|
|
[16-05-00]
Liberty Live -
"Югославская карта" российских властей
Тему ведет Андрей Шарый. Участвует корреспондент Радио Свобода Айя Куге.
Андрей Шарый: События последних дней в Югославии - это, по существу, внутриполитический кризис. В минувшую субботу страну потрясло очередное громкое политическое убийство, уже восьмое в этом году. Во время открытий сельскохозяйственной выставке в столице югославской области Воеводина - городе Нови Сад выстрелом в упор был убит высокопоставленный функционер правящей Социалистической партии и руководитель областной администрации Бошко Перошевич. Убийца был схвачен на месте преступления и обвинен в причастности к оппозиционному Движению Сопротивления, которое в последние месяцы превращается в серьезного противника режима Слободана Милошевича. Это дало сербским властям повод для развязывания против оппозиции самой настоящей репрессивной кампании. Арестованы десятки людей. Вчера в Белграде оппозиция провела очередной антиправительственный митинг, а в Нови Саде при большом скоплении публики состоялись похороны несчастного Бошко Перошевича. Ораторы не жалели крепких выражений в адрес своих противников. Обоюдная ненависть сторонников власти и сторонников оппозиции сквозит в каждом слове. Сегодня было бы слишком громким говорить о том, что "Сербия стоит на грани гражданской войны", но завтра такое сравнение уже может показаться не преувеличением. Из Белграда сообщает корреспондент Радио Свобода Айя Куге.
Айя Куге: Если судить по заявлениям представителей сербских властей, то в Сербии существует широкая сеть иностранных наемников, шпионов и террористов - к ним принадлежат все оппозиционеры и студенты из Движения Сопротивления. Неизвестно пока, начинается ли в Сербии систематическая кампания репрессий против всех политических противников режима Слободана Милошевича, или власти на деле только запугивают людей, создавая атмосферу страха, чтобы все замолчали.
После убийства Бошко Перошевича полиция приходит в дома активистов студенческого движения и молодых членов оппозиционных партий. Она обыскивает их квартиры и забирает их в участок без ордеров на арест и объяснений, часто ночью. Это называется "собеседование". Следователи, порой их несколько, задают вопросы о работе структуры определенной политической организации и спрашивают, знаком ли задержанный с убийцей Перошевича - 50-летним, как предполагается, психически больным, сторожем. Потом полицейские фотографируют подозреваемых лиц, берут отпечатки пальцев, и через несколько часов освобождают. Были случаи, когда применялся детектор лжи.
Любопытно, что на этот раз полицейские ведут себя вежливо и профессионально, но кажется, что оппозиционеры и студенты задерживаются бессистемно. Поэтому многие предполагают, что органы безопасности, на самом деле, и не занимаются расследованием обстоятельств убийства Перошевича и мотивами преступника. Ведь сразу после убийства власти объявили, что "мотивы политические, а соучастники, якобы, члены Сербского Движения Обновления Вука Драшковича и студенты из Движения Сопротивления". Позже полиция сообщила, что разыскиваются два студента из сопротивления. Но они, как известно, еще 12 апреля уехали к родителям в Боснию.
Тем временем, общественность Сербии уверена, что режим Милошевича очень боится студенческого движения, которое перерастает в общенародное движение протеста. Поэтому властям выгодно провозглашать студентов "фашистской фалангой" и "террористами", хотя всем известно, что никакого оружия у них нет.
Андрей Шарый: И вот на таком фоне Россия в последнее дни демонстрирует свою особую близость с белградскими властями. С 7 по 12 мая в Москве гостил югославский министр обороны генерал Драголюб Ойданич - визит, в ходе которого генерал встретился со своим российским коллегой Игорем Сергеевым и начальником Генштаба российской армии Анатолием Квашниным, мягко говоря, не афишировался, по одной простой причине. Ойданич обвинен Международным Гаагским трибуналом в совершении военных преступлений. Как считает следствие, он организовывал "этнические чистки" в Косово, и поэтому должен предстать перед судом. Но генерал предстал на гостевой трибуне на Красной Площади на военном параде 9 мая, где и был замечен журналистами.
Генеральный прокурор трибунала Карла Дель Понте намеревается попросить у российских властей официальных разъяснений: почему подозреваемый в совершении военных преступлений югославский военный не был арестован на территории страны, которая в свое время, как член Совета Безопасности ООН, голосовала за организацию трибунала в Гааге, и, следовательно, взяла на себя обязательство сотрудничать с ним. Ответ прокурору, да и всем остальным, может дать визит в Москву другого югославского министра - шефа белградского внешнеполитического ведомства Йовановича. Он к трибуналу никакого отношения не имеет, и, как подчеркнул во вторник проводивший с ним переговоры министр экономики России Андрей Шаповальянц, вопросы военного сотрудничества в Москве не поднимал. Йованович увез в лишь Белград бесплатную порцию российского газа и новую российскую кредитную линию.
Но приезжал он не за этим. Из-за дверей переговорных кабинетов просочилась информация о том, что готовится визит в Белград Владимира Путина. Новый российский президент активно еще не разыгрывал в отношениях с Западом "югославскую карту". Может быть, теперь пора и ее бросить на стол? У России "собственная гордость" и в последние месяцы она особенно печется о своей международной независимости и великодержавности. Генерал Ойданича увидели на Красной Площади, потому что кому-то на почетной трибуне хотелось, чтобы югославского гостя увидели. Информация о перспективе поездки Путина в Белград просочилась, потому что кто-то был в этом заинтересован, вне зависимости от того, действительно ли российский президент готов отправиться в Югославию.
В Москве, в числе прочих объектов, Йованович посетил Храм Христа Спасителя, продемонстрировав тем самым, что народы двух стран связывают не только политические интересы, но и духовное братство. В Белграде тоже есть где встречать почетных гостей из России. Правда, циклопический кафедральный собор Святого Саввы не могут достроит уже который год - не хватает средств.
Другие материалы за ближайшие три дня:
|
|