Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)
22.12.2024
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
[17-04-01]
Выставка Александра Дейнеки в Третьяковской галерееМарина Тимашева, Москва: В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка графики и живописи Александра Дейнеки из собрания курской областной картиной галереи. Александр Дейнека родился в Курске и здесь же получил первые уроки рисования. В 1935-м году он подарил новой галере два своих произведения, которые послужили началом новой коллекции. Теперь здесь около 1000 его работ, сто из них - графических и живописных - экспонировано в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Александр Дейнека служил советской власти верно и из искреннего энтузиазма, оттого-то искренне неверно представление о его творчестве. Оно связано с образом художника- станковиста, одного из основоположников и идейных вдохновителей так называемого сталинского "большого стиля". Говорит директор Курской областной картинной галереи Игорь Припачкин: Игорь Припачкин: Александр Дейнека - художник неоднозначный, и творчество его имеет два аспекта. Вот один аспект - официальный, в частности, существует такое мнение, что Дейнека - чрезвычайно ангажированный человек с очень счастливой творческой судьбой. Действительно, вот две станции метро - "Маяковская" и "Новокузнецкая" - украшены его мозаиками, и вот жизнь его ассоциируется с подобными работами. Другая сторона Александра Дейнеки, которая малоизвестна, в связи с тем, что идеологическая программа нашего государства предпочитала не говорить об этом, вот эта сторона - Дейнека, который может расцениваться как лирик, может расцениваться как поэт, Дейнека, который может расцениваться как человек каких-то особенных своих убеждений, Дейнека, который не всегда открыт, в частности, вот для диалога с властью, Дейнека, который имеет свой внутренний мир. Вот наша коллекция - она по преимуществу представлена подобными произведениями. Марина Тимашева: Ученик Нивинского и Фаворского, Дейнека занимался не только мозаиками на Маяковской и Новокузнецкой, не только росписями плафонов Театра Армии или созданием громадных панно для советских павильонов на Всемирных выставках в Париже и Брюсселе. Все, что " не только", экспонируется в Третьяковской галерее. И предъявляет миру другого Александра Дейнеку. Здесь журнальная и книжная графика, масса женских портретов ( некоторые напоминают модильяниевские), замечательные реалистические пейзажи. Урбанист и певец индустриализации с нежностью пишет коров и неброские натюрморты. Его итальянские картины "Рим" или "Итальянский мотив" напоминают про фильмы итальянских неореалистов, а женские портреты 40-х - о Ренуаре. Акварель "Эстрадные танцы" хоть сейчас вывешивай на афиши мюзик-холлов. Дело не в том, что многие работы выполнены в акварели или пастели, но в том, что они акварельны и пастельны по атмосфере. А то, что Дейнека был станковистом и пропагандистом, не отменило вынесенного ему в определенное время обвинения в формализме. Другие материалы за ближайшие дни: |
c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены
|