Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
21.12.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Выборы-2000
[06-04-00]

Liberty Live -
Выборы губернатора Санкт-Петербурга. Есть ли альтернатива Владимиру Яковлеву?

Программу ведет Михаил Соколов. Он беседует с депутатом Государственной Думы России Юлием Рыбаковым и социологом из Санкт-Петербурга Леонидом Кисельманом.

Михаил Соколов:

Итак, мы хотели обсудить ситуацию в Санкт-Петербурге. Сейчас отделение СПС в этом городе выдвинуло кандидатуру Юлия Рыбакова на пост губернатора. Юлий Андреевич, поддержала ли вас в намерении баллотироваться фракция СПС?

Юлий Рыбаков:

Да, только что закончилось заседание фракции СПС в Думе, было принято решение поддержать инициативу о моем выдвижении, и принято решение о необходимости впоследствии, после регистрации нашего кандидата, продолжать переговоры с фракцией "Яблоко" о нахождении единого кандидата, который бы отвечал интересам демократического лагеря нашего города.

Михаил Соколов:

Юлий Андреевич, но у "Яблока", насколько я понимаю, есть два претендента: Игорь Артемьев - бывший вице-губернатор, и Петр Шелищ - депутат Думы. Они то разобрались, кто будет вести переговоры с вами?

Юлий Рыбаков:

Пока нет. Мы ждем их шагов, чтобы они разобрались в собственных кандидатах, а затем, имея результаты социологических опросов, приступим к переговорам.

Михаил Соколов:

Что вас заставляет баллотироваться, вы ведь не собирались до последнего времени баллотироваться на этот пост?

Юлий Рыбаков:

Надо сказать, что еще достаточно давно СПС принимал решение о поддержке кандидатуры фракции "Яблока" на этих выборах - это был Степашин. Мы были готовы поддержать его как кандидата от "Яблока". К сожалению, аппаратные подковерные интриги вокруг президента лишили нас этой возможности, а затем, когда фракция "Яблока" повела переговоры с Валентиной Матвиенко. СПС также вел эти переговоры, и мы готовились принять решение о поддержке единого кандидата Валентины Матвиенко. Однако, и здесь аппаратные игры помешали нам принять это решение. У нас создается впечатление, что кого бы ни попытались поддержать сегодня демократы, даже если бы это вдруг оказался господин Яковлев, определенные группы в администрации президента будут против любого кандидата, поддерживаемого правыми и "Яблоком".

Михаил Соколов:

Вопрос социологу Леониду Кисельману: с вашей точки зрения, каковы шансы у единого кандидата от демократических сил - СПС и "Яблока", если они договорятся?

Леонид Кисельман:

Слово "договорятся" является ключевым. Если произойдет это объединение - давайте вспомним, Петербург имеет давнюю традицию голосовать за определенные ценности и приоритеты, и если их выразители будете консолидированы, то у этого человека есть шансы получить голоса минимум 30 процентов участников выборов, но для этого нужна какая-то однозначность. Понятно, что в ситуации разброда и неопределенности большинство жителей предполагает отдать свои голоса действующему губернатору, потому что других на горизонте нет. Более того, надо сказать, что значительная часть тех, кто голосовал в декабре, на парламентских выборах, за "Яблоко" и СПС, предполагают голосовать за губернатора, не видя демократических кандидатов. В случае выдвижения такого кандидата, я думаю, что так как осталось около месяца, это очень сложно, но не безнадежно.

Михаил Соколов:

А какова все-таки поддержка Владимира Яковлева?

Леонид Кисельман:

Да, его действительно поддерживает более половины избирателей, но в условиях отсутствия альтернативы. Та альтернатива, которая нам предлагалась - Валентина Матвиенко, при всех ее достоинствах стилистически никак не идентифицировалась как представитель демократического направления. Это показывают все опросы. Люди, которые поддерживают демократические партии никоим образом не откликнулась на заявления лидеров о том, что Валентина Ивановна их человек и по-прежнему не хотели отдавать ей голоса. Она получала порядка 10 процентов сторонников "Яблока" и 15 - сторонников СПС.

Михаил Соколов:

Юлий Андреевич, может быть, вам стоит поблагодарить Владимира Путина за то, что он отказался использовать административный ресурс в поддержку Валентины Матвиенко и у вас теперь есть возможность работать с избирателями, а не натужно поддерживать бывшую комсомольскую активистку?

Юлий Рыбаков:

Может быть... У меня все-таки не повернется язык благодарить за это, тем более, что и Степашин, который мог бы противостоять криминалитету в нашем городе, тоже был снят не без участия действующего президента. Если же говорить о шансах кандидата для демократов, то кандидатом для демократов сегодня, наверное, могла бы стать Галина Васильевна Старовойтова, которая ставила перед собой задачу объединения демократических сил нашего города, которой это удавалось, и с чьей подачи началось создание СПС. Увы, сегодня ее нет с нами, но мы обязаны продолжать ту же политику, и мы - партия "Демократическая Россия", которую я возглавляю, делаем это сегодня в рамках СПС. Я убежден, что у нас не осталось другого выхода - мы обязаны, это просто долг перед жителями нашего города - объединить свои усилия и доказать свою договороспособность. Я имею в виду случай "Яблока" и СПС.

Михаил Соколов:

А каковы ваши претензии к губернатору Владимиру Яковлеву? Его в разных публикациях пытаются связать с криминальными структурами, но никаких конкретных прямых доказательств пока нет.

Юлий Рыбаков:

Я вижу одно прямое доказательство: это та непрерывно удлиняющаяся цепь громких политических и экономических убийств, которая тянется изо дня в день, из месяца в месяц, из года в года в нашем городе свидетельствует о том, что и администрация города, и губернатор не справились с криминальной ситуацией. Они уклонились от борьбы с этой ситуацией. Когда губернатор заявляет: "Это не мое дело, этим должна заниматься милиция", - хотя фактически каждое политическое или экономическое убийство в нашем городе так или иначе затрагивает репутацию администрации, в том числе, и губернатора, который обязан был бы заботиться и о собственной репутации, и о репутации городской администрации, но этого не делает. Это говорит о том, что администрация достигла той степени разложения, когда дальше терпеть ее уже невозможно.

Михаил Соколов:

Социолог Леонид Кисельман, как вам кажется, все-таки этот штамп - "криминальная столица", применительно к Петербургу, как он откликается в массовом сознании? Некоторые считают, что петербуржцы на это обижаются. Сам губернатор Яковлев и подконтрольные ему СМИ в Санкт-Петербурге пытаются доказать, что все это спущено из Москвы, навязано и так далее.

Леонид Кисельман:

Понятие "криминальная столица" в массовом создании больше связано с уличной преступностью. А в этом отношении, мне кажется, что в последнее время обстановка не столь неблагоприятна или напряжена. Такого разгула уличной преступности, как в начале 90-х, в городе уже нет. Во всяком случае, люди уже, как бы, могут вечером более-менее спокойно возвращаться домой, не опасаясь, что подвергнутся насилию.. А что касается громких и нераскрываемых убийств, то, конечно, это давит на сознание. Но мне кажется, что в общественном сознании опять-таки существует такое: "Это не нас касается, это они между собой". Громкие убийства, как правило, все-таки затрагивают людей из элиты.

Юлий Рыбаков:

Да, я согласен, действительно, уличная преступность пошла на убыль, не только в Петербурге, но и в других городах, а от громких убийств у рядового прохожего если вы его спросите, ощущение действительно такое , что он вам скажет "Ну, это они там между собой разбираются". Ведь даже откровенно политическое убийство Старовойтовой, и то губернаторская пресса представила нам, как попытку решения каких-то коммерческих вопросов, хотя прекрасно знала, что это не так. Это делается совершенно сознательно, для того, чтобы, во-первых, исключить из поля общественного внимания, связанные с политическим террором вопросы, и просто убедить людей в том, что они должны заниматься вопросами добывания хлеба и воспитания детей, оставив судьбу в руках уже действующих властителей.

Михаил Соколов:

Еще один вопрос депутату Государственной Думы Юлию Рыбакову: вам ничего неизвестно о ходе расследования убийства Галины Старовойтовой? Депутаты же, наверное, запрашивают правоохранительные органы?

Юлий Рыбаков:

Я делал такие запросы после публикации в "Аргументах и Фактах" очередной клеветы о том, что Галина Васильевна, якобы, была убита из каких-то корыстных криминальных интересах, и что это выявлено правоохранительными органами, которые прекратили разработку политической версии. Я сделал запросы в ФСБ, и в МВД, и получил оттуда подтверждение того, что никаких подобных заявлений не делалось этому журналисту, и что продолжают разрабатываться все версии, в том числе и политическая, МВД дало справку о том, что за время проведения операции по поиску убийц ими было найдено, если я не ошибаюсь. 48 стволов различного оружия и два или полтора вагона боеприпасов, и еще много чего, но убийц Галины Васильевны они так и не нашли.

Михаил Соколов:

Я хотел спросить социолога Леонида Кисельмана: Леонид Евсеевич, имеют ли в Санкт-Петербург какие-то шансы кандидаты, которые левее правых и "Яблока"? Некоторые из них, например, Юрий Болдырев активно выступают за борьбу с криминалом и разоблачают различные финансовые нарушения, в том числе, и администрации в Петербурге?

Леонид Кисельман:

У нас сегодня разоблачают финансовые и прочие нарушения все - и коммунисты, и так далее. Юрий Болдырев - достаточно хорошо известный городу человек, в силу демократических преобразований начала 90-х годов, с тех пор город живет вместе с ним, привык к нему. Каких-то неожиданностей, я боюсь, от него уже ожидать невозможно У него сложился более-менее устойчивый остаточный электорат. Но на последних выборах он проиграл своему бывшему помощнику Попову. Это на выборах в одной восьмой города, причем, в его родном Московском районе. Он сегодня имеет в городе порядка 5, 6, максимум - 8 процентов готовых участвовать в голосовании, Это - самый лучший результат на который он может рассчитывать.

Михаил Соколов:

А коммунисты, как вы считаете, поддержат Яковлева?

Леонид Кисельман:

Пока коммунисты имеют Терентьева - он выдвинут и имеет порядка 3-4-х процентов голосов, они еще будут работать, наверное, сегодня появилось сообщение, что должен здесь появится Челенгаров. Насколько я понимаю он тоже предполагает рассчитывать на эту часть электората. Но все это речь идет о первом туре. Что касается второго тура - то тут двух мнений быть не может - конечно, коммунисты будут поддерживать Яковлева во втором туре.

Михаил Соколов:

Юлий Рыбаков, как вы оцениваете возможность появления в родном городе вице-спикера Артура Челенгарова?

Юлий Рыбаков:

Я думаю, что это пустое. В первую очередь нам следует думать о том, что на последних думских выборах СПС получил в нашем городе 21 процент голосов, и я в индивидуальном порядке получал в этом городе от 21 до 27 процентов. "Яблоко", если я не ошибаюсь, получало порядка 15 процентов в нашем городе, поэтому нахождение единого кандидата, и решение, что это - единый кандидат от обоих сил дает нам, по меньшей мере, 30 процентов. Но я думаю, что у нас есть шанс увеличить этот результат и твердо выйти во второй тур.

Михаил Соколов:

Юлий Андреевич, а вы собираетесь провести консультации с Болдыревым?

Юлий Рыбаков:

Я думаю, что мы не должны исключать в этих переговорах никаких вариантов.

Михаил Соколов:

Сколько времени вы отводите на переговоры - ведь чем раньше появится единый кандидат, тем лучше?

Юлий Рыбаков:

Я думаю, что здесь необходимы несколько дней после регистрации всех кандидатов.

Михаил Соколов:

Леонид Кисельман, как вы считаете, можно ли провести какие-то примеры среди возможных претендентов на пост губернатора от демократов и в какие сроки?

Леонид Кисельман:

Это чисто техническая задача, и она решается. В нашем городе есть минимум пять-семь центров, которые занимаются наблюдением за общественным сознанием. Я думаю, что в этой ситуации самое простое - не пытаться протолкнуть какой-то один центр: можно воспользоваться данными сразу нескольких центров. Даже последние наши замеры - мы соотносили результаты получаемые нами в последний месяц, и отличие на уровне одного двух процентов.

Юлий Рыбаков:

Есть электронные технологии, которые позволяют фиксировать каждый результат, и все его участники и заинтересованные лица могут проверить чистоту этих результатов до последней запятой.

Михаил Соколов:

Как лучше - регистрироваться, а потом снимать кандидатуру, или регистрировать одного кандидата? Осталась неделя.

Юлий Рыбаков:

Дело в том, что регистрация одного из кандидатов сегодня, когда ни у одного из кандидатов нет регистрации и возможности выверить свой вес в глазах избирателей практически нереальна. После регистрации за время, которое мы потратим на сбор подписей, а это тоже определенная возможность знакомства города с кандидатами, есть возможность определить симпатии.

Михаил Соколов:

Вас не пугает, что вы в каком-то смысле пойдете против воли только что избранного президента Владимира Путина, которого поддержали более 60 процентов жителей Санкт-Петербурга?

Юлий Рыбаков:

Я не знаю точно, сколько жителей нашего города поддержали Владимира Путина - у меня есть ряд вопросов по результатам выборов как в нашем городе, так и в стране в целом, но я не могу и утверждать, что знаю точку зрения уважаемого президента, ибо он ее несколько раз менял, и делал это, не затрудняя себя мотивировками, и трудно сказать, что он думает на самом деле.

Михаил Соколов:

Но есть, тем не менее, его поступки - поступок - влияние на Сергея Степашина, есть влияние на Валентину Матвиенко - есть факт, расчищено поле для Владимира Яковлева.

Юлий Рыбаков:

Ну что же - это его позиция, наша позиция - драться до конца, отстаивать свою точку зрения и спасать наш город.

Другие материалы за ближайшие три дня:

c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены