Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)
21.12.2024
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
[16-04-01]
Будущие монументы МосквыМарина Тимашева, Москва: Московская городская Дума приняла в первом чтении список из 18-ти монументов, которые предполагается установить в столице. Это памятники великим деятелям культуры, а также монумент солдатам, погибшим в горячих точках. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Общественное неудовольствие, как реакция на памятник Петру Первому работы Зураба Церетели, подвигло Московскую Городскую Думу на разработку Закона о порядке установления памятников в столице. Рассказывает депутат МГД Евгений Бунимович: Евгений Бунимович: История этого закона очень своеобразна. После известных скандалов вокруг церетелевского памятника Петру возник вопрос о том, как устанавливать в Москве памятники, кто решает, кто проводит конкурс и так далее. Здесь надо сказать, что наш закон оказался ноу-хау, потому что в мире аналогов таких законов нет. Мы прописали всю процедуру, создали при Московской Думе комиссию по монументальному искусству, куда вошли очень известные профессионалы: во-первых, председатель комиссии профессор Петров, архитектор, директор искусствознания Комеч, профессор-искусствовед Нина Молева, директор государственного Центра современного искусства Леонид Баженов, известный всем Дмитрий Александрович Пригов и многие-многие другие. Те, кто желает, могут обратиться в эту комиссию - здесь очень демократическая процедура - и эти предложения будут, конечно, рассмотрены. Прежде всего, конечно, тех, кто осознает, какие могут быть финансовые средства, какова идея, почему это необходимо Москве и так далее. Марина Тимашева: На вопрос о том, не напоминает ли Закон о временах государственного заказа ( эту идею в отношении кино активно продвигает Министерство культуры РФ) или о советском плане монументальной пропаганды, Евгений Бунимович отвечает отрицательно: Евгений Бунимович: Идея, конечно, в некотором смысле напоминает план монументальной пропаганды. Но разница очень существенная с большевистской идеей - не сверху спускается идея. Любой человек, будь-то Владимир Владимирович Путин, или любой житель Москвы, или другого города, любое общество может обратиться с предложением. Комиссия рассмотрит это предложение. Собственно говоря, цель комиссии - понять, надо ли устанавливать такой памятник, имеет ли это смысл с этической точки зрения, с эстетической точки зрения и так далее. Марина Тимашева: Вы могли обратить внимание на то, что в Комиссию входят люди с очень разными эстетическими пристрастиями. С одной стороны, академические ученые, как Комеч или Молева, с другой - архитектор по образованию и очень авангардный поэт Дмитрий Пригов, или много лет прослуживший чиновником Министерства культуры Леонид Баженов, называющий Сергея Бугаева (Африку) ярчайшим выразителем современных тенденций в искусстве. Разность взглядов, видимо, должна обеспечить объективность в составлении списка памятников. Евгений Бунимович: Там создался этот список, который в первом чтении принят Московской Думой. Там есть памятники, о которых известно, что они ставятся в Москве, скажем, памятник Булату Окуджаве на Арбате, поскольку Франгулян уже выиграл конкурс, который был по поводу памятника Окуджаве - это замечательная работа, которая, я надеюсь, появится на Арбате. Это другие предложения. Скажем, памятника по Мандельштаму, который предложило Мандельштамовское общество - я надеюсь, что здесь будет какое-то иное решение, не обязательно сидящий, идущий или стоящий Мандельштам. Могут быть и какие-то иные образные решения. Еще важно, как это выглядит. Марина Тимашева: Помимо памятников Окуджаве и Мандельштаму, в Москве появятся скульптурные изображения Ивану Тургеневу, Николаю Карамзину и Василию Сурикову. Памятник Сурикову будет установлен возле здания Российской Академии искусств, и на него выделяется 10 миллионов рублей из городского бюджета. Можно было бы предположить, что памятник оплачен городом из-за связей с московским правительством Ильи Глазунова, но на увековечение памяти Булата Окуджавы выделены те же 10 миллионов рублей из того же городского бюджета: Евгений Бунимович: Дальше уже комиссия определяет место, определяет примерную стоимость, которая возможна здесь, а дальше, если этот бюджет города, то город смотрит: есть ли у него сегодня деньги на это, а если нет, то это остается как предложение, которое по мере появления денег может быть реализовано. Если это частная инициатива - скажем, один издательский дом у нас обратился с предложением установить памятник Дюма. Поскольку комиссия была не против такого памятника, то этот издательский дом и будет реализовывать установку бюста Дюма в Москве, который не только был в Москве, как известно, но и является одним из самых читаемых у нас зарубежных авторов. Есть и другие проблемы: вот, например, совершенно точное было предложение о том, чтобы установить в Москве памятник нашим солдатам, которые погибли в разных конфликтах - в Афганистане, в Таджикистане, которых называли когда-то "воинами-интернационалистами" - эта фраза ничего не означает. И совсем не всегда правильными были цели, который Советский Союз пытался решить таким способом, да и Россия, а сами солдаты не только не виноваты, но они честно исполнили свой долг перед страной, и, конечно, надо им ставить памятник. Марина Тимашева: Известно, что бюст Александра Дюма будет установлен напротив французского посольства в Москве, а где будет установлен этот монумент? Евгений Бунимович: Возник даже такой вопрос - во-первых, где? Я считаю, что правильно было бы установить его на Поклонной Горе... Марина Тимашева: Очень существенный вопрос: что будет написано на этом памятнике? Евгений Бунимович: Конечно, это должен быть памятник именно солдату, именно тому, кто выполнит свой долг перед родиной, а называть это "воинам-интернационалистам" или так, как было написано в предложении, "защищающим государственные интересы России"... А кто его знает - политики затащили в какой-то конфликт - имел ли он смысл по интересам России? Марина Тимашева: "По интересам России" все эти памятники имеют смысл, а вопросы о художественном результате обсуждать пока рано. Приятное впечатление оставляет только один памятник, возведенный в столице в последнее время. Это фигура Юрия Никулина, выходящего из машины в клоунском наряде и башмаках и направляющегося к парадному входу Цирка на Цветном бульваре. Другие материалы за ближайшие дни:
|
c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены
|