Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
26.4.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Кризис в Югославии
[09-10-00]

Структура санкций против Югославии и перспектива их отмены

Андрей Шарый, Прага:

Западный мир с энтузиазмом реагирует на политические перемены в Югославии. Даже правительство далекой Австралии в понедельник заявило о намерении отменить экономические санкции против Белграда, пусть и насчитывается этих санкций всего лишь две. В международную изоляцию режим Слободана Милошевича угодил после начала кризиса в Боснии, как раз вовремя для того, чтобы югославской футбольной сборной запретили участвовать в чемпионате Европы 1992-го года. Спортивные запреты были, конечно, весьма обидными, но не самыми болезненными для Югославии: страну вычеркнули из системы мировых хозяйственных и финансовых связей. Страна по вине Милошевича оказалась на грани экономической катастрофы - и, наверное, скатилась бы в пропасть, если бы многие санкции не нарушались не только Белградом, но и некоторыми его соседями и многими частными компаниями почти ежедневно и едва ли не повсеместно. После подписания Дейтонских соглашений, когда мировая дипломатия назвала Слободана Милошевича "опорой стабильности на Балканах", удавку санкций ослабили. Но ненадолго: эскалация косовского конфликта привела к новым запретам и ограничениям, и вокруг Югославии выстроили целую стену из "нельзя" и "не положено". Новые санкции не распространялись на Черногорию, руководство которой оказалось в состоянии убедить Запад в своих продемократических намерениях, и в течение последнего года по понятным причинам фактически не действовали и в Косово.

По географическому принципу противоюгославские санкции делятся на три категории: наложенные ООН, полноправным членом которой Югославия, кстати, сейчас не является, Европейским Союзом и Соединенными Штатами. Отдельные страны, вроде той же Австралии, либо присоединялись к тому или иному пакету рестриктивных мер, либо вводили собственные ограничения, либо продолжали сотрудничать с Белградом, как в прежние времена. Вот примеры: Россия, Китай, Ирак, Ливия, для которых обязательным считается только соблюдение эмбарго ООН на поставки оружия и материалов для производства вооружений. Но, поскольку резолюция Совета Безопасности не предполагала создание механизма контроля за соблюдением санкций, то эта противооружейная паутина, растянутая вокруг югославских границ, оказалась дырявой.

Различают так называемые "внутреннюю" и "внешнюю" стены санкций. Последний термин определяет совокупность мероприятий, препятствующих сотрудничеству Белграда с международными, в том числе и финансовыми организациями - от ОБСЕ до Всемирного банка. Вот перечень основных санкций, применявшихся против Югославии США и странами ЕС: запрет на импорт югославских товаров и экспорт товаров в Югославию; запрет кредитов и инвестиций в югославскую экономику: замораживание авуаров СРЮ в зарубежных банках; замораживание прав на югославскую собственность за границами этой страны или ее арест; запрет на сотрудничество с югославскими государственными предприятиями и фирмами; запрет на поставки топлива и энергоносителей; запрет на воздушное сообщение с Югославией; ограничения для получения виз для въезда в страны ЕС и США. Существует специальный "черный список" из 600 с лишним фамилий, в котором перечислены высокопоставленные югославские чиновники и сотрудники Милошевича, попавшие под этот дорожный запрет.

Не бывает санкций без исключения. В ЕС разработан и "белый список" - это перечень нескольких десятков югославских частных предприятий, владельцы которых были сочтены непричастными к деяниям режима Милошевича. Всем им ЕС разрешил сотрудничать с Западной Европой. Забавно, что вскоре после обнародования "белого списка" некоторые его фигуранты попросились обратно, поскольку Белград тут же объявил всех перечисленных ЕС "хороших" бизнесменов "предателями" и заграничными лакеями. Евросоюз сделал и исключение из топливных санкций, разработав программу под названием "Топливо для демократии" - нефть и дизтопливо доставлялись специальными конвоями в те сербские города и общины, где власть контролировали партии оппозиции. Теперь есть основания полагать, что все эти "черные" и "белые" списки уйдут в прошлое. Впрочем, думаю, когда волна послереволюционных восторгов схлынет не только в Белграде, но и за границами Югославии, западные страны предпочтут не торопиться.

Кстати, некоторые санкций пока не будут отменены в интересах самой же новой югославской власти, например, считается, что сохранение запрета на перевод денежных средств из СРЮ воспрепятствует бегству из страны партийных денег. А самые последние запреты и ограничения не будут отменены до того момента, пока Слободан Милошевич не окажется на скамье подсудимых Гаагского трибунала.


Другие материалы за ближайшие три дня:

c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены