Мы переехали!
Ищите наши новые материалы на SvobodaNews.ru.
Здесь хранятся только наши архивы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года)

 

 Новости  Темы дня  Программы  Архив  Частоты  Расписание  Сотрудники  Поиск  Часто задаваемые вопросы  E-mail
28.3.2024
 Эфир
Эфир Радио Свобода

 Новости
 Программы
 Поиск
  подробный запрос

 Радио Свобода
Поставьте ссылку на РС

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 Война в Чечне
[26-08-00]

"В лице нового депутата Думы от Чечни генерала Асланбека Аслаханова, федеральная власть получит жесткого критика нынешней политики..."

Михаил Соколов, Москва:

Заседание Центризбиркома России проходило в новом здании, построенном Управлением делами президента России с вызывающей для госучреждений роскошью. Официально сообщается, что пятиэтажный особняк в Черкесском переулке с интерьерами, отреставрированными в стиле "Русский Модерн" с внутренним двором "Атриум", стеклянными лифтами и суперсовременной техникой обошелся бюджету "всего" в 220 миллионов рублей. С помощью компьютерной системы "Выборы" глава Центризбиркома Александр Вешняков на экранах показал, как распределялись голоса на выборах в Чечне. Лидер - генерал Аслаханов, имел преимущество почти по всей территории республики, но особенно активно его поддержали на севере и востоке Чечни. Александр Вешняков считает, что выборы депутата Думы от Чечни прошли без нарушений, в соответствии с законом. Он не согласен с позицией Госдепартамента США, считавшего, что выборы надо проводить после заключения соглашения о политическом урегулировании.

Александр Вешняков:

Возникает сразу вопрос: заключение соглашения с кем?! С бандитами, которые объявили эти выборы вне закона, а всех участвующих в них - преступниками, и, как они заявили, приговорили всех 13 кандидатов, один из которых стал депутатом, к высшей мере наказания. Так с кем разговаривать?! То, что политический метод урегулирования проблемы - это выборы: это всем ясно. И если задача, чтобы больше участвовало избирателей - тоже правильно. Но давайте посмотрим, что получилось: 490 тысяч избирателей зарегистрировано на территории республики, 300 тысяч участвовало в голосовании - 62 процента.

Михаил Соколов: Александра Вешнякова не смутило и отсутствие в Чечне независимых иностранных наблюдателей:

Александр Вешняков:

Ну а кто мешал международным наблюдателям прибыть и участвовать в этом наблюдении? Мы знакомили представителей ОБСЕ со всем, что делалось по этому округу, общались с ними. Их ответ был: "Да, нам все понятно, но локальные выборы - на них мы, как правило, не проводим международного наблюдения". Так что, мы открыты, и если кто был там и хотел наблюдать, тот наблюдал, в том числе и здесь, при определенном результате выборов. А кто не хотел - пусть не пеняет при этом на кого-то другого.

Михаил Соколов:

Победитель на выборах - отставной генерал МВД Аслаханов, заявил, что он не пользовался поддержкой Москвы и назначенных ей властей Чечни.

Асланбек Аслаханов:

Ни одна фракция, ни один депутат, ни один гражданин Российской Федерации меня на этих выборах не поддержал. Хотя я знаком со всеми руководителями фракций, более, чем с половиной депутатов, и более, чем с половиной правительства. У нас в Чечне была самая нищенская организация, которая занималась предвыборными делами. Для меня эти выборы в финансовом отношении были просто страшно катастрофические. Если бы чеченцы голосовали бы желудком, как это сделали госчиновники, которые организовали выборы, то эти выборы были бы удивительными. Но чеченцы в этом случае голосовали головой.

Михаил Соколов:

Новый депутат Думы Асланбек Аслаханов видит свою задачу в парламенте в том, чтобы добиваться соблюдения прав человека в республике. Я спросил: как конкретно это сделать?

Асланбек Аслаханов:

Много ума не нужно. Надо просто одного приличного порядочного человека, а их достаточно в нашем обществе и среди военных, назначить его, чтобы он отвечал за все в республике, чтобы все силовые структуры были жестко подчинены ему, не 6 было удельных князей, а был один, который свою работу и работу своих подчиненных строил бы на основании законов, а не личных решений... Потому что начиная от командира взвода, -командир роты, батальона - они все "военачальники", они - полководцы, и те решения, которые выносят наверху - они плевать на них хотели, они действуют по своему усмотрению и по той степени жесткости, которую война им дала. А пока будет шесть структур: вот, рано утром приезжают на "БТР-ах" и забирают людей. Многие из них бесследно пропадают. Кто их забрал - выяснить невозможно. Органы федеральных властей приезжают - или с ГРУ, или с контрразведки, или с ГУБОПа или спецназа ГУИНа - но исчезают люди. Месяцами их ищут, потом выясняют: один сидит во Владивостоке, другой в Пятигорске, третий где-то в Чите. Я 33 года проработал в органах внутренних дел. Если совершено преступление, то следователь там и должен разбираться, выезжать на место преступления, опрашивать людей, а если во Владивосток направили - как будут проводиться следственные работы?! Нет абсолютно никакой взаимосвязи. Грубейшие нарушения Конституции и законов Российской Федерации, касающиеся прав человека. Родственники бегают, высунув язык, по всем инстанциям, пишут во все органы власти: "Хоть сообщите, где наш человек, которого вы забрали, за что забрали и где находится? Если вы убили, так хоть тело отдайте". Это -система. Это не выдумка, а это система. У меня море материалов по этому вопросу, я их оттуда привез. Поэтому если мы говорим, что Чечня - субъект Российской Федерации, так дайте же возможность, чтобы там на основании Конституции, законов, УПК, Уголовного Кодекса проводили все необходимые действия, направленные на борьбу с терроризмом, бандитизмом, работорговлей и другими преступлениями.

Михаил Соколов:

Так может быть, лучше ввести режим чрезвычайного положения?

Асланбек Аслаханов:

Лучше было бы, или военное положение или чрезвычайное - тогда хоть было бы ясно, в каком состоянии республика, и в каком состоянии народ. А так нет ни военного положения, ни чрезвычайного, но, извините меня, я, как кандидат в депутаты - в своей жизни я столько раз не вытаскивал из кармана удостоверение и не терпел столько унижений и оскорблений, сколько сейчас. Подойдет - ни здравствуйте, ни до свидания: " Что у тебя"? - я ему в деды гожусь. А говоришь с командиром: "Ну, чего надо, ну проезжайте. Пропускают же тебя! А то, если будешь много говорить, будешь стоять, пока не посинеешь". Вот отношение к генералу, а что говорить об отношении к простым людям?! И это, к сожалению, не просто частный случай, а повседневная действительность в Чечне.

Михаил Соколов:

В лице нового депутата Думы от Чечни генерала Асланбека Аслаханова, требующего прекратить массовые нарушения прав человека, федеральная власть получит в парламенте жесткого критика нынешней оккупационной политики военных властей.


Другие материалы за ближайшие три дня:

c 2004 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены