для всех ужасный удар. И нелепая неожиданность - несколько дней назад мы видели его на трибуне Дома Кино, на пленуме Московского союза кинематографистов, который он возглавлял. Он был немножко усталый, но кто же сейчас не устал из тех кинематографистов, кто не ноет о прошлом, а пытается делать дело. А Савва Кулиш всегда был в деле. Я помню его еще ВГИКовским оператором, кто бы подумал, что это будущий автор "Мертвого сезона", который полюбит весь народ; его "Мертвый сезон" остается до сих пор одним из самых любимых фильмов советского производства, хотя бы потому, что это не обыкновенный триллер или гимн спецслужбам, а это картина антифашистская, картина, направленная против массовых преступлений против человечности. В этом смысле Савва Кулиш был настоящим учеником своего учителя Михаила Ильича Ромма, у которого он учился на "Обыкновенном фашизме", был его ассистентом. И вместе со своим товарищем по практике... он сделал первую документальную картину - смонтировал хронику - остатки от фильма Михаила Ильича Ромма под письма солдат немецких, убитых под Сталинградом. И я помню, как щемило сердце у всех, кто видел этот маленький получасовой фильм, что, оказывается, жертвами нацизма были не только соседние страны и народы, но и, прежде всего, сам немецкий народ. И в этом смысле Савва Кулиш конечно был гуманистическим художником.

Как всякий "шестидесятник", конечно, он был романтиком. Он не ограничивался только антифашистской тематикой, разоблачением фашизма, хотя потом обратился еще раз к этой теме... Он хотел добра людям. И в этом смысле его экранизация "Сказок Старого Арбата" Арбузова - это попытка прикосновения к струнам нежности. Он сам был очень нежным человеком, и это очень оценила наша молодежь нынешняя. В последние годы он был занят огромным циклом о Москве, который поручил молодым, а молодые очень разборчивы. Они выбирают учителей не по велению свыше, не по велению сбоку, а по велению сердца. И я знаю, сколько молодых сегодня оплакивает его смерть, потому что они потеряли не только наставника, они потеряли старшего друга. Смерть всякого художника - трагедия, а такого чистого художника, как Савва Кулиш - вдвойне.

Сергей Данилочкин:

Это был директор музея истории и кино Наум Клейман. По его мнению, одна из главных работ Саввы Кулиша - кинокартина "Мертвый сезон". Главную роль в этом фильме сыграл литовский актер Донатас Банионис. Илья Дадашидзе дозвонился в Паневежис, где сейчас находится Банионис. Вот что рассказал актер, которого с Саввой Кулишом связывали годы совместной работы:

Донатас Банионис:

О Савве я очень многое мог бы рассказать, потому что для меня он очень-очень важный режиссер. Я был приглашен - я его совсем не знал, и мне показалось, что он ошибся, если он пригласил меня на такую роль, такого героического плана, но потом, когда я с ним встретился, я увидел, что как раз наши взгляды, художественные понятия совпадают стопроцентно. И поэтому мы работали с ним очень, я не сказал бы, что легко работалось, но работалось очень от души. И самое главное - что было написано в сценарии мы переделывали просто на ходу, чтобы найти больше человеческого, а не героического. В то время, особенно, в то время когда снимался "Мертвый сезон", был такой шаблон, что советский разведчик должен выглядеть как советский разведчик и так далее. А у меня как раз таких данных не было. Поэтому работать с ним совсем по-другому пришлось, и я рад, что мы как раз сделали так, чтобы показать Человека.

Как я сейчас узнал о его смерти - я даже не мог поверить, потому что мы 18 мая в Москве встретились, смотрели спектакль в театре Вахтангова, и потом, после спектакля, немножко поговорили, и мы договорились о дальнейшей работе, что мы будем продолжать наши творческие встречи и будем еще снимать - я бы не сказал что продолжение "Мертвого сезона", но какая-то была бы связь с "Мертвым сезоном". И вот мы договорились о том, что будем работать и будем встречаться, я очень был рад, потому что, еще раз повторяю: это был мой режиссер, с которым и работать хотелось бы... И вот, когда узнал - я был просто как убит, я не мог поверить этому. Ну что же, судьба такова, и уже мы с ним, конечно, не сможем работать - это очень и очень печально. Можно говорить очень много, мы с ним еще встречались и так - в жизни, и всегда было приятно, потому что это - настоящий художник, настоящий думающий человек.


Другие материалы за ближайшие дни:

c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены